Первобытные и национальные религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – используя различные источники информации, изучить некоторые вопросы курса «Религиоведение».
Объект исследования – религиоведение.
Предмет исследования – первобытные и национальные религии.
Для достижения поставленной цели, определены задачи:
1. Рассмотреть структуру первобытных религий.
2. Раскрыть национальные религии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
1 . Первобытные религии ……………………………………………………………..4
2. Национальные религии …………………………………………………………….9
Заключение ……………………………………………………………………………22
Список литературы …………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Контр религоведению.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Ранние национальные религии. Ранние национальные религии - это религиозны верования, которые обосновывали идеологическое противостояние различных слоев населения в рамках одного национального государства. Ранние национальные религии имеют свои характерные черты, которые отличают их от других религиозных образований, а именно [1, 22]:

- отторжение от официального культа низов общества;

- недолговечность существования;

- строгий политеизм;

- зарождение учения о посмертном воздаянии (наличии причинной связи между поведением человека в земной жизни и его судьбой в потустороннем мире);

- обязательность жертвоприношений.

К ранним национальным религиям принято относить древнеегипетскую, хеттскую, фригийскую, халдейскую, древнеиндийскую, древнееврейскую, древнегреческую, древнеперсидскую, древнеримскую, древнегерманскую, религию народов Древнего Междуречья и ряд других. Из серии многочисленных ранних национальных религий, в рамках данной работы, мы остановимся только на религии древних славян.

Религия древних славян. Праславянские племена начинают формироваться во II тыс. до н. э. на территории от реки Висла до реки Одер. Религиозные  представления славянских племен основывались на земледельческих культах при  некотором сохранении тотемизма, анимизма и магии [1, 28].

У славян сохранялся патриархально-родовой  строй, который оказывал содействие сохранению культа почитания предков  и развитию погребального культа. Социальные и некоторые этнические расхождения приводили к многообразию способов погребальных обрядов, но общим для славянских племен была вера в потустороннюю жизнь, в существование рая – прекрасного сада, и в пекло – место, которое заполняет жар и огонь. Покойники делились на «чистых», тех, которые умерли своей смертью, и на «нечистых», тех, которые умерли неестественно, совершили смерть по собственному желанию. Первых называли «отцами» и их уважали, вторых называли «мертвецами» – их не любили и боялись. Добрыми отцами были – Чур, Домовой и прочие, злыми «мертвецами» считались – упыри, мавки и другие [1,28].

Славяне имели богов, которые признавались многими славянскими  племенами. Это были общеславянские боги, но при этом не существовало запрета  уважать других славянских богов. Поэтому  различные славянские племена имели  того бога, который больше отвечал их потребностям – хозяйственным, военным, бытовым и другими. Таким образом, у славян имело место пантеистическая форма религии или язычество.

Главные боги славянского  пантеона были связаны с традициями земледельческого культа. Сварог и  Даждьбог, Ярило и Коляда были богами солнечными, Перун – бог грозы и ливня, Велес (Волос) – Бог скотоводства, Мокош – женская богиня плодородия [1, 40].

Знакомство славян с  соседними религиями и общеевропейское  происхождение от индоевропейских  корней иногда не дает возможности выделить именно славянских богов.

Кроме богов, «ответственных»  за самые важные стихии, существовало великое множество богов второго  порядка или же духов. Так, в лесах  проживал – Леший, в воде – Водяной, на границе между полями расположился – Межевик. Существовало много женских духов: Полудница, Роженица, Берегиня, Водяница.

В славянской среде были распространены различные магические обряды. Таковыми были сакральные фразы, заговори, амулеты, орнаменты и обряды. Действия, связанные с культом  древних славян, совершали специальные люди – волхвы (или колдуны) [1, 47]. Есть предположение, что волхвы имели определенную классификацию согласно своей специализации: волхвы-целители, волхвы-тучегонители, волхвы-хранители и т.д. Волхвы имели огромное влияние внутри славянского рода и племени, от их действий зависело благосостояние, урожай, порядок. Волхвы сохраняли мифы и сказания. Таких «сказителей» называли ведунами или баянами. Известны женщины-колдуньи - ведьмы (от слова «ведать» - знать) и злые волхвы – кощунники [1, 47].

Местом религиозных  культов и действий были капища и  урочища, а также святилища и  храмы с изображением богов. Славяне  поклонялись также местам, где, по их верованиям, существовали боги: солнцу, луне, деревьям, речкам, ветрам и т.д.

К настоящему времени ранние национальные религии не сохранились, хотя в период их существования они имели достаточно сильное влияние во всех социальных слоях общества, определенных национальностей, а в дальнейшем их мифы и обряды вошли в поздние религиозные образования.

Поздние национальные религии. Из поздних национальных религий некоторые сохранились и до нашего времени – индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм и некоторые другие.

Поздние национальные религии  – религии, которые существовали в период становления и развития феодальных отношений. Эти религии отстаивали интересы нации без социального противостояния низов и верхов. Характерными чертами этих религий являются:

- большие масштабы влияния;

- стойкость;

- единство политеизма и монотеизма;

- упрощение жертвоприношений;

- развитие учения о посмертном воздаянии.

Индуизм. К числу наидревнейших  национальных религий относится  индуизм, который исповедует подавляющее  большинство населения Индии  на протяжении столетий. Название «индуизм»  возникло примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей, которые появились в Индии, обособить веру индийского народа от своей собственной [1, 48].

Как религиозная традиция, индуизм насчитывает около 5 тыс. лет.

Решающее влияние на формирование индийской культуры сыграло вторжение в Индию арийских племен, которое произошло в середине II тысячелетия до н.э. Их религиозно-мифологические, правовые и социально-этические представления нашли отражение в Ведах, написанных на ведийском санскрите – языке арийских племен. Ведийский комплекс составляют: собственно Веды или самхиты – сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, выражений, магических заклинаний и заговоров (Яджурведа и Ахтарваведа); Брахманы – пояснение к самхитам; араньяки, или песни лесных отшельников, которые непосредственно примыкали к Брахманам; Упанишады, которые примыкали к араньякам и Брахманам, – тексты эзотерического, то есть сокровенного содержания. Веды содержат всю сумму знаний индуса того времени о себе и окружающем мире: богах, демонах, космосе, ритуалах, социальном строе, этических ценностях и много других сведений.

Для начального периода индуизма, который иногда называют ведической религией, характерно почитание природы как таковой, тождество человека и природы. Согласно этой религии даже творение мира происходит в процессе принесения в жертву первочеловека Пурушы, из различных частей тела которого и создается мир [1, 49].

Ведийские боги – это  фактически олицетворение тех или  иных природных сил, которые не представляются в антропоморфном, человекоподобном виде. Ведийские боги наделены огромным количеством эпитетов и выполняют  разнообразные функции. Этих богов можно определить как многофункциональных. Так, Сома, бог опьяняющего напитка, который носит то же название, что и священный напиток, приносит богатство, счастье, жизненную силу, пищу, помогает в пути, приходит на помощь, награждает певцов за их мастерство, излечивает от болезни, убивает чудовищ, наказывает злоязычных. Бог огня Агни обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, укрепляет небо и землю, охраняет их, знает всю мудрость, все миры, все человеческие тайны, наблюдает за всем в мире, приводит богов на жертвоприношения и т.д. Но каждому из многочисленных ведийских богов присущая та или иная характерная черта, которая выделяет его из числа иных божеств. Например, Агни - это прежде всего огненная стихия, это огонь во всех его проявлениях - в пламени светильника, жертвенного костра, зареве лесного пожара.

Борьба с демонами, которые воплощают темные силы и  хаос, является основной функцией бога Индры. Вместе с тем, он прожорлив, похотлив, больше других ведийских божеств  склонен к соме. Индра воспринимается как воплощение неукротимой физической силы, мужества и отваги. С помощью молний Индра одерживает победу над драконом, который старался задержать течение вод, от которых возникла земля и пища. В другом варианте – вода образовалась из яйца, из которого через год появляется бог-творец Брахма. Яйцо, расколовшись на золотую и серебряную половины, образовало соответственно небо и землю. Бог Варуна следит за действием во всем мире вечного физического и морального закона (рити), он стоит на охране порядка. Варуна управляет небесными стихиями, следит за движением звезд, порядком изменения дня и ночи. Ему известно все явное и тайное. Он строгий, но справедливый. Важными чертами ведической религии было обожествление сил природы, анимизм и первобытная магия [1, 50].

По представлениям индийцев боги находились в постоянном состоянии войны со злыми демонами - асурами. Богов и демонов почитали непосредственно как силы природы. С течением времени ведическая религия предприняла попытки объяснить и освятить общественное неравенство. Бог Индра стал восприниматься как царь богов и как бог войны.

В ведический период ощущается  неразрывная связь процессов  в природе с циклом жертвенных действий. Существовали различные способы  жертвоприношений, но главное место отводилось жертвоприношениям на огне. Описания жертвоприношений содержатся в ведических гимнах, здесь говорится о том, что задолго до ведийской эпохи арии приносили в жертву людей. Сжигание (кремация) покойника – тоже своеобразное жертвоприношение. В Упанишадах появляется идея расплаты за нечистые и добрые дела. В ведическую эпоху в жертву приносили также домашних животных и птицу. Принесение в жертву коровы, например, было возможным только в том случае, если в жертвенной трапезе принимали участие все члены данного коллектива.

Позднее происходит постепенное  замещение таких жертвоприношений. В жертву богам стали приносить  плоды, цветы, сладости, ароматические  вещества и т.п. Этому же оказывало  содействие проникновение в брахманизм идей ахимсы – непричинения зла живому. В эпоху средневекового и позднего индуизма убийство коровы стало недопустимым в связи с широко распространенным культом священной коровы, «коровы-матери», да и большие ведические жертвоприношения стали редкими. Во многих случаях кровь животного замещается символическим нанесением красного порошка, который наносился на изображение бога или на его алтарь. Иногда духам и божествам вместо кровавой жертвы приносили глиняные фигурки, которые заменяли живых коней, коров и т.д.

В Ведах содержатся мифологические обоснования кастового распределения индийского общества и привилегированной роли первых двух каст – жрецов, духовных учителей – брахманов и воинов – кшатриев. Эти две и еще две другие основные касты – ремесленники, крестьяне, торговцы – вайшья и рабы, слуги – шудры были образованны из отдельных частей тела первочеловека Пурушы (рта, рук, бедер и ног) и символично обозначенные определенными цветами (на санскр. «Варна» – цвет), по другим версиям из различных металлов (золота, серебра, бронзы и меди соответственно) [1,51].

Обязанности различных  каст определяются следующим образом:

- знание, осуществление знания, вера – обязанности брахманов, дающиеся их собственной природой;

- блеск, великолепие, устойчивость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев;

- хлебопашество, скотоводство, торговля – обязанности вайшьёв;

- услужение – обязанность шудр.

Закон следования обычаям  своей касты определялся отдельным  проявлением круговорота жизни, общего закона, который в Ведах охраняют боги, которые сами подвластны этому закону, и жрецы, которые осуществляют ритуальные жертвы богам. Дальнейшее действие этого закона начинает обуславливаться моральным содержанием человеческой жизни.

В современной Индии  насчитывается более чем 3 тысячи каст и подкаст, которые объединяются осознанием единства, расы и племени, языка, культуры, профессии и пр.

В VI-V вв. до н. э. в Индии  происходит распад первобытных отношений  и переход к рабовладельческому обществу. Изменения экономического, социального и политического плана требовали также и изменений идеологических, что нашло отражение в развитии и трансформации ведического индуизма. Начинается новый этап развития индуизма, который получает название – брахманизм.

Многочисленные боги, богини и эпические герои выступают в брахманизме как персонификации космических сил и как воплощение моральных и абстрактно-теоретических понятий. Но, несмотря на их многочисленность, все боги есть выявлением единого брахмана, абсолютной святости. Эту идею единой и высшей реальности, из которой все произошло и в которую все возвращается, наследует и поздний индуизм. Бог пронизывает собою весь мир. Брахман есть безличным всемирным «Я». Атман – индивидуальная душа. Странствования души по царству смерти вызванное отсутствием ее единства с Брахманом, упразднение, изъятие ее из круговорота жизни понимается как достижение этого единства [2, 123].

Важное значение приобретает  и имеет свое продолжение для  последующего развития человечества, ориентировка человека на достижение трех основных задач (триварга):

- дхарма – следование основным религиозно-моральным установкам;

- артха – все, что связывается с пользой и выгодой для общественной жизни;

- кама – полное удовлетворение телесных потребностей и это, прежде всего любовь.

Все главные идеи ведизма и брахманизма в дальнейшем нашли отражение в позднем индуизме, но были обогащены новыми мифами, обрядами, претерпели значительные изменения в своей догматике. Кроме почитания божеств, составляющих тримурти, для индуизма характерно уважение легендарных мудрецов – риши. Почетное место занимают также отшельники – садху. Особое место среди них занимают профессиональные йоги, колдуны и заклинатели, которых нередко можно встретить в индийском поселке.

Информация о работе Первобытные и национальные религии