Ранний иудаизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Под именем иудаизма выступает сложный комплекс учений, возникший в результате длительной (примерно двухтысячелетней) эволюции представлений о боге Яхве. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен, а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, т.к в этот момент во главе сформировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Файлы: 1 файл

religia_1.docx

— 74.51 Кб (Скачать файл)

Иудаизм.

Ранний  иудаизм: до талмудического периода  включительно.

Под именем иудаизма выступает  сложный комплекс учений, возникший  в результате длительной (примерно двухтысячелетней) эволюции представлений  о боге Яхве. Термин «иудаизм»  происходит от названия еврейского племенного объединения  Иуды, считавшегося по библейскому  повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен, а  в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, т.к в этот момент во главе сформировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Центральный цикл источников иудаизма – библейские (ветхозаветные) тексты, возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от 13–12 до 2 вв. до н.э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера, собранные  и обработанные в религиозном  духе еврейскими компиляторами в  довольно поздний период.

Иудейский (ветхозаветный) канон  Священного писания иудаизма (Танах) делится, согласно традиции, на три части:

1) Тора («Закон»), или «Пятикнижие  Моисея» (позднее было приписано  Моисею): книги Бытие, Исход, Левит,  Числа  и Второзаконие –  5 книг;

2) «Невиим» («Пророки») (куда входят т.н. исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1–4-я книги Царств (1–2-я книги Самуила и 1–2-я книги Царей), излагающие историю Палестины до начала 6 в. до н.э., и сборники речей «больших» пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля (у христиан также и книга Даниила) и двенадцати «малых» пророков;

3) «Ктувим» («Писания»), к которым относятся Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломона, книга Иова и т.н. Плач Иеремии, сборник свадебной лирики Песнь песней, 1–2-я книги Хроник (1–2-й Паралипоменон), а также книги Ездры, Неемии, Руфи, Есфири, Даниила, Экклесиаста.

История иудаизма условно  делится на 4 периода: 1)  библейский, 2) талмудический, 3) раввинистический и 4) реформированный (современный).

Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических документов: Священном  Писании  (Танах) и Священном Предании  (Талмуд). Содержание Священного Писания известно широкому читателю по Ветхому Завету Библии. Канонический вариант Танаха был создан Ездрой в V в. до н.э., а окончательно еврейский канон сложился только в III в. до н. э. – I в. н.э. – это т. н. «масоретская Библия» (масора – традиция).

Священное придание Талмуд - предполагается, что якобы кроме  Письменной Торы на горе Синай Моисею была дана и некая Устная Тора, которая долгое время передавалась из уст в уста. после деятельности Ездры она использовалась наряду с толкованиями наиболее авторитетных религиозных мудрецов – мидрашами, для создания священного предания – Талмуда. Талмуд признают не все.

Концепция иудаизма заключена  в договоре между всемогущим Богом  и человеком. Именно в договоре Бог  сообщает, открывает человеку, чего именно он от него требует, и одновременно берет на себя обязательства воздавать  человеку по мере соблюдения последним  каждого из пунктов договора. Избранной  Богом для договора группой, является народ, ведущий свое происхождение  от Авраама – первого человека, который, по преданию, вступил в договорные отношения с божеством. Этот завет-договор  содержит два ключевых положения. Первое – евреи обязаны признать, что  Бог Яхве – единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого  человека. Второе – еврейский народ  является избранным Народом, он будет  находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным. Второе положение  ориентирует еврейский народ  на этническую замкнутость (в 444 году до н.э. иудаистское духовенство настояло на принятии закона запрещающего евреям вступать в родственные отношения с другими народами).

Согласно иудаизму у человека две души – животная и божественная.

1.Библейский период.

Иудаизм – религиозная  система, возникшая на территории; Палестины  на рубеже II–I тысячелетия до н.э. формирование иудаизма как национальной религии  евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись  на территорию Палестины. Сами иудеи  считают, что религия зародилась якобы в начале 2 тыс. до н.э. в результате союза (Брит) заключенного Богом с праотцом еврейского народа, Авраамом из халдейского города Ура. По мнению современных историков, процесс этногенеза древнееврейских племен реально начался приблизительно в конце 16–15 вв. до н.э., когда в Вавилонии, находящейся тогда под властью касситов, произошло восстание, и было подавлено. Но часть халдейских и, возможно, даже и касситских племен, поддержавшая восставших, была не уничтожена, а вытеснена и бежала за пределы Вавилонии. Их стали называть «ибри» – «ушедшие за реку» (река-Евфрат). В течение 15–14 вв. до н.э. эти племена движутся в Сиро-месопотамскую степь и оказываются в Южной Сирии и Палестине приблизительно к концу 14 в. до н.э. Они объединены в несколько племенных союзов (Моав, Эдом и, среди прочих, Израиль). В процессе продвижения из Двуречья в Палестину эти племена увлекли с собой кого-то из тех через чьи земли проходили, кого-то ассимилировали, появлялись новые обычаи и забывались старые…шел процесс этногенеза. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен принципиально не отличались от верований, ритуалов и обрядов других соседних народов. Изначально было многобожие. Верховным Богом считался Эл – бог плодородия. Начиная с XIII века до н. э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинают постепенно складываться отдельные элементы иудаизма как монотеистической религии.

Согласно иудейской легенде  после заключения союза с Богом  Авраам со своей женой Сарой пришли в Ханаан по велению Бога. От 12 сыновей внука Авраама – Иакова – Израиля и произошли, якобы, 12 колен (племен) израилевых, а потом в периоды голода и засухи евреи переселились на более плодородные земли, в Египет, где сначала жили хорошо, а потом были обращены в рабство, из которого их вывел Моисей, получивший от бога на горе Синай скрижали – каменные таблицы с 10 заповедями бога, ставшие главной святыней еврейского народа. Скрижали были помещены в Ковчег, специальный ларец для их хранения, в котором их якобы хранили с тех пор – во время странствий по пустыне и последующего завоевания евреями Ханаана под руководством Иисуса Навина (Моисей умер во время странствий по пустыне), и позже – в первом Храме, построенном царем Соломоном в 945 г. до н.э., вплоть до разрушения Храма и пропажи Ковчега со скрижалями при взятии и разрушении Иерусалима Вавилонянами в 587–586 гг. до н.э. Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа израильтян (возможно, племена Иуды и Левии) еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII–XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину – с Иисусом Навином. В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные предводители. Одного из них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. над племенным наследственным правителем (конец XI в. до н.э). После того, как Саул проиграл филистимлянам битву и покончил с собой, к власти пришел его зять Давид. Он захватил Иерусалим и сделал его столицей иудейского царства. Давид провел перепись населения и обложил его налогом. 10 племен во главе с сыном Давида Авессаломом подняли мятеж. Авессалом был убит, мятежники разбиты. После этого мятежа Давид сделал соправителем и наследником своего сына Соломона. Он построил первый храм Яхве в Иерусалиме в 945г. до н.э. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность.

Очевидно, самое многочисленное племя Иуды, давшее царскую династию, и племя Левии, давшее жрецов и  их помощников-левитов, по-прежнему контролировали власть в стране и родовым элитам остальных иудейских десяти племен это совершенно не нравилось. В результате после смерти Соломона государство  сразу же раскололось на две части. В Иудее со столицей в Иерусалиме и государственным культом Яхве, жрецы которого очевидно имели сильное  влияние на царей Иудеи, остались жить только два племени – Иуда и Левия. Все остальные десять еврейских племен не признали их власть и культ Яхве как главный и  отделились, создав свое государство  Израиль со столицей в Самарии.

Противостояние языческого Израиля и яхвистской Иудеи продолжалось долго, но в конце концов они, вместе с Дамасским царством и многими другими соседними княжествами, должны были объединиться против великих держав, заинтересовавшихся богатым регионом. В 722 году до н.э. Ассирия захватила и уничтожила Израильское царство, и десять из двенадцати племен (колен) израильских были переселены ассирийцами в разные части их державы и с этого времени до конца 20 века н.э. считались потерянными. До иудеи ассирийце не дошли, позже она стала платить им большую дань. При царе Иосии (640–609 гг. до н.э.) Иудея вернула себе самостоятельность и расширилась на север и запад за счет ассирийских владений. Наиболее важны для нас религиозные реформы, проведенные царем Иосией в Иудее в 622 г. до н.э. (Иосия обнародовал книгу Завета, тождественную, по-видимому, в каком-то бъеме с Второзаконием и подытожившей учение пророков) была систематизирована и обоснована догматика иудаизма, а также кодифицирован религиозный канон – Танах (Ветхий завет). Одновременно именно тогда Иосия запретил всех богов кроме Яхве в Иудее, приказал убить их жрецов и уничтожить святилища. Был введен монотеизм. Царь Иудеи был разбит в 609 г. до н. э. при Мегиддо фараоном Нехо II и погиб. В 587 г. до н. э. вавилонские войска взяли Иерусалим, считавшийся неприступным. Последний иудейский царь Цидкия был ослеплен, и значительная часть иудеев была уведена в плен в Вавилонию.

Ахемениды восстановили Иерусалим как привилегированный храмовый город, расположенный на военных и торговых путях в Египет. По приказу Кира иудеям, уведенным в вавилонский плен, было разрешено вернуться на родину, а Иерусалим подлежал восстановлению. Отстроен был и иерусалимский храм Яхве на холме Сион. Особенно важно разобрать деятельность Ездры и Неемии ибо она, собственно, и создала окончательно канон и основные принципы иудаизма. Кроме восстановления Иерусалима (под руководством Неемии) при строительстве и восстановлении храма Яхве («второй храм»), которым руководил Ездра, якобы нашли в развалинах храма спрятанные таблички с текстами Священного Писания. В 444 году Ездрой и Неемией были проведены две реформы – во-первых для спасения религии и народа от ассимиляции вавилонянами и персами из иудейской общины были изгнаны все евреи, не поклонявшиеся Яхве (имелись в виду, очевидно, перешедшие в вавилонские религии и зороастризм) и все не иудеи, даже и поклонявшиеся Яхве. Во-вторых, именно тогда были запрещены браки с иноверцами и введен принцип отнесения к иудаизму по материнской линии. Наряду с появившимися во время вавилонского пленения синагогами – местами временного отправления религиозных служб после разрушения храма, и общиной-кагалом во главе со старейшинами – главами торговых и ремесленных наиболее богатых родов возникает и раввинат – раввины первоначально знатоки религии и права из наиболее знающих религию и уважаемых старейшин, ведущие службы в синагогах по просьбе общинников вместо не имеющих права проводить такие службы вне храма жрецов. С этого времени в иудаизме окончательно утверждается монотеизм. И хотя на монотеистической интерпретации иудаизма якобы настаивали многие библейские патриархи и пророки, а утверждение подлинного монотеизма Библия связывает с именем пророка Моисея, но мы видим, что по мнению исто-риков, на самом деле о монотеизме возможно говорить только со времен Иосии, а Тора в ее нынешнем виде уверенно может быть датирована временем не ранее реформ Ездры и Неемии, т.е. не ранее 444 г. до н.э. Так с 444 г. кончается первый – библейский период исто-рии иудаизма и начинается второй – талмудический.

2. Талмудический  период (444 г. до н.э. – 500 г.н.э.).

В этот период иудаизм окончательно сформировал и кодифицировал Танах – Священное Писание к 1 в. н.э. (т.н. «масоретская Библия»). Следует особо отметить, что в этот период окончательно вошли в Писание многочисленные заимствования из зороастризма, сделанные во времена вавилонского пленения (представление о верховном духе зла –Сатане, об ангелах и демонах («херувим» – от вавилонского «керуб», священный крылатый бык – добрый дух), зороастрийские идеи о Последней Битве Добра со Злом – в память гибели Иосии – названа Армагеддон, о воскрешении из мертвых и Страшном Суде и пр.

В этот период иудаизм попадает в зону влияния античного мира с завоевания Палестины в 322 году до н. э. Александром Македонским. Это событие привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Восточного Средиземноморья. После распада державы Александра Иудея оказалась в составе царства Селевкидов. В 170 г. до н.э. к власти в Селевкии пришел Антиох IV, который хотел превратить самые крупные торговоремесленные города Ближнего Востока и Двуречья, ему подвластные, в эллинистические полисы с эллинистической религией и Иерусалим не был исключением. Эта затея провалилась.

В 63 г. до нашей эры Помпей, проходя с римскими легионами мимо Иудеи, впервые вмешался в политическую борьбу (фактически гражданскую войну) в Иудее за власть между несколькими группами элиты и, естественно, поддержал лояльного Риму кандидата.В дальнейшем Иудея оказалась в составе Римской империи. Иудейская война (66–74 гг. н. э.). Однако императоры Веспасиан и Тит Флавий эффективно подавили его. Римская армия взяла, после ожесточенной осады и кровопролитных боев, штурмом неприступный Иерусалим. Храм был взят штурмом, разрушен и сожжен, от него уцелела одна Западная стена (ныне – Стена Плача). Римляне, учтя психологический эффект, взяли храм штурмом в девятый день месяца ава – в тот же день, когда вавилоняне когда-то взяли и разрушили Первый Храм. Последние восставшие оборонялись в горной крепости Мосада и покончили с собой, чтобы не попасть в плен. Потом евреи поднимали еще восстания в 113–117 гг. и в 132–135 годах.

Восстание, названное Великим, началось под предводительством военного вождя, которого многие религиозные иудеи сочли обещанным Мессией, призванным дать евреям власть над всем миром и было особенно ожесточенным. Император Адриан подавил это восстание, запретил евреям ритуал обрезания, важный для евреев религиозный знак союза с Богом. Евреи после подавления этого восстания частично были депортированы, частично сами бежали за пределы Иудеи. Это, согласно иудейской традиции, было второе расселение (первое – после разгрома Израиля в 722 году до н.э.). Разрушение первого Храма считается в иудейской традиции наказанием Бога за идолопоклонство, причиной разрушения Второго Храма, по Талмуду, являлось наказание за внутреннюю вражду, поразившую народ. После разрушения Второго Храма и Иерусалима начался Период Диаспоры.

Информация о работе Ранний иудаизм