Ранний иудаизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Под именем иудаизма выступает сложный комплекс учений, возникший в результате длительной (примерно двухтысячелетней) эволюции представлений о боге Яхве. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен, а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, т.к в этот момент во главе сформировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Файлы: 1 файл

religia_1.docx

— 74.51 Кб (Скачать файл)

- Собор наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки дьяконов и священников.

- Собор принял решение об ужесточении наказаний за пьянство среди священства и монахов.

- Соборным решением запрещалось приглашать на свадьбы скоморохов (сохранявших еще последние деградирующие элементы языческой смеховой культуры, с которой про-должали борьбу).

- Соборное проклятие грозило волхвам и чародеям, гадающим по звездам и астрологическим книгам.

- Монахам и священникам  запрещалось «лечение наложением рук» – целительские знахарские практики.

- Как тягчайшее преступление расценивалась ложная клятва на Евангелии.

- Осуждалось, как «латинская»  мода, бритье бород.

Решения Собора были заявлены как вечные и неизменные, и проклятие грозило каждому, кто откажется от них. Собор в числе прочего постановил, в борьбе с влиянием западных миссионеров, что если «кто не знаменается двумя персты, яко же и Христос, да есть проклят!»

Именно решения этого  собора будет менять своими действиями патриарх Никон, и именно к нему будут аппелировать старообрядцы.

Стоглавый собор закончил работу, начатую соборами 1547 и 1549 гг. под руководством митрополита Макария.

В 16 веке Фелофеем выдвинута концепция «Москва – третий Рим».

В 1455 г. Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета рос- сийского государства, а также возросшее влияние Русской православной церкви за рубежом привели к тому, что в  1589 г. с согласия Константинопольского патриарха была создана московская патриархия и митрополит Иов на Поместном соборе был избран первым русским патриархом.

Дальнейшее укрепление власти церкви в государстве было проведено патриархом Никоном в середине 17 века. Никон провел ряд реформ, последствием которых явился раскол в Русской православной церкви – возникло старообрядчество.

Окончательное подчинение церкви государству произошло в период правления Петра I. Петр I предпринял четыре меры, серьезно изменивших и значительно ослабивших русское православие:

1. Первой, наиболее известной мерой было то, что в 1721 г. Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Святейший синод – коллективный орган, члены которого назначались царем.

2. Второй, гораздо более страшной, хотя и менее известной сейчас мерой было то, что Петр, ни много ни мало, ввел квоту священников на число крестьянских дворов.

3. Третьей мерой стал т. н. «ценз оседлости».

4. Кроме этого, Петр лишил монастыри прежнего иммунитета и отныне призывник-рекрут не мог скрыться от армии или стройки в монастыре, как ранее.

В 1742 году архиепископ Амвросий и митрополит Арсений обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о восстановлении патриаршества – ответа не было.

Следующей мерой стал указ Екатерины II о секуляризации церковных, прежде всего монастырских имуществ в России и взятии на государственное содержание и «укрупнении» монастырей. Указ был приведен в жизнь в 1764 году.

В 1876 году был сделан Синодальный  перевод Библии на русский язык, доныне являющийся каноническим в русском православии.

В 1884 году проведена реформа церковно-приходских школ и начался переход к всеобщему начальному и всеобщем начальному религиозному образованию в стране.

В ноябре 1917 года патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон. Так произошло «второе введение», или точнее, восстановление патриаршества в России.

 Так в 1943 году, с избранием митрополита Сергия патриархом, патриар-

шество в России было установлено третий раз. После смерти патриарха Сергия 15 мая 1944 года в 1945 г. на новом Поместном Соборе патриархом был избран Алексий Первый, много сделавший для восстановления православия.

Был создан специальный Совет по делам русской православной церкви, ставший посредником между церковью и государством. Однако в 1958 году Н.С. Хрущев начинает новую атемистическую идеологическую антицерковную кампанию. В 1971году после кончины патриарха Алексия на Поместном Соборе был избран патриархом митрополит Крутицкий Пимен. При нем в 1988 году на Поместном Соборе в честь 1000-летия крещения Руси был принят новый устав об управлении церковью.

На Поместном Соборе 1990 года вместо скончавшегося патриарха Пимена в результате тайного альтернативного голосования был избран патриархом под именем Алексия II митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий(ум. В 2008 г.).

Церковные расколы  и ереси в православии.

Одной из первых русских ересей было стригольничество.

Происхождение этого названия неясно. Быть может, оно связано с тем, что среди еретиков было много монахов, проходивших обряд пострижения. Постригаемому послушнику священник крестообразно выстригал волосы на голове в знак его посвящения Христу. Пострижение символизировало полное принятие монастырского устава, отречение от мира. Ересь стригольников возникла в XIV в. первоначально в Новгороде, затем перекинулась в Псков. Стригольники критиковали недостойное поведение духовенства.

Иосифляне и нестяжатели. См выше.

Наиболее значительное потрясение Русская православная церковь испытала в середине XVII века, когда произошелраскол. Под расколом в религиоведческой литературе понимается религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества. Поводом для раскола стала проведенная по инициативе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона реформа, направленная на исправление богослужебных книг по греческим образцам и установление единообразия церковной службы. Вместо «Исус» стали писать «Иисус», вместо «певцы» – «песнопевцы» и т. д. Была сокращена церковная служба, введены новые традиции церковного песнопения. Двуперстное крестное знамение было заменено на трехперстное, наряду с восьмиконечным крестом был признан шести и четырехконечный. Земные поклоны заменены поясными, изменено направление движения вокруг храма во время крестного хода и служб – крещения, венчания, освящения храма и т. д. («посолонь» – на «противосолонь»). Раньше, до реформ, места для каждого храма выбирали особым образом, теперь этот порядок выбора места для создания храма на местности был значительно упрощен. Эти изменения вызвали огромные последствия. Все русское общество раскололось на приверженцев старой и новой веры. Этот раскол на самом деле имел свои как идеологические, так и социально-политические мотивы. Действия Никона вызвали резкое осуждение со стороны многих авторитетных священнослужителей, в том числе протопопов Иоанна Неронова и Аввакума.

Реформа затронула все  стороны церковной жизни, в том числе и те, с которыми ежедневно соприкасался всякий русский православный человек. Так, помимо замены двоеперстия на троеперстие, в церковных службах двойное возглашение «аллилуйи» – тройным, хождение «по солнцу» при совершении некоторых богослужений – хождением «против солнца», написание имени «Исус» изменялось на «Иисус». Вместо традиционно почитавшегося на Руси восьмиконечного православного креста предписывалось почитать только четырехконечный. Заметно переменились тексты ряда общеупотребительных молитв, богослужебных книг, в том числе Псалтири, Служебника. Подвергся редакции и текст Символа веры. Церковная власть стремилась утвердить реформу принятием соборных церковных решений, отлучением от церкви противников реформы и применением к ним наказаний в виде ссылок, заключений и казней. Собор 1656 г. провозгласил отлученными от церкви тех, кто придерживается двоеперстия и одобрил изданную патриархом Никоном книгу «Скрижаль» – сборник греческих и русских сочинений, направленный на оправдание реформы. На соборе 1666 г. были осуждены некоторые первые вожди старообрядчества: протопоп Аввакум, диакон Феодор, священник Лазарь.

Основную массу раскольников составляли крестьяне, отчасти ремесленники, скрывавшиеся в скиты и лесные поселки от боярских и монастырских поборов, от произвола властей, искавшие не только праведной старой веры, но и воли. в Сибири сложились огромные поселения старообрядцев, поселки и даже небольшие городки, крестьянские семьи уходили туда тысячами. Противники реформы были преданы церковному проклятию – анафеме на Поместном соборе 1666–1667 годов. С этого времени они подверглись жестоким репрессиям. В знак протеста они сжигали себя живыми. В 1675–1695 г. было зарегистрировано 37 коллективных самосожжений, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек. Идейным руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум, который также осуществил акт коллективного самосожжения в срубе строящегося дома.

Уже в конце XVII века старообрядчество раскололось на два основных направления: поповцев и беспоповцев.

У поповцев существует два основных течения, у каждого своя церковная организация, митрополтия Московская (Белокриницкая Церковь) и архиепископия Новозыбковская (Брянская обл.).

Беспоповцы, в свою очередь, распались на множество разновидностей (толков) и групп (согласий), входящих в один толк, находящихся в состоянии взаимной конфронтации. Одними из наиболее умеренных, распространенных и влиятельных являются Поморский толк (его общины имеются в Прибалтике, Белоруссии), Филипповский толк, Спасовский толк, федосеевский толк. Более радикальные, изолированные от мира – страннический, беглопоповский толк. В Латвии функционирует Высший Старообрядческий Совет.

В 1988 г. Аввакум был причислен старообрядцами к лику святых. В 1971 году на Поместном соборе Русской православной церкви со старообрядцев была снята анафема (принятая на Соборе 1666–1667 гг.) и тем самым были созданы канонические предпосылки для сближения и объединения с Русской православной церковью. Но такой процесс не пошел. Все закончилось декларациями. В настоящее время в России действует ряд самостоятельных старообрядческих церквей. Поповцы: Русская православная старообрядческая церковь (митрополия) во главе с митрополитом Московским и всея Руси; Русская Древнеправославная церковь (архиепископия) во главе с архиепископом Новозыбсковским, Московским и всея Руси. Беспо-повцы: поморский, федосеевский, филипповский, Спасский толки, часовенское согласие.

Обновленчество  представляло собой разнородное движение, включающее в свой состав три основных группировки: так называемую «Живую церковь» во главе с архиепископом Антонином (Грановским), «Церковное возрождение» (возглавлял В.Д. Красницкий) и «Союз общин древнеапостольской церкви» (руководимый протоиереем А.И. Введенским). Обновленцы неоднократно предпринимали попытки консолидировать свое движение, создать единую организацию. Наиболее крупной из этих попыток был созыв в мае 1923 года II Всероссийского Поместного собора православной церкви, который принял ряд важных документов, направленных на модернизацию вероучения и культа и примирение церкви с Советской властью. Идеологи обновленческого движения выдвинули широкую программу реформ, которая включала в себя пересмотр всех сторон церковной жизни: догматов, этики, литургии, канонического права и т. д. Конечная цель этих реформ состояла в устранении всех тех наслоений в православном вероучении и церковной практике, которые обусловили защиту духовенством интересов эксплуататорских классов, и создании идеологической основы для перехода на позиции отстаивания интересов рабочих и крестьян.

Одна из важнейших особенностей обновленческого движения 20-х годов, четкая социальная переориентация православия. Лидеры обновленческого движения с самого начала приветствовали Великую Октябрьскую социалистическую революцию и тесно сотрудничали с представителями Советской власти в решении многих конкретных проблем взаимоотношения церкви и государства. Они осуждали антисоветские действия верхушки официальной русской православной церкви во главе с патриархом Тихоном. Представители обновленчества формулируют концепцию социальной этики христианства, которая позволяет церкви вторгаться в область политики, оставаясь внешне в рамках этического учения.

 

Православные  праздники. Двенадцать Двунадесятых и  пять Великих. Престольные.

Важное место в православном культе занимают праздники и посты. В церковных календарях каждый день связан с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Во главе праздничного круга Русской  православной церкви – пасха. Пасха – это наиболее почитаемый в православии общехристианский праздник, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа. Поскольку идея воскресения является центральной в христианстве, постольку и посвященному этому событию празднику отводится центральное место. Православные богословы называют его «праздником праздников» и торжеством из торжеств. Этот праздник отмечается в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Для исчисления дня празднования пасхи составляются специальные таблицы – пасхалии. Вслед за пасхой по значимости идут так называемые двунадесятые праздники – Рождество Христово, Крещение господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Успение Богородицы, воздвижение Креста, Вход Господен в Иерусалим или Вербное воскресение, Вознесение и Троица. За двунадесятыми праздниками следует пять праздников, называемых великими: обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Иоанна и Павла, усекнове- ние главы Иоанна Предтечи, покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанные с престолами – святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому. В Русской православной церкви широко распространены «Николин день», «Ильин день», день «Казанской божьей матери» и другие.


Информация о работе Ранний иудаизм