Политика Республики Казахстан в религиозной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:00, реферат

Описание работы

Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось ссовременными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама

Файлы: 1 файл

Политика Республики Казахстан в религиозной сфере.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

Если в предыдущие годы основной угрозой для казахстанского общества признавалось 
наступление идеологии радикальной исламской группировки Хизб-ут-Тахрир, то с 
2007 года пресса в качестве основного источника угроз впервые называет религиозные 
исламские группировки, относящиеся к «джихадистскому крылу салафитов» [26].

Несколько публикаций в качестве угрозы для межконфессионального согласия 
указывают христианские организации, которые имеют проблемы с регистрацией; к их 
числу относятся религиозные объединения Евангельских христиан-баптистов и 
Церковь христиан веры Евангелия («Пятидесятники»).

Учитывая интерес журналистов к теме освещения религиозной ситуации в стране, 
Министерство культуры в декабре 2010 года открыло сайт, где журналисты могут 
получить информацию о любой религии, но сайт пока действует недостаточно 
эффективно.

Таким образом, в настоящее время религиозную ситуацию в стране можно 
охарактеризовать как недостаточно стабильную, имеющую тенденцию к созданию 
напряженных отношений между конфессиями.

2. Правительственная политика  в религиозной сфере

2.1 Законодательство по  вопросам вероисповедания

По мнению казахстанских специалистов, законодательство Республики Казахстан, 
регулирующее деятельность религиозных организаций весьма либерально. Основными 
принципами работы органов власти с религиозными объединениями являются 
толерантность, обеспечение свободы вероисповедания и равенства религий, 
укрепление в общественном сознании ценности межконфессионального и 
межэтнического согласия.

Новое государство с момента своего возникновения заявило о недопустимости 
вмешательства религии в политику. Законы 1992 года «О свободе вероисповедания и 
религиозных объединениях» и 1996 года «Об общественных объединениях» не 
допускали образование и деятельность партий на религиозной основе и определили 
принципы деятельности религиозных организаций при праве каждого на свободу 
вероисповедания. Нормами Закона 1992 года установлено, что религиозные 
объединения не вправе участвовать в выборах органов государственной власти и 
управления. В целом, законодательство 90-х годов заложило необходимые правовые 
основы государственно-конфессиональных отношений и обеспечило равные 
возможности для религиозных объединений для реализации своих функций. Основная 
идея законодательства была сформулирована четко - недопущение политизации 
религиозного фактора. Аналитическая записка, подготовленная международной 
организацией, осуществляющей мониторинг религиозной ситуации в Казахстане для 
правительства США в 2008 году, констатирует: «Не отмечено нарушений прав 
человека на основании религиозной принадлежности», «Нет сведений о заключении 
или задержании по религиозному признаку» [16].

Надзирающие органы по религиозным делам - Совет по делам религий при 
правительстве РК и Совет по связям с религиозными организациями при 
Администрации Президента РК были расформированы в 90-е годы. Вопросы 
координации связей с религиозными объединениями были переданы в ведение 
Министерства информации и общественного согласия. Представляется, это были 
поспешные шаги, имеющие целью продемонстрировать благополучие в религиозных 
делах и отсутствие необходимости государственного контроля над религиозными 
организациями.

Изменение политической ситуации в соседних странах в конце 90-х годов, резкая 
активизация религиозно-экстремистских исламистских организаций, пытающихся 
установить свое влияние и на территории Казахстана, вызвали необходимость 
пересмотреть государственную политику в религиозной области. Политики и 
теоретики предлагали несколько вариантов изменений законодательства: от возврата к 
политике «жесткой руки» до полного отказа от силовых методов решения проблемы,

при концентрации основного внимания на духовно-нравственном потенциале в исламе 
[5, с.48].

Под воздействием внешних факторов и под влиянием общественного мнения, 
государство вынуждено было прибегнуть к усилению контроля над деятельностью 
религиозных объединений и организаций. Социологические исследования, 
проведенные сотрудниками Института востоковедения РК в конце 90-х годов, 
показали, что 33 процента опрошенных высказались за ужесточение контроля над 
деятельностью религиозных объединений [5, c.97]. Но власти медлили, не решаясь 
пойти на ужесточение мер. В течение почти десятилетия законодательно не были 
установлены требования, по которым можно было пресечь деятельность религиозных 
экстремистских групп.

В 2005 наступает новый период в формировании законодательной базы, явившейся 
реакцией на изменение религиозной ситуации в стране. Закон об экстремизме 2005 
года предоставил правительству широкие полномочия в идентификации организации 
или группы как экстремистской и запрете ее деятельности. Предлагаемые в 2005 году 
Поправки к законам о религиозной деятельности должны были ужесточить требования, 
предъявляемые к религиозным объединениям, для прохождения регистрации. В 
соответствии с изменениями, религиозная группа должна была проходить процедуру 
регистрации и в центральных правительственных учреждениях, и в местных органах 
власти. Поправки предоставляли правительству право отказать в регистрации, если 
устав организации не соответствует требованиям. Однако предлагаемые поправки 
были признаны Конституционным Советом РК как не соответствующие Конституции 
страны и были отклонены.

Тем не менее, некоторые ограничения в отношении незарегистрированных 
религиозных групп были зафиксированы в государственном праве. Статья 375 
Административного Кодекса позволяет властям налагать штраф на лидеров и членов 
незарегистрированных групп. В этот же период создается государственный 
уполномоченный орган по делам религий – Комитет по делам религий Министерства 
юстиции Республики Казахстан, что свидетельствует о том, что власти решили 
вернуться к прежней практике осуществления контроля над религиозными 
объединениями с помощью особого компетентного органа.

Таким образом, основными законами, регулирующими отношения государство - 
конфессии, остаются Закон 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных 
объединениях» и Закон 1996 года «Об общественных объединениях». Данные законы 
подвергаются критике со стороны общества и со стороны религиозных организаций. 
Глава Духовного Управления Мусульман Казахстана Абсаттар Дербисали считает, что 
Закон 1992 года был принят в спешке и имеет недоработки, которые используются 
зарубежными миссионерами и религиозными экстремистами [17]. Эксперты дают 
неоднородные оценки, отмечая двойственную политику руководства республики в 
отношении традиционных религий: с одной стороны, правительство ведет работу по 
улучшению положения религии и духовенства, с другой, осуществляет контроль над их 
деятельностью [5, с.134]. Отмечается неопределенность терминов, относящихся к 
деятельности религиозных объединений, в законе 1992 года и характеристике 
религиозных объединений в Гражданском кодексе. Туманность положений о 
необходимости аккредитации иностранных религиозных миссионеров в местных 
органах власти не способствует упорядоченности деятельности миссий [18].

Специально созданная Программа по обеспечению свободы вероисповедания и 
совершенствования государственно-конфессиональных отношений в Республике 
Казахстан на 2007-2009 год была призвана устранить пробелы в существующей 
практике по религиозным вопросам, предлагала действенные меры по обеспечению 
информационно-просветительской деятельности и содержала ряд конкретных мер по

сохранению межконфессионального мира при обеспечении прав человека. Но 
предлагаемая программа во многом осталась неосуществленной.

В 2009 году Комитет по делам религий при Министерстве культуры РК организовал 
работу агитационно-пропагандистских групп с целью формирования толерантного 
поведения населения страны. В состав групп входят ученые-религиоведы, 
представители духовенства, работники государственных органов. Члены групп 
практикуют выездную работу во всех регионы страны.

С 2007 года ежеквартально выпускается специальный информационный бюллетень 
«Религия и право»

2.2 Проблема правового  регулирования деятельности малочисленных  религиозных 
групп и миссионерской деятельности.

Существующее законодательство не содержит четкую правовую регламентацию 
деятельности религиозных объединений, которые являются не традиционными для 
Казахстана. Отсутствуют «однозначные критерии для юридических лиц, обладающих 
правом занятия религиозной практикой» [6, с.173]. Подобные недостатки в правовой 
регламентации приводят к напряженности в отношениях государство - религиозные 
объединения.

Недоработки в законодательстве приводят к осложнениям во взаимоотношениях 
между государственными структурами и организациям, осуществляющими 
миссионерскую деятельность. Местные органы власти, основывая свои действия тем, 
что закон четко не определяет миссионерскую деятельность, использует свои 
собственные критерии определения деятельности иностранцев как религиозной 
миссионерской и строят политику по отношению к ним по своему собственному 
усмотрению.

В казахстанских законах отсутствуют положения о правилах осуществления контроля 
над ввозом и распространением религиозной литературы, в результате чего зачастую 
ввозимая религиозная литература даже не имеет выходных данных. Религиоведческая 
экспертиза с 2007 года проводится по инициативе Комитета по делам религий 
Министерства культуры с привлечением ученых-религиоведов, но судя по 
проявлениям недовольства представителями религиозных объединений, проблема все 
еще существует.

2.3 Законодательство и  проблема обеспечения прав человека

Правозащитные организации считают, что существующие законы ограничивают права 
человека, они предлагают привести Закон 1992 года в соответствие с Международным 
Пактом о гражданских и политических правах и Пакта по правам человека, принятых 
Организацией Объединенных Наций. Так, уполномоченный по правам человека в 
Республике Казахстан отмечает, что в соответствии со статьей 18 Пакта по правам 
человека «защита национальной безопасности не может служить основанием для 
ограничения свободы вероисповедания» [27].

2.4 Законодательство РК  в области религии и проблема  образования

Религиозные общины с первых лет обретения Казахстаном независимости начали 
заниматься просвещением в делах веры, образовав воскресные школы, курсы при 
духовных учреждениях и так далее. Поначалу было совершенно неясно, как 
государство прореагирует на возникшую проблему религиозного просвещения.

Постепенно стали вырисовываться контуры государственной политики в деле 
религиозного просвещения и образования. Исходя из принципов светской

государственности, законы не разрешают проводить религиозное обучение в 
общественных школах. Родители при желании могут дополнительно отдавать детей в 
школы, занимающиеся религиозным обучением, при условии, что эти школы прошли 
государственную регистрацию. Религиозное обучение не должно наносить вред 
физическому и нравственному здоровья ребенка. Но в законах отсутствует положение 
о том, кто и как может определить степень вреда.

Религиозные группы и объединения могут заниматься образовательной деятельностью 
только с разрешения Министерства образования и науки РК.

В соответствии с Программой по обеспечению свободы вероисповедания и 
совершенствования государственно-конфессиональных отношений на 2006-2009 годы, 
предполагалось создание системы религиоведческого образования, начиная со школы и 
заканчивая подготовкой высококвалифицированных специалистов для работы в сфере 
религии. В частности, предусматривалось в государственную систему образования 
включить учебные курсы, имеющие религиоведческую направленность.

В рамках осуществления программы в средних школах было решено ввести 
обязательный курс «Религиоведение», на телевидении появился исламский 
телевизионный канал, увеличилось число печатных средств массовой информации на 
религиозную тематику. Но программа не достигла предполагаемого эффекта. К числу 
нерешенных проблем или недостаточно продуманных решений можно отнести 
создание некачественного учебника для учащихся средних школ по предмету 
«Религиоведение», который подвергся массовой критике за спорные суждения по 
некоторым вопросам религиозной теории и практики. В государственные стандарты 
высшего образования даже не были внесены необходимые поправки, обеспечивающие 
изучение основ религий студентами всех специальностей вузов, в то время как именно 
молодежь является объектом религиозной политики. Воздействие духовных средств 
массовой информации по религиозной тематике на молодое поколение минимально, 
так как за годы трансформации общества молодежь перестала доверять медийным 
средствам информации. Подобная ситуация имеет отрицательные последствия для 
общества - недостаточно грамотный в вопросах религии человек может легко стать 
жертвой псевдорелигиозной или экстремистской организации.

Таким образом, можно признать существующее законодательство несовершенным, 
требующим тщательного анализа и пересмотра с учетом современных реалий.

Информация о работе Политика Республики Казахстан в религиозной сфере