Первобытные и национальные религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – используя различные источники информации, изучить некоторые вопросы курса «Религиоведение».
Объект исследования – религиоведение.
Предмет исследования – первобытные и национальные религии.
Для достижения поставленной цели, определены задачи:
1. Рассмотреть структуру первобытных религий.
2. Раскрыть национальные религии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
1 . Первобытные религии ……………………………………………………………..4
2. Национальные религии …………………………………………………………….9
Заключение ……………………………………………………………………………22
Список литературы …………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Контр религоведению.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………………….3

1 . Первобытные религии ……………………………………………………………..4

2. Национальные религии …………………………………………………………….9

Заключение ……………………………………………………………………………22

Список литературы …………………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы контрольной  работы обусловлена тем, что, в мире существует, а еще больше существовало, разнообразных религий и религиозных образований, тем не менее, никому не удалось получить исчерпывающую информацию о количестве религий, разработать какую-либо оптимальную классификацию религий.

В различных источниках информации чаще всего говорится о тысячах разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в современном мире с древних времен. Прежде всего, можно говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения. В рамках данной работы осветить их все, нет возможности. Поэтому, остановимся на таких формах религии, как первобытные и национальные религиии.

Цель работы – используя  различные источники информации, изучить некоторые вопросы курса  «Религиоведение».

Объект исследования – религиоведение.

Предмет исследования –  первобытные и национальные религии.

Для достижения поставленной цели, определены задачи:

1. Рассмотреть структуру первобытных религий.

2. Раскрыть национальные религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первобытные  религии

 

К наиболее распространенным ранним религиозным формам относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм.

Анимизм (от лат. аnіmа – душа, дух) - это вера в духов и души, которые управляют людьми, предметами и явлениями окружающего мира. Английский исследователь ранних религиозных форм Тейлор, анализируя анимистические представления в работе «Первобытная культура», выдвигает гипотезу, согласно которой появление души - тонкой, нематериальной сущности, составляющей причину жизни и сознания, не зависит от того, кто обладает личным сознанием и свободна от своего телесного собственника [6]. По его мнению, появление «души», объясняется двумя причинами:

Во-первых, первобытные люди старались понять, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти;

Во-вторых, они задавались вопросом, что такое человеческие образы, которые появляются в снах и фантазиях.

Эти вопросы объяснялись  тем, что душа способна оставлять  тело и переноситься с места на место. Неуловимая и невидимая, она  могла проявлять физическую силу и являться людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантом, как привидение, отделенное от тела, но подобное ему. Она способна воплощаться в тела других людей, животных и даже в вещи, овладевать ими и влиять на них. Тейлор доказывает, что анимистические представления в дальнейшем трансформировались, приспосабливаясь к социальным и научным изменениям в обществе.

В древности, ментальные феномены считались принадлежащими всей природе. Изменения на море, в климате, а также положение солнца и луны - все это объяснялось желаниями и капризами духов. Море демонстрировало негодование, мстило за пренебрежительное к себя отношение; солнце раздавало сезонные порции тепла, время, от времени делая подарки; дождь заботливо проливался на землю в ответ на ритуальные прошения. Анимизм старается объяснить поведение всех вещей в понятиях, которые обычно характеризуют действия в отношении людей и относительно живых существ.

Тотемизм (индейское от-отем - его род) - означает комплекс верований и обрядов в первобытном обществе о кровно-родственных связях между человеком и его предком (животным или растением), который был защитником данного рода и каждого его представителя.

Интересные образцы  тотемных взглядов можно встретить  в наидревнейших пластах китайской  мифологии, которая поражает своей фантазией. Через китайскую традицию определяется общее направление развития восприятия нематериального мира от страшных звероподобных существ, типа Хуньдунь - Хаоса - бесформенной, но живой массы, к Шижоу - зрячей плоти - похожей на печень зверя, но с возможностью видеть, а от них к получеловеку-полуживотному. Существа же такого типа имеют место в индийской, в шумеро-аккадской, в египетской и в греческой мифологиях. Тотем мог представляться в виде животного, птицы или даже растения. Человек рассматривал самого себя - как прямого потомка того или иного тотема, который считался его непосредственным предком. При этом часто в качестве подобного предка выступает животное, от которого зависели благосостояние, а иногда и жизнь племени. Этим объясняются наидревнейшие наскальные рисунки, которые изображают бизонов, коней, мамонтов и загадочные, главным образом фантастические, рисунки получеловека-полуживотного [3, 118]. Вся дающая жизнь природа находит воплощение в женских статуэтках с подчеркнутыми женскими половыми признаками и с полным отсутствием портретных особенностей. Природа воспринимается - как проекция абстрактного представления самого человека, наделяется человеческими свойствами.

Фетишизм (порт. fetico – вещь, идол, волшебная вещь) - поклонение неживым предметам, которым приписывались чудодейственные свойства (скалы, деревья, раковины, разные бытовые предметы) [3, 124]. Считалось, что вещи имеют добрые или злые качества, силы, которые могут подействовать на человека. Например, удачно брошенное копье попадало в цель благодаря доброй силе, которая была в копье, а не из-за умения охотника. Пережитки фетишизма мы можем обнаружить даже в современном мире. До сих пор люди верят в силу талисмана и вещи, которые приносят удачу.

Магия (греч. maqeia – колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека влиять на других людей и объекты мира [3, 126].

Представления о сверхъестественном становятся основой развития более  сложного видения мира и влияния  человека на окружающую среду, что и проявляется в магии. Как ни парадоксально это выглядит в повседневных представлениях, как раз магия – это показал английский ученый Дж.Фрезер, является предшественницей науки, ведь магия исходит из тех же основ, что и наука, из того, что все в мире подчиняется причинно-следственным связям. Магические ритуалы могут дать в руки человека средства управления природой и богами [3,128].

В системе действия природных  законов и правил, которые «определяют» последовательность событий в мире, магия направлена на понимание и использование данных законов. Такая магия может быть названной теоретической. При использовании заклинаний в достижении своих целей магия может называться практической. В магии слиты реальность и вымысел, опыт и фантазия. Магическое мышление абсолютно безразлично к противоречиям, очевидным для нас. Объясняется это тем, что в магии чувственное преобладает над логическим, иррациональное над рациональным. Фрезер пишет о том, что человек в магии «никогда не подвергал анализу умственные процессы, на которых основываются его действия» [5,29]. Магию мы можем классифицировать по мере ее использования и влияния на жизненные процессы. Так можно выделить магию промышленную, охотничью, лечебную, любовную и др.

По мере развития общества, с появлением социальной дифференциации, развитием материального производства происходят изменения и в религиозном восприятии мира. Ранние религиозные верования трансформировались в родоплеменные религии, но при этом ранние формы не исчезали совсем. К таким формам мы можем отнести: анимализм, земледельческий культ и как достаточно своеобразное направление – шаманизм [3, 131].

Анимализм, зоолатрия (лат. аnimal – животное, греч. zon – животное, latreia – услужение) – совокупность магических обрядов и верований, в основе которых лежат представления о животных или растениях как покровителей и защитников рода [3,132].

Происхождение анимализма связывают с развитием тотемных представлений, с деятельностью  человека, использованием животных и  растений, от которых зависело благосостояние племени. Так, в качестве объектов поклонения в каменном веке люди использовали медведя, бизона и других животных. В Древнем Египте животные приобретали получеловеческий облик. Пережитки анимализма сохранились в виде животных атрибутов в политеистических и монотеистических религиях. Например, в христианстве Святой дух иногда изображается в виде голубя [3,133].

Земледельческий культ  – это система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных  с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая. В земледельческом культе объединяются различные элементы первобытных религий, которые и определяют данную религиозную систему, которая характеризуется следующими особенностями:

- почитание двойников природных явлений, которые влияют на урожай, что отразилось в одухотворении и обожествлении солнца, планет, дождя и сил природы;

- почитание природы в образе женщины как символа плодородия и рождения;

- жертвоприношения - как своеобразная система задабривания богов и духов (использовалась для улучшения урожая, увеличения стада, улучшения благосостояния);

- идея смерти и воскресения некоторых духов или богов (считается, что эти идеи связаны с процессами роста зерна, которое «погребают» в землю и которое потом «воскресает» – так появлялись представления о возможности временной смерти и вообще вечного существования);

- существование страны мертвых (место, куда отправляются души умерших и где они обретают вечность).

Для некоторых народов  древности был характерен шаманизм, который сохранился и до настоящего времени. Слово «шаман» происходит от маньчжурского слова «саман» – исступлённый. Как определенная форма религиозного культа шаманство возникло около 6 тыс. лет назад.

Шаманизм как религия  характеризуется следующими признаками [3,138]:

- широким кругом анимистических верований (преимущественно в «злых духов»);

- наличием особых служителей культа – шаманов, способных приводить себя публично в состояние религиозного экстаза, чтобы внушать окружающим мистические воззрения;

- особым ритуалом камлания, при котором шаман в состоянии экстаза издаёт бессмысленные выкрики и проделывает различные манипуляции и телодвижения, которые воздействуют на мир духов;

- наличием особых ритуальных инструментов (бубна, погремушек, особых головных уборов, плаща, пояса и т.п.), применяемого шаманами.

На основании этих признаков можно дать следующее определение: шаманизм - это вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и миром духов [3,139]. Шаманам приписывалась способность предсказывать будущее, излечивать от болезней, вызывать изменения в природе, сопровождать умерших в мир духов и некоторые другие функции.

Таким образом, подавляющему большинству первобытных проявлений религии были присущи следующие  особенности:

1. Отсутствие абстрактных  представлений о Боге как безликой, управляющей природой и людьми силе, находящейся над миром. Вместо этого древние люди поклонялись непосредственно материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделялись сверхъестественными свойствами и качествами. Чаще всего сверхъестественность первобытных объектов религиозного почитания сводилась к их невидимости, неосязаемости или неуязвимости для обычных людей в обычной обстановке.

2. Смешение жизни и  культа: в этой связи принято  даже говорить, что жизнь первобытного человека была его богослужением. Каждое его действие осуществлялось в соответствии с освященными тысячелетней традицией обрядами и правилами, что было важно для накопления, сбережения и передачи от одного поколения к другому моральных предписаний, правил поведения, элементарных знаний и навыков, необходимых для выживания в окружающем мире.

3. Родоплеменной, а  не мировой характер религиозных  культов, когда каждое первобытное  племя имело свои собственные  религиозные культы: одни поклонялись медведю, другие верили в чудодейственную силу умерших предков. 

2. Национальные религии

 

Становление классового общества и преобразования в первобытных  взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежде всего, в религиозном сознании и были направлены на изменение религиозных отношений первобытного общества. Возникла потребность в создании новых религиозных систем, которые отвечали бы новым изменившимся условиям жизни людей и новым социальным группам, которые возникли при социальной дифференциации. По своему смыслу новые религиозные образования были значительно более сложными, поэтому иногда их называют развитыми религиями. К ним мы можем отнести национальные и мировые религии.

Разделение общества на классы начинается в эпоху неолитической  революции. Это время характеризуется  экономическими, техническими, социальными  изменениями, образованием городов  и государств, и, главное, на что следует  обратить внимание – это процесс образования наций. Нации требовали своих религиозных обоснований и появились национальные религии. По мере развития наций национальные религии трансформировались, поэтому целесообразно распределить их по времени существования – ранние национальные и поздние национальные религии.

Информация о работе Первобытные и национальные религии