Понятия религии и религиозность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Современная международная политическая ситуация складывается таким образом, что фактор религии оказывается важным для решения политических и социально-экономических проблем. В российском обществе значение религиозного фактора существенно выросло в течение последних десятилетий: увеличилось число верующих. Многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 90-х годов до наших дней.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

Итак, религиозность в целом и религиозные практики в частности оказывают парадоксальное социально-психологическое воздействие на верующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2 АНАЛИЗ СТЕПЕНИ  РЕЛИГИОЗНОСТИ МОЛОДЁЖИ

 

2.1Религиозность молодёжи в России.

Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества

растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.

Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового

религиозного «обращения» мы наблюдаем в группах населения разных возрастов, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как

у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно- идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи: семьи, школы, системы профессионального образования, общественно-политических организаций, средств массовой

информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое.

Религиозность молодежи России во многом отражает общероссийскую ситуацию. Российская молодежь находится в состоянии интенсивного религиозного поиска. Иными словами, молодежь  представляет собой поколение, вовлеченное в духовный поиск, поколение, активно ищущее собственную религиозную идентичность. Их восприятие религиозного мира подчас характеризуется синкретизмом и эклектикой. Тем не менее, встречающаяся фрагментарность религиозного мышления, отсутствие логической согласованности его элементов никоим образом не способны заслонить искренности и глубины духовного поиска. 11

Негативное отношение к религиозности объяснимо отсутствием доступа к систематически выстроенным религиозным знаниям, отделении религиозной социализации от сферы образования, отсутствии элементарной информированности о деятельности религиозных институтов, остром дефиците религиозного просвещения в обществе.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет   отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Молодежь представляет собой своеобразный код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Анализ религиозности российской молодежи позволяет констатировать новое явление: преодоление ранее бытовавших среди молодежи отрицательных стереотипов. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считает себя сторонниками традиционных религий. Сказывается тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений.12 Особо подчеркнем и то, что само мировоззрение, в том числе и религиозное, многих молодых людей далеко от «монолитности», его характеризует довольно сложная структура и размытость.

Таким образом, большинство молодежи, положительно относится к возрастанию влияния религиозных организаций. Однако  уважение к своим национально-конфессиональным традициям, вовсе не переходит в готовность беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных руководителей.

 

2.2Анализ  степени религиозности школьников (возрастная  группа 15-17 лет)

Исследование  проводилось  на  основе  метода  анкетного  опроса.  Респондентами  являлись  школьники, общеобразовательного учреждений г. Саратова .

Предлагаемая  анкета  состояла  из  вопросов , с  предусмотренными  вариантами ответов.

В  опросе  приняли  участи  100  школьников, в  возрасте  от  15  до 17  лет.

Представленные вопросы касались отношения к религии и религиозности.

Респондентам  предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?». Ответы респондентов распределились следующим образом: 28 испытуемых считают, что не верят в Бога; 38 испытуемых можно назвать верующими, поскольку верят в Бога,34 сомневающихся в своей религиозной вере.

Как известно, вера в Бога предусматривает соблюдение религиозных обрядов и праздников, посещение религиозного храма. Ответы на следующие вопросы: «Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды?» «Посещаете ли Вы религиозный храм?» свидетельствуют о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм.

Особый интерес представляют вопросы, об отношении молодых людей к представителям разных конфессий. Опрос показал, что большая часть респондентов проявляет интерес к другим религиям, к их обрядам и традициям, но на уровне внешней религиозности. Отношение и принятие представителей различных конфессий обусловлено религиозной принадлежностью субъекта оценивания. Наиболее позитивное отношение к представителям всех религиозных конфессий проявляют верующая молодёжь, в то время  как атеисты проявляют более  выраженное негативное отношение к представителям иных религиозных конфессий.

Таким образом, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Большинство молодых людей, в виду несформированности представлений о религии не способны объяснить значимость религии в их собственной жизни. Расширение знаний молодежи о религии, о её нравственном потенциале  повлияет на формирование духовной общности, на развитие духовного мира человека и формирования его нравственных установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно смело утверждать, что новое поколение россиян просто не сможет успешно обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации. Аргументов в пользу этого утверждения можно найти немало. Современная Россия – невиданный, пожалуй, в мире образец воссоздания религиозной жизни за столь короткий период времени. На глазах одного поколения положение религии изменилось кардинальным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, образовались религиозные политические партии и движения, наблюдается интерес к религии прежде равнодушных к ней людей. Открыто выражать благосклонное отношение к религии стало хорошим тоном. Религиозные организации осуществляют деятель-

ность в самых разных областях: в распространении вероучения, в образовании, культуре.

Как показывают проведенные в последние годы социологические

исследования, к верующим относит себя около 50% населения сегодняшней России. Религиозность сильно «помолодела». Таким образом, опровергаются представления о том, что религиозность – удел пожилых людей.

Живя в России, нельзя не учитывать, что наша Родина - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. При очевидном недостатке объединяющих общество общенациональных идей в наши дни заметно усилилась тенденция к этническому эгоизму. Религиозные сообщества и рядовые верующие втягиваются в текущую политику, в межнациональные противоречия и конфликты. Чрезвычайно возросла угроза того, что к этим конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве. И это очень опасно как для страны в целом, так и для всех её граждан.

Религии – отнюдь не только вера в Бога, богов или высшие силы. Они всегда играли и продолжают играть стержневую роль, определяя своеобразное лицо цивилизаций, стран или народов. Это происходит даже в том случае, если большинство людей, составляющих ту или иную общность, никак не определяет себя по отношению к «своей» религии или даже забыло её либо мало знает о ней. Не обладая знаниями о религиях, молодёжь не разберётся в сути многих мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Без изучения религий будет трудно понять «скрытые пружины», во многом определявшие и продолжающие определять движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний молодые люди не смогут выработать адекватное отношение к особенностям характера тех или иных этносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Гидденс Э. Социология. Учебник. Изд: Едиториал .,1999.-704с.

2.Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие - 4-е изд. Москва 2008г.-360с.

3.Радугин А А Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лек-ций. -М.: Центр, 2000.— 240с.

4. АндроновВ.П., Андронова Т.Д.Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта.-URL:http:// http://www.ipras.ru/ (12.12.2014)

5.МчедловМ.П. О религиозности российской  молодёжи. - URL: http://ecsocman.hse.ru/ (12.12.2014)

6.Религия-URL:http://www.grandars.ru/ (05.11.2014)

7.Религия: понятие и сущность. -URL: http://ayp.ru/ (05.11.2014)

8.Социология религии. Э.Дюркгейм о религии. – URL:http:// http://libsib.ru/ (17.11.2014)

9.Социология религии. Религия в понимающей социологии М.Вебера. – URL:http:// http://libsib.ru/ (17.11.2014)

10.Хлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности . – URL:http://www.sisp.nkras.ru(Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал),№9(17),2012)

11.Церковь и нравственность [Электронный ресурс]. -URL: http://wciom.ru /  (17.11.2014)

12. Хертек С.С «Феномен религиозности в современном российском обществе».-URL:http:// http://cyberleninka.ru/ (25.12.2014)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Хлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности . – URL:http://www.sisp.nkras.ru

(Современные исследования социальных  проблем(электронный научный журнал),№9(17),2012)

2Церковь и нравственность [Электронный ресурс]. -URL: http://wciom.ru /  (17.11.2014)

3 Религия-URL:http://www.grandars.ru/ (05.11.2014)

4 Религия: понятие и сущность. – URL: http://ayp.ru/ (05.11.2014)

5 Социология религии. Э.Дюркгейм о религии. – URL:http:// http://libsib.ru/ (17.11.2014)

6 Гидденс Э. Социология. Учебник. Изд: Едиториал УРСС., 1999.- С.429

7 Гидденс Э. Социология. Учебник. Изд: Едиториал УРСС., 1999.- С.431

8 Социология религии. Религия в понимающей социологии М.Вебера. – URL:http:// http://libsib.ru/ (17.11.2014)

 

 

 

9 Социология религии. Религия в понимающей социологии М.Вебера. – URL:http:// http://libsib.ru/ (17.11.2014)

 

10 Хертек С.С «Феномен религиозности в современном российском обществе».-URL:http:// http://cyberleninka.ru/ (25.12.2014)

 

11 В.П. Андронов, Т.Д. Андронова Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта.-URL:http:// http://www.ipras.ru/ (12.12.2014)

 

12 М.П. Мчедлов О религиозности российской молодёжи .- URL: http://ecsocman.hse.ru/ (12.12.2014)

 

 

 


Информация о работе Понятия религии и религиозность в России