Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 14:04, реферат
Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области». В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская.
1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии.............................................................................................................................................................3 
         2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии.................................................................................11 
         3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине.................................................13 
         4. Черногорская митрополия...............................................................................................................15 
         5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого....................18  
         6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика
их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками..........19  
         7. Современное положение Сербской Православной Церкви.........................................................22  
         8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей.............................................................33 
         9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях............................................................37
         Заключение...........................................................................................................................................38
         Список использованной литературы..................................................
Взаимоотношения 
Сербской и Русской Православных Церквей 
основываются на давних, твердо установившихся 
добрых традициях братской дружбы. За 
весь период истории эти отношения можно 
охарактеризовать как отношения любви. Корни 
взаимоотношений двух Церквей-Сестер 
уходят в глубь веков. Они крепко связаны 
знаменательным событием конца XII столетия: 
принятием монашества в русском Пантелеимоновском 
монастыре на Афоне сербским царевичем 
Растко (в монашестве святой Савва), впоследствии 
возведенным на пост первого предстоятеля 
Автокефальной Сербской Православной 
Церкви. В 1347 году могущественный сербский 
царь Стефан Душан прислал в афонскую 
Пантелеимоновскую обитель честную главу 
святого великомученика и целителя Пантелеймона. 
А в следующем, 1348 году, посетив монастыри 
Афона, Стефан Душан особое внимание уделил 
обители святого Пантелеймона, приняв 
на себя звание ее ктитора.  
Не оставляли Пантелеимоновскую обитель 
своими милостями и последующие сербские 
правители: Стефан Урош, Лазарь, Драгош, 
Костадин... По свидетельству московского 
летописца, в 1404 году в Москве трудился 
сербский инок Лазарь, который по просьбе 
великого князя Василия Дмитриевича поставил 
часы на княжеском дворе за Благовещенским 
собором. С покорением Балканского полуострова 
турками православные славянские народы 
обращают свой взор к единоверной и единоплеменной 
с ними Московской Руси. В 1509 году к великому 
князю Василию Ивановичу прибыли от Белградского 
Митрополита Феофана три старца с просьбой 
об оказании помощи, ибо, писал Митрополит, 
«попустил благий Господь Сербское господство 
в руки иноплеменных, и монастырь сей долу 
низвергся, и оскудела милостыня, и нет 
милователей». Из дальнейшего содержания 
письма выясняется, что Белградская митрополия 
уже получала помощь и раньше от Ивана 
III, что и ныне у нее есть един покровитель 
— русский государь. Подобно тому как в 
годы татарского ига на Руси сербский 
царь Стефан Душан стал покровителем русской 
обители на Афоне, так теперь в сторону 
Москвы смотрели старцы Хилендарского 
монастыря. Они величали русского царя 
Ивана IV «солнцем христианским», сияющим 
и озаряющим всю подсолнечную. В 1555 году 
ими было направлено специальное посольство 
в Москву с просьбой, чтобы царь взял Хилендарский 
монастырь под свое покровительство, «чтобы 
его богомолья была другая во святой Горе» после 
первой Пантелеимоновской. Ходатайство 
было удовлетворено — сербский монастырь 
получил щедрые дары. В том же году прибыл 
в «великую Русиу ка благочестивому цару 
Иоану и светому Макарию, митрополиту 
Московскому», митрополит Рашский Селивестр 
«и тамо принесох много добро и урьковну 
красоту у Хиландарь». Начиная с XVI века, 
православные сербы пользовались сначала 
рукописными, а затем и печатными церковными 
книгами, издаваемыми в Московской Руси. 
В свою очередь, южные славяне содействовали 
передаче на Русь духовного наследия Византии, 
содействуя таким образом духовному росту 
Русской Православной Церкви. «Должно 
признать, — утверждает В.М. Истрин, — 
что большое количество византийских 
произведений пришло на Русь уже в готовом, 
южнославянском переводе, и притом в древнейшее 
время — в переводах болгарских. Они продолжали 
переходить и позже, когда на Руси развилась 
уже своя письменность, а к переводам болгарским 
стали присоединяться переводы и сербские». В 
1641 году митрополит Скопийский Симеон 
получил разрешение в Москве на сбор пожертвований 
в пользу страдающего сербского народа. 
С этого времени иерархи Сербской Церкви 
неоднократно приезжали в Россию и увозили 
отсюда доброхотные дары русских людей. 
А Патриарх Гавриил I (Раич) в течение двух 
лет жил в Москве. (После возвращения в 
Сербию он был обвинен в государственной 
измене и в 1659 году повешен турками.) Нашел 
приют в России и бежавший от гнева турок 
Патриарх Василий Бркич. В 1772 году он скончался 
в Петербурге, где в Лавре и был похоронен. В 
XVIII столетии в пределах нынешней Украины 
нашли приют тысячи православных сербов. 
Когда-то они покинули родину из-за турецкого 
гнета и переехали в Австро-Венгрию, но 
и там встретили унижение и несправедливость. Братское 
отношение юго-западных славян к единоверным 
и единокровным русским людям выразилось 
в ответе Митрополита Черногорского Петра 
I французам, предложившим по указанию 
Ватикана отказаться от сношений с Россией 
взамен на предоставление ему титула Патриарха 
всех сербов и 200 тысяч франков. «Русские 
нам не враги, — говорил Митрополит, а 
братья по вере и племени, любят нас, как 
и мы любим их... Славяне лишь от союза с 
могущественной и родной Россией ждут 
себе спасения и славы... Без русских — 
пропасть и всем другим славянам!». О том, 
что черногорцы получали поддержку от 
братского православного русского народа, 
В.В.Макушев (XIX в.) свидетельствует так: 
«При посещении мною Черногории в 1865 году 
в ней было 12 школ — главная четырехклассная 
в Цетине (Цетинье) и 11 меньших с 2 классами 
в более населенных местностях. Тогда 
предполагалось открыть еще три школы; 
ныне же насчитывается до 30 школ с 2000 учеников. 
Школы содержатся из монастырских доходов 
и на суммы, получаемые из России». Когда 
в 1836 году в Белграде было открыто духовное 
учебное заведение «Богословие», были 
присланы сюда два преподавателя из окончивших 
Московскую Духовную Академию. С 1840 года 
был введен обычай посылать лучших выпускников 
«Богословия» в Духовные Академии Русской 
Православной Церкви. В 1920 —1925 гг. русская 
инокиня Екатерина (в миру Евгения Борисовна 
Ефимовская, родом из г. Москвы), прибыв 
в Сербию с группой инокинь Леснинской 
обители и став игуменией монастыря Хопово 
на Фрушкой горе, явилась возродительницей 
сербского женского иночества. Многие 
ее ученицы были впоследствии игумениями 
женских обителей в Сербии. В1923 году протоиерей 
Стефан Димитриевич, в прошлом ближайший 
помощник и сотрудник Сербского Митрополита 
Михаила (1826 – 1898 гг.), председателя Сербского 
Общества Красного Креста (основан в 1876 
г.), в составе миссии сербов, хорватов 
и словенцев оказывал помощь голодающим 
Одесской и Екатеринославской губерний. 
6 января 1924 года в «Красной ниве» был помещен 
его снимок, запечатлевший момент беседы 
отца протоиерея с редактором «Известий» 
Ю. М. Стекловым. Здесь же была помещена 
заметка о деятельности протоиерея С. 
Димитриевича и его миссии. В 20-е, а затем 
в 30-е годы, когда единству Русской Православной 
Церкви угрожали внутренние раскольники, 
главным образом «обновленцы», Сербская 
Церковь одна из первых решительно высказалась 
в поддержку Патриарха Московского и всея 
России Тихона и осудила раскольников 
как нарушителей святых канонов и отступников 
от чистоты святого Православия. Патриарх 
Сербский Варнава, выпускник Петербургской 
Духовной Академии и постриженник Александре-Неве, 
всегда сохранял дружеские отношения 
с Местоблюстителем Патриаршего престола 
Митрополитом Московским и Коломенским 
Сергием (Страгородским). В свое время, 
в связи с антиканоническими действиями 
Константинопольского престола, направленными 
к подчинению себе всей православной диаспоры, 
в том числе и русских заграничных приходов, 
Патриарх Варнава в письме к Митрополит 
Елевферию (Богоявленскому) от 14 февраля 
1932 года осудил эти папистские устремления 
Константинополя. Трудным, для решения 
вопросом, несколько осложнявшим добрые 
отношения двух Церквей, был так называемый 
«карловацкий вопрос». Получив пристанище 
в Королевстве сербов, хорвате и словенцев, 
группа русских архиереев-эмигрантов 
в ноябре-декабре 1921 года в г. Сремские 
Карловцы (отсюда «карловчане») составила 
церковный Собор, который учредил «Архиерейский 
Синод» во главе с митрополитом бывшим 
Киевским Антонием (Храповицким) самовольно 
принявшим титул «Наместника Святейшего 
Патриарх Всероссийского». Отныне «карловчане» 
стали выступать от лица Русской Церкви 
во вред ей. Хотя раскольники в своей деятельности 
находили поддержку тогдашнего королевского 
правительства, тем не менее Сербская 
Церковь брала на себя подвиг посредничества 
в переговорах с ними Местоблюстителя 
Патриаршего престола. Если и не был достигнут 
желаемый результат, то виновны в это раскольники, 
отвергнувшие принимаемые меры к умиротворению.  
После Второй мировой войны Святосаввская 
Церковь сохраню братские отношения с 
Русской Церковью. Так, на Поместно Соборе 
Русской Православной Церкви в 1945 году 
присутствовал делегация Сербской Церкви 
во главе с заместителем Патриарха митрополитом 
Скопийским Иосифом.  
         В апреле 1945 
г. Сербскую Православную Церковь посели 
делегация Русской Православной Церкви 
во главе с епископом Кировоградским Сергием 
(Лариным). В том же году он еще раз посетил 
Сербскую Церковь. В октябре 1945 г. архипастыри 
Сербской Церкви удовлетворили желание 
православных закарпатцев Мукачевской 
епархии о возвращении их в лоно родной 
Русской Церкви, от которой их насильно 
отторгли более 700 лет тому назад. В 1946 году 
было достигнуто соглашение о передаче 
Сербской Церковью православных приходов 
в Чехии в юрисдикцию Русской Церкви, а 
в 1954 году храмы, клир и приходы благочиния 
Московской Патриархии в Югославии, за 
исключением Свято-Троицкого храма — 
подворья в Белграде, были переданы в юрисдикцию 
Сербской Церкви. На торжествах, посвященных 
500-летию автокефалии Русской Церкви, и 
на Совещании Глав и Представителей Поместных 
Православных Церквей в Москве (июль, 1948 
г) делегацию Святосаввской Церкви возглавлял 
Патриарх Гавриил. В 1956 году гостем Русской 
Церкви был Патриарх Викентий, прибывший 
в Советский Союз с группой деятелей Сербской 
Церкви. А в октябре следующего года Святосаввскую 
Православную Церковь с ответным визитом 
посетил Святейший Патриарх Алексий I 
в сопровождении архиереев Русской Православной 
Церкви. Во время пребывания в Югославии 
Святейший Патриарх Алексий I посетил 
Белградский Богословский факультет, 
на торжественном заседании которого 
было оглашено постановление Совета этого 
факультета о присвоении Патриарху Алексию 
I звания почетного доктора богословия. 
30 октября 1956 г. оба Патриарха подписали 
совместное коммюнике, в котором нашло 
отражение единство взглядов обеих Церквей 
по вопросам церковного сотрудничества 
и борьбы за мир.  
В 1958 году в Москве на торжествах по случаю 
40-летия восстановления патриаршества 
в России присутствовала делегация Сербской 
Православной Церкви во главе с епископом 
Нишским Иоанном.  
Святейший Патриарх Герман, по приглашению 
Святейшего Патриарха Алексия I, в октябре 
1961 года посетил Русскую Православную 
Церковь. Во время пребывания его в Москве 
между обоими Патриархами состоялись 
встречи и беседы, прошедшие в атмосфере 
братской любви и полного взаимопонимания. 
Результатом бесед явилось принятие коммюнике, 
в котором было отмечено стремление Русской 
и Сербской Православных Церквей укреплять 
братские связи с остальными Поместными 
Православными и инославными Церквами 
и объединениями, а также содействовать 
установлению мира во всем мире. Патриарх 
Герман был избран почетным членом Московской 
Духовной Академии. В мае 1962 года Патриарх 
Алексий I вторично нанес визит Сербской 
Православной Церкви. Патриархи снова 
подписали коммюнике об укреплении союза 
обеих Церквей-Сестер и о необходимости 
прилагать все усилия для утверждения 
на земле прочного и справедливого мира. На 
юбилейных торжествах в Москве в 1963 году 
по случаю 50-летия архиерейского служения 
Патриарха Алексия I делегацию Сербской 
Православной Церкви также возглавлял 
Патриарх Сербский Герман. В сентябре 1965 
года Московскую Патриархию посетила 
делегация Сербской Православной Церкви 
во главе с епископом Нишским Иоанном. Летом 
1968 года делегация Сербской Православной 
Церкви во главе с Патриархом Германом 
принимала участие в торжественном праздновании 
Русской Православной Церковью пятидесятилетия 
восстановления патриаршества. 
На торжествах избрания Поместным Собором 
Русской Православной Церкви и интронизации 
нового Патриарха Московского и всея Руси 
Пимена в мае-июне 1971 года Сербская Православная 
Церковь была представлена делегацией 
во главе с митрополитом Добробосанским 
Владиславом.  
В связи с вступлением на Московский Патриарший 
престол Святейший Патриарх Пимен вместе 
с высокими делегатами Русской Православной 
Церкви во второй половине октября 1972 
года посетил Сербскую Православную Церковь, 
а также Элладскую и Румынскую Православные 
Церкви. «При посещении Сербской, Элладской 
и Румынской Православных Церквей, — сообщает 
ЖМП, — имели место беседы между Предстоятелями 
этих Церквей и Предстоятелем Русской 
Православной Церкви по вопросам, интересующим 
братские Поместные Церкви и относящимся 
к межправославным и экуменическим проблемам 
и к служению Церквей благу человечества». В 
октябре 1974 года гостями Русской Православной 
Церкви были делегаты Сербской Православной 
Церкви во главе с Патриархом Германом. 
Ровно через год (окт. 1975 г.) в Советском 
Союзе находились представители сербских 
Духовных школ, которые ознакомились с 
жизнью Духовных школ Москвы, Ленинграда 
и Одессы. В марте 1992 года Святейший Патриарх 
Московский и всея Руси Алексий II встречался 
в Фанаре (Стамбул) со Святейшим Патриархом 
Сербским Павлом, когда Предстоятели четырнадцати 
Поместных Православных Церквей подписали 
Послание, где выразили свои позиции по 
волнующим сегодня и христианский, и нехристианский 
мир вопросам. Многократные взаимные визиты 
деятелей Русской и Сербской Православных 
Церквей, обмен мнениями по важнейшим 
церковным вопросам, обмен праздничными 
посланиями Предстоятелей Церквей к Рождеству 
Христову и Святой Пасхе, братские приветствия 
по случаю важнейших церковных событий 
Церквей-Сестер, обмен церковными изданиями, 
обучение в наших Духовных школах студентов 
Сербской Православной Церкви и др. — 
все это свидетельствует, что между обеими 
Церквами не прерываются традиционные 
живые братские отношения.
Сербская Православная Церковь поддерживает братские связи и с другими Автокефальными Православными Церквами, а также с инославными исповеданиями. С 1965 года она входит в качеств деятельного члена в экуменическую организацию — Всемирный Совет Церквей. На IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей, проходившей в Упсале с 4 по 19 июля 1968 года, Патриарх Герман бы единодушно избран одним из президентов Всемирного Совета Церквей. В начале 1974 года в Вене был открыт Сербский православны центр, в помещении которого имеются часовня, библиотека, читальный зал и клуб. Здесь же действует и социальная служба, консультанты которой оказывают помощь обращающимся к ним. Вместе с прочими Поместными Православными Церквам и христианскими объединениями Церковь святого Саввы участвует в борьбе за установление прочного мира на земле. Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию.
Заключение
Обобщая рассмотренный в работе материал, можно сказать, что независимая и активная позиция Сербской Православной Церкви в политической жизни, стойкое и мужественное отношение к государственной власти, широкая международная деятельность, включающая контакты с Православными Церквами и другими конфессиями и религиозными организациями, взвешенное и благоразумное отношение к экуменическому движению и ВСЦ, забота о подрастающем поколении и намеченная реформа в сфере богословского образования убедительно свидетельствуют как о полноте церковной жизни в Сербской Церкви, так и об огромном духовном потенциале, который, несомненно, будет реализован несмотря ни на какие возможные внешние общественно-политические и государственные потрясения на территории бывшей Югославии.
Список использованной литературы