Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 14:04, реферат

Описание работы

Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области». В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская.

Содержание работы

1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии.............................................................................................................................................................3
2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии.................................................................................11
3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине.................................................13
4. Черногорская митрополия...............................................................................................................15
5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого....................18
6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика
их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками..........19
7. Современное положение Сербской Православной Церкви.........................................................22
8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей.............................................................33
9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях............................................................37
Заключение...........................................................................................................................................38
Список использованной литературы..................................................

Файлы: 1 файл

Сербская церковь.docx

— 108.37 Кб (Скачать файл)

А спустя всего две недели, 20 января, патр. Павел лично благословил студентов, блокировавших в течение 20 часов улицы в центре города против полиции. 27 января, в праздничный день памяти св. Саввы, Сербкой Церковью было организовано шествие по улицам Белграда за свободу и национальное единство. Собравшее 100 тыс. человек, шествие прошло 3 км по центру Белграда к огромному, строящемуся с 1980 г. собору св. Саввы. Процессию возглавил патр. Павел вместе с многочисленным духовенством; верующие шли с иконами, свечами и деревянными крестами. «После шумных волнений манифестаций предыдущих дней процессия представляла впечатляющий контраст своей тишиной, прерываемой только церковными песнопениями», - говорится в сообщении об этом событии.

В открытом письме албанским студентам Косово от 3 января 1998 г. патр. Павел выступил против жестокости полицейских репрессий, осуществленных по отношению к демонстрациям албанских студентов, но при этом он подчеркнул, что студенты должны отказаться от идеи создания независимого от Сербии государства.

Усилия Сербской Православной Церкви по урегулированию кризиса в бывшей СФРЮ не ограничиваются только деятельностью внутри страны. На международном уровне СПЦ занимает активную позицию с целью донести православное видение югославской проблемы и достичь конкретных результатов в рамках межрелигиозных и политических контактов.

В международной деятельности Сербской Церкви можно выделить три направления, следуя взгляду самих сербов, который выражен в статье проф. д-ра М. Евтича, опубликованной в официальном органе СПЦ «Гласник»:

  1. Сотрудничество с православными сестринскими Церквами;

  1. Контакты с неправославными конфессиями и религиозными организациями;

  1. Действия на международной политической арене.

Как отмечает проф. М. Евтич, «наибольшую поддержку своих верующих и всего сербского народа СПЦ получила от греческих церковных иерархов Греции, Кипра, Турции и других регионов, в которых имеются греческие церкви». Так, например, в 1992 г. в Фанаре (резиденции Вселенского патриарха в Стамбуле) на встрече представителей всех поместных Церквей под председательством Вселенского патриарха СПЦ изложила видение проблемы в Югославии. Представители Православных Церквей, осудив раскол Македонской Церкви, оказали серьезную поддержку СПЦ. Из Греции и Кипра постоянно идет гуманитарная помощь, а Греция поддерживает Сербию и в международных выступлениях. Архиерейский Собор 1994 г., подчеркнув, что «наибольшее братолюбие и крупнейшую бескорыстную помощь оказал своим братьям греческий народ», присудил Греческой Православной Церкви и греческому народу высшую награду СПЦ - орден св. Саввы I-ой степени.

Болгарская Православная Церковь (БПЦ) также поддержала Сербскую Церковь, «а, тем самым, и сербский народ», «в отличие от руководства болгарского государства, в числе первых признавшего независимость бывшей Боснии и Герцеговины и остальных отделившихся от СФРЮ республик». Болгарская Церковь отказалась поддержать идею присоединения к ней Македонской Церкви. «Мы признаем самостоятельность Македонской Церкви только после того, как это сделает ее Церковь-Мать - Сербская Православная Церковь», - заявил официальный представитель БПЦ, что вызвало большое огорчение в политических кругах Македонии.

Румынская Православная Церковь устами своего известного богослова о. Ионы Бриа подчеркнула, что у сербского патриарха Павла «глубоко христианский, а не партизанский подход к проблеме» кризиса в бывшей СФРЮ.

В 1993 г. организация по оказанию гуманитарной помощи при постоянной Конференции православных канонических епископов в Америке «Международная христианская православная помощь» приняла решение оказать гуманитарную помощь оказавшимся на территории Сербии беженцам.

Большая поддержка Сербской Церкви была оказана со стороны Русской Православной Церкви. В мае 1993 г. святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Св. Синод сделали Заявление относительно положения на территории бывшей Югославии, в котором высказали сопереживание тяжелым страданиям сербского народа и других народов бывшей Югославии. А в феврале 1994 г. патр. Алексий выступил против намеченных авиацией НАТО (по согласованию с ООН) бомбардировок сербских позиций под Сараево.

Важное значение имел официальный визит патриарха Алексия II в Сербию в мае 1994 г. и ответный визит в Россию патриарха Павла в октябре того же года. Эти визиты предстоятелей двух Поместных Церквей не только стали символом единства веры и единения усилий в решения югославской проблемы, но и послужили к укреплению авторитета Сербской Церкви как в сербском обществе, так и в глазах международной общественности.

Святейший патриарх Алексий II во время визита в Югославию с 14 по 19 мая 1994 г. посетил вначале Белград, где у него состоялись встречи со святейшим патриархом Сербским Павлом, президентом СРЮ З. Лиличем и президентом Сербии С. Милошевичем. Затем он побывал в городах Сремски Карловцы и Нови Сад, 17 мая встретился (вместе с патр. Павлом) на сараевском аэродроме с загребским кардиналом Франьо Кухаричем (во время встречи была подписана совместная Декларация о мире). После этого патриархи встретились в г. Пале с президентом Республики Сербской Р. Караджичем. Святейший патр. Алексий II вместе с патриархом Павлом посетили также столицу Черногории г. Подгорицу, Цетинский монастырь, встретились с президентом Черногории М. Булатовичем. Затем патриархи посетили г. Требинье в Герцеговине, а 19 мая побывали в Косово, в Грачаницком монастыре, где их встретили многокилометровые вереницы богомольцев всех сословий и возрастов, тянувшиеся вдоль дороги в монастырь.

Святейший патриарх Павел посетил с ответным визитом Россию с 6 по 13 октября 1994 г. Он провел переговоры со святейшим патриархом Алексием II, посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Московскую Духовную Академию, встретился с вице-премьером Российской Федерации О. Сысковцом, председателем Государственной Думы И. Рыбкиным и мэром г. Москвы Ю. Лужковым. Во время переговоров с патриархом Алексием II были осуждены действия македонских и украинских раскольников - «автокефалистов», а также деятельность различных сект. Была отмечена необходимость мирного урегулирования конфликта в бывшей Югославии.

Контакты Сербской Церкви с неправославными религиозными организациями можно разделить на четыре группы:

  1. межрелигиозные и межконфессиональные контакты общего характера;

  1. контакты с католической Церковью;

  1. контакты с протестантскими деноминациями и объединениями;

  1. контакты с нехристианскими - прежде всего мусульманскими - организациями.

Из межконфессиональной деятельности СПЦ необходимо отметить послание главам Православных автокефальных Церквей, папе Иоанну Павлу II, кардиналу Загребскому Ф. Кухаричу, руководителям ВСЦ и КЕЦ, направленное патриархом Павлом в 1991 году с целью проинформировать их, что «в Хорватии многие сербские священники ранены и СПЦ оплакивает смерть многих своих верующих в Хорватии». Патриарх Павел обратился с призывом к «христианскому решению кризиса».

А 15 декабря 1991 г. и 8 ноября 1992 г. по просьбе СПЦ в Европе прошли экуменические молитвы о мире в бывшей Югославии. В самой Сербии, в г. Пече, с 8 по 10 декабря 1993 г. прошло заседание круглого стола по проблемам мира и справедливости, в котором участвовали представители различных религиозных общин бывшей СФРЮ.

Начало активным контактам с католической Церковью было положено 7 мая 1991 г. в г. Сремски Карловцы на встрече делегации СПЦ, возглавляемой патриархом Павлом, с делегацией Католической Церкви Хорватии во главе с Загребским архиепископом кардиналом Ф. Кухаричем, президентом Епископской конференции Югославии. Это была первая встреча такого уровня за 23 года. В итоговой декларации стороны заявили, что настоящий конфликт не имеет конфессиональных корней и призвали верующих подавить «националистические чувства». Стороны «не могут и не хотят дать конкретное решение происходящему в стране кризису», - говорится в декларации, выход - в «политической воле наших народов и их руководителей». Впрочем, несмотря на это заявление, уже осенью митр. Загребский Иоанн обвинил Католическую Церковь Хорватии в действиях против Православия и провел параллель с эпохой усташей, когда из 557 православных священников 217 были убиты, а 334 - депортированы.

В начале 1994 г. внеочередной Архиерейский Собор СПЦ обсуждал возможность встречи патриарха с папой Иоанном Павлом II. Епископы Боснии и Герцеговины критиковали папу за открытые высказывания в пользу военного вмешательства против сербов в Боснии, епископы Хорватии - за то, что папа первый признал это государство. В итоге архиереи не изъявили желания видеть папу в Белграде.

Попытки продолжить контакт с католиками наблюдаются в Сараево. 7 января 1997 г. на рождественской литургии в одной из древнейших православных церквей города - церкви св. Архангелов - присутствовал католический архиепископ Сараево кардинал Винко Пулич. Визит в православную общину стал ответом на посещение сербским митрополитом Восточной Боснии Николаем (который живет в изгнании в г. Пале) праздника католического Рождества 25 декабря 1996 г. А в марте 1997 года сербская православная община г. Сараево изъявила готовность принять папу во время его визита в Сараево 13 апреля.

Что касается диалога с мусульманами, то в начале 1994 г. патр. Павел посетил резиденцию мусульманского муфтия в Белграде Хандия Юсуфспахика, причем оба лидера высказались за прекращение военных действий в Боснии и Герцеговине. Однако во время визита в Сербию святейшего патриарха Алексия II глава мусульманского религиозного объединения Боснии и Герцеговины реис-улл-улехма Мустафа Церич не проявил готовности встретится с патриархом Московским и всея Руси, «обвинив Русскую Православную Церковь в том, что она не подняла голос против якобы совершенных вооруженными силами Сербской Республики злодеяний» над мирным мусульманским населением.

Таким образом, как отмечает проф. М. Евтич, «взаимопонимания с католиками и мусульманами (которые отстаивают интересы своих единоверцев в Хорватии и Боснии и Герцеговине соответственно) достигнуто не было. Определенный прогресс необходимо признать в контактах с протестантами, но все же сербская проблема не была ими верно понята и представлена».

Из контактов с протестантскими организациями наиболее плодотворными были контакты со Всемирным Советом Церквей (ВСЦ) и Конференцией Европейских Церквей (КЕЦ). Интересно, что после того, как ВСЦ и КЕЦ в начале 1993 г. поставили вопрос о насилии над 30 тысячами женщин в Боснии со стороны сербов (это сообщение оказалось ложным) и о якобы безмолвном попущении этому со стороны СПЦ, с 11 по 16 февраля 1993 г. объединенная делегация ВСЦ и КЕЦ побывала в Белграде, где встретилась с патр. Павлом и другими деятелями Сербской Церкви. По итогам визита делегации Элизабет Солтер из отдела по правам человека было сделано важное заявление: «Мы установили, что патр. Павел призывает к прекращению вражды, и наладил сотрудничество с представителями других конфессий, существующими на территории бывшей Югославии, но его драгоценные усилия освещаются в международных средствах массовой информации недостаточно и неправильно». Этот вывод был авторитетно подтвержден 45-м заседанием Центрального Комитета ВСЦ, состоявшимся 20-28 января 1994 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). По инициативе Русской Православной Церкви ВСЦ направил «Послание к Церквам в странах бывшей Югославии», в котором отметил «односторонность и необъективность сообщений об этом конфликте», поскольку «насилие и жестокость совершается каждой из воюющих сторон». ВСЦ критически высказался по поводу санкций ООН против Сербии и Черногории, так как эти меры не могут остановить поставки оружия, а приводят к нехватке продовольствия и медикаментов у мирного населения. В конце 1993 г. КЕЦ организовала в Пече встречу представителей религиозных объединений бывшей СФРЮ, а 18-22 февраля 1996 г. в Белграде прошел экуменический диалог по примирению, созванный КЕЦ и Богословским факультетом СПЦ.

Необходимо отметить создание в Хорватии 14 февраля 1997 г. Экуменического комитета - для обеспечения благоприятных условий диалога и действий в духе примирения. В комитет вошли представители православной, католической, лютеранской, баптистской, пятидесятнической и реформатской Церквей. Среди первых задач комитета - образование общей делегации на 2-ое европейское экуменическое заседание в Граце (Австрия) в июне 1997 г.

Третье направление деятельности Сербской Православной Церкви на международном уровне - контакты с различными общественными и политическими деятелями и обращения в адрес международных политических организаций.

В августе 1991 г. патр. Павел посетил США, где встретился с президентом Джорджем Бушем, а в ноябре 1993 г., во время официального визита в Австрию, сербский патриарх посетил местную сербскую общину (ее численность около 150 тыс. человек), встретился с католическими епископами и был принят президентом Австрии Томасом Клестилем.

В июле 1992 г. епископ Загумльский и Герцеговинский Афанасий (иерарх СПЦ) трижды обращался с посланием к генеральному секретарю ООН Б. Бутросу-Гали чтобы описать критическую ситуацию, в которой оказались сербские народности Боснии и Герцеговины после вступления туда Хорватской армии. Хорваты разрушили кафедральный собор и архиерейскую резиденцию в Мостаре, женский монастырь в Дузи, 20 храмов и монастырей на востоке Боснии и Герцеговины. «Нам остается искать убежища в горах, как во время нацистской оккупации», - заключил еп. Афанасий.

В конце января 1996 г. патр. Павел обратился с открытым письмом к президенту США Биллу Клинтону, в котором указал на «новую несправедливость», ударившую по сербам Герцеговины: дейтонские соглашения не только лишили их территорий, на которых они жили с VII века, но и приводят к фактическому изгнанию с территорий, формально сохраненных за ними по этим соглашениям. Патриарх выступил с протестом против передачи католикам древнейшего монастыря Завала и земель Попова поля (по дейтонским соглашениям монастырь должен быть возвращен Сербской Церкви).

Ущерб, нанесенный Сербской Православной Церкви в результате вооруженных столкновений сербов с хорватами и мусульманами, является огромным по своим масштабам и будущим последствиям. Погибло и изгнано десятки епископов, сотни священников, десятки тысяч верующих. Даже количество разрушенных храмов трудно определить. Один сербский источник сообщает, что к концу 1993 г. уже было разрушено полностью 154 и частично 175 храмов, монастырей, часовен, делая при этом оговорку, что это число «является неполным». Другие источники указывают на повреждение или разрушение (на середину 1992 г.) 348 церквей только в Хорватии и на разрушение 144 и повреждение 147 храмов в Боснии (на середину 1993 г.). Помимо этого уничтожены драгоценные богослужебные предметы, собрания икон XV-XIX вв. Таким образом можно заключить, что потери Сербской Церкви от вооруженного конфликта являются во многом невосполнимыми.

Информация о работе Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии