Понятия религии и религиозность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Современная международная политическая ситуация складывается таким образом, что фактор религии оказывается важным для решения политических и социально-экономических проблем. В российском обществе значение религиозного фактора существенно выросло в течение последних десятилетий: увеличилось число верующих. Многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 90-х годов до наших дней.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная международная политическая ситуация складывается таким образом, что фактор религии оказывается важным для решения политических и социально-экономических проблем. В российском обществе значение религиозного фактора существенно выросло в течение последних десятилетий: увеличилось число верующих. Многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 90-х годов до наших дней.

Актуальность исследуемой темы обусловлена: активизацией религиозности в геополитическом аспекте отношений государств, повышением роли религии в жизни современного российского общества, укреплением церкви как социального института. Современные церковно-государственные отношения являются одной из наиболее актуальных тем общественных дискуссий и в научных изданиях, и в СМИ.

В религиоведении категория « религиозность» остаётся одной из самых не разработанных. В настоящее время проводится большое число эмпирических исследований религиозности, результаты которых нередко кардинально отличаются друг от друга.1 Данные обстоятельства подтверждают актуальность научного исследования понятия, сущности религиозности.

 В современном мире актуальны проблемы безопасности. Условия жизни предполагают широкий спектр угроз и опасностей не столько природного, сколько социального происхождения. Возникает необходимость в ресурсах, с одной стороны обеспечивающих защищенность личности, с другой - обуславливающих социально-безопасное поведение. Таким ресурсом для многих становится религия, как система норм и правил, дающая гарантию защиты. Каждая мировая религия содержит нормы, ценности, предписания, обуславливающие поведение верующего.

 

Степень разработанности проблемы религиозной веры, религиозного сознания, а так же религиозного и духовного возрождения России являются значимыми и трудно исследуемыми направлениями современной духовной жизни.

Изучению религии посвящены многие труды отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, психологов, антропологов. Основные социологические подходы в изучении религии сложились под влиянием научных взглядов и идей Э. Дюркгейма и М. Вебера. В России вопросы религии изучали Н. Михайловский, Н. Кареев, П. Сорокин, Б. Чичерин, Б. Малиновский и др.

В России проводились ряд исследований, посвященных религиозности, результаты которых позволили сделать вывод о существовании в российском обществе несколько групп отношений к религии - «верующих» (религиозных), «колеблющихся» и «атеистов».  Несомненно, результаты подобных исследований являются значимыми, но они недостаточны для формирования адекватного представления о значимых характеристиках представителей этих групп. Изучение религиозности населения уже давно является предметом внимания российских социологов, которые отмечают рост религиозности в настоящее время. Важное значение имеет анализ религиозной ситуации в России начала XXI века, представленный социологическими исследованиями, центром Ю.А. Левада.2 Разносторонние подходы к религии формируют общее представление о религиозности.

Целью данной работы является исследование понятий религия и религиозность в России.

Задачи:

  • Рассмотрение понятия религия;
  • Оценить  влияние религиозности на личность
  • Рассмотрение актуальности проблемы религиозности молодёжи, в России;
  • Исследование религиозности молодежи (среди школьников) в г. Саратове на основе проведенного исследования.

Объектом исследования является религия и отношение к ней в современном обществе.

Предмет исследования: религиозные взгляды и уровень религиозности молодежи.

Теоретико-методологическую базу данной работы составили труды зарубежных и отечественных исследователей. Основы понимания религии и религиозности, были отражены в трудах: Хертек С.С «Феномен религиозности в современном российском обществе»., Хлопкова О.В. «Современные проблемы исследования религиозности»., Г. Оллпорта «Предрассудки и личность».

Эмпирическую базу исследования составили авторские данные, полученные в ходе выборочного социологического опроса школьников г. Саратова. В ходе исследования было опрошено 100 школьников. Средний возраст респондентов составляет 15 лет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ. РЕЛИГИОЗНОСТЬ

 

1.1Понятие религия. Основоположники социологии религии

Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.3

Слово религия встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Употребляя это слово, может показаться, что все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в откровении знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении; совокупность норм, правил, поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом; объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа.4

Немалую часть своей научной карьеры посвятил изучению религии Эмиль Дюркгейм. Он разрабатывал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии («Элементарные формы религиозной жизни»1912 г.). Дюркгейм связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира. Э. Дюркгейм сосредоточивает внимание на изучении первобытной религии с тем, чтобы выявить элементарную форму религии (что в религии является самым важным и постоянным, неотъемлемо присущим ей во всех ее последующих модификациях), определить главную функцию религии в обществе.

Дюркгейм видит в религии особое социальное действие, которое отличается от всех других тем, что направлено на священный объект. Это самое главное в религии – различение священных вещей и обычных. Представления о священном облекаются в мифологические формы и выливаются в ритуалы (жертвоприношения, очистительные обряды и т. д.), роль которых состоит в том, что они открывают доступ к священным объектам и затем обеспечивают возвращение в обычный мир. Религиозное сознание – сознание, различающее два мира – священный и обычный, которые существуют раздельно.

Э. Дюркгейм определяет религию как «целостную систему верований и обрядов, относящуюся к священным, т. е. отделенным (от обычных вещей), запретным вещам, – верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует».5 По сути, это такое определение религии, которое исключает представление о сверхъестественном.

В религии общество обожествляет само себя; ее смысл в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Э. Дюркгейм констатировал ослабление влияния религии в современном обществе и связывал это с тем, что общество, бывшее всегда объектом религиозного поклонения, становится предметом научного исследования.

Э. Дюркгейм считает необходимым изучать религии не вообще, а в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Преобладающая роль религии в обществе связана с «механической солидарностью», коллективное сознание здесь тождественно религиозному. Вот почему с развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории «без богов» люди не могли бы жить. 6

Наряду с Э. Дюркгеймом, основоположником социологии по праву считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние религии на развитие экономики, политических систем, семьи. Если Э. Дюркгейма интересовала религия в ее простейших формах, то М. Вебер исследовал главным образом мировые религии и их влияние на ход истории. В работе, которая сделала его знаменитым: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905), он исследует влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь.7 Теория М. Вебера имеет свои слабые стороны, и была подвергнута впоследствии серьезной критике. Однако новейшие исследования подтвердили обоюдную связь между религией и экономическим развитием общества, хотя эту связь нельзя упрощать и сводить к какой-то стандартной схеме.8

К числу основоположников социологии религии должен быть отнесен также Б. Малиновский, который при исследовании религии исходит из тех же методологических установок, что и М. Вебер. В 20-х годах он изучал жителей Тробриандовых островов (в Меланезии), на основании чего пришел к новому пониманию мышления так называемых примитивных народов. Дж. Фрэзер считал, что на низшей стадии развития человека его мышление носит пралогический характер. Разграничивая магию и религию, Дж. Фрэзер полагал, что магия коренится в некомпетентности и невежественности, обрекает усилия человека, к ней прибегающего, на неудачу. Религия коренится в социальной природе человека, она не связана с магией, и когда начинает развиваться наука, она обрекает магию на гибель, приходит ей на смену (не затрагивая религию).

Б. Малиновский показал, что на самом деле эти люди мыслят вполне рационально там, где их деятельность достаточно им подвластна – на своем огороде, в лагуне на рыбной ловле. Магия вступает в силу там, где велики элемент риска и непредсказуемость результатов деятельности. Свои выводы Б. Малиновский изложил в вышедшей в 1926 г. книге «Магия, наука и религия». Согласно функциональному взгляду на религию и культуру в целом, в каждом типе цивилизации каждый обычай, идея, верование выполняет некоторую жизненную функцию. Из них главная – поддержание стабильности общественного порядка. Функция магии, согласно Б. Малиновскому, состоит в том, чтобы помогать человеку справляться с безнадежными ситуациями, над которыми он не властен, помогать преодолевать страх, обретать надежду и таким образом преодолевать трудности. С точки зрения функционализма, религия играет аналогичную роль: она является, как и у Э. Дюркгейма, фактором интеграции общества. Б. Малиновский руководствовался тем, что базисные потребности людей должны удовлетворяться таким способом, который позволяет сохранять равновесие в обществе и не влечет за собой социальный хаос.

Б. Малиновский показывает, что во всех обществах религия выполняет, прежде всего, две функции. В кризисных ситуациях – примером может служить смерть члена группы – она восстанавливает оказавшееся перед угрозой распада единство группы, указывая каждому ее члену перспективу дальнейшего существования. Во-вторых, посредством ритуала инициации делает индивида полноправным членом общества, обязывая его соблюдать лежащие в его основе «священные» ценности нормы.9

Дюркгейм, Вебер, Малиновский определили, каждый по-своему, важнейшие черты религии, и в некоторой степени их взгляды дополняют друг друга.  Все они считали, что религия по природе своей является иллюзией. Они полагали, что тот «мир иной», который создает религия, является в действительности нашим собственным миром, хотя и искаженным религиозным символизмом.

Религия, утверждают исследователи это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. Религия охватывает довольно широкую сферу социального бытия человека.

Итак, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений.

 

1.2 Религиозность - психологический аспект безопасности

Проблемы безопасности являются актуальными как для России, так и для мирового сообщества в связи с угрозами политического, военного, экономического, криминального характера. Возникает необходимость в психологических ресурсах, обеспечивающих защищенность личности. Таким ресурсом для многих становится религия, как система норм и правил, дающая гарантию защиты, воплощенная в религиозности. Религия отражается в психике принявшего ее человека в виде религиозности. Под религиозностью понимают социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение, степень принятия элементов религии, проявляющиеся в сознании и поведении личности.

Чем больше у человека выражены конфессиональные верования, тем больше он чувствует себя защищенным, выше оценивает свои возможности, чувствует больший эмоциональный комфорт, у него не выражены страхи. Интенсивность религиозного поведения, как поведенческий компонент религиозности, способствует психологической защищенности личности. Религиозность может удовлетворить потребность личности в безопасности, снизить тревогу, устранить страхи, в том числе страх смерти.

Классическими по вопросу воздействия религиозности на социально-психологическое состояние личности стали работы Г. Оллпорта. Особенно выделяется его работа «Предрассудки и личность», где воздействие религиозности дифференцируется по широте, глубине влияния на личность. Религиозность и религиозные практики оказывают неоднородное воздействие на личность, поэтому социально-психологический облик верующего приобретает уникальную форму. Г. Оллпорт предлагает два типа религиозности:

    • представляющая только внешнюю значимость;
    • чувство, само по себе являющееся базовым мотивом, имеющее внутреннюю ценность, являющееся первичным и не подчиненным другому мотиву.

Люди с внешней поверхностной религиозностью используют религию для собственных целей. Поэтому религиозные установки, не оказывают на таких людей сколь-нибудь весомого воздействия. Для этого типа людей религиозные ценности в действительности располагаются внизу ценностной шкалы, имея второстепенное значение. Люди с такой ориентацией могут находить разные причины, чтобы считать религию полезной: она обеспечивает уверенность и утешение, социальные контакты и развлечения, статус и самооправдание. Как и все прочие защиты, внешняя религиозность подвержена риску разрушения в том случае, если жизненные обстоятельства станут чересчур противоречивыми. Для людей с внутренней религиозностью религиозные установки являют собой приоритетную мотивировку. Иные потребности, несмотря на свою физиологическую или психологическую интенсивность, отходят на второй план в сравнении с компонентами религиозности. Человек с такой системой взглядов, старается всецело следовать религиозности. Это сильное желание достичь идеального жизненного единства, которое всегда определяется целостной концепцией природы всего сущего. 10

Информация о работе Понятия религии и религиозность в России