Иудаизм - национальная религия евреев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Религия евреев – иудаизм – одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.
Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») – по имени легендарного законодателя евреев.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 61.54 Кб (Скачать файл)

 

Религия евреев (иудаизм)

Религия евреев – иудаизм  – одна из немногих национальных религий  древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории  религий иудаизм сыграл чрезвычайно  большую роль, так как вошел  весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.

Иудаизм называют иногда также  религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») – по имени легендарного законодателя евреев.

Естествен большой интерес  к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана  и большая трудность в изучении его истории. В странах Европы еврейская религиозная традиция, принятая в состав христианской традиции, долгое время считалась богооткровенной  истиной, не подлежащей никакой критике. Многие свободомыслящие ученые поплатились  жизнью за попытку усомниться в этой истине. Даже и сейчас для верующих евреев и христиан, особенно для  католического и православного  духовенства, основная священная книга  евреев – Библия остается отнюдь не историческим, источником, а предметом  веры и преклонения, непререкаемым  авторитетом, книгой, написанной по вдохновению  святого духа. Вплоть до наших дней для церковников и Реакционной  буржуазии защита Библии от критики  является составной частью их борьбы против всяких прогрессивных идей. Это и понятно. Ведь Библия по сие  время остается важнейшим идейным  защитником классового эксплуататорского  строя.

С другой стороны, именно поэтому  всякая критика и феодально-крепостнического и позже капиталистического строя, исходившая от прогрессивных общественных кругов, неминуемо включала и включает в себя также и критику Библии, а следовательно, еврейской религии. На этом поле вот уже более четырех  веков идет ожесточенная борьба между  силами прогресса и силами реакции. В ходе этой борьбы сложилась целая  наука – библеистика.

Основной источник изучения древнееврейской религии – Библия. Других, независимых от нее источников почти нет. Библия – по-гречески означает «книги» (перевод еврейского соферим с тем же значением). Это не одно сочинение, а большое количество разных литературных произведений. Согласно традиции, они делятся на три большие группы.

Прежде всего это книги  закона (по-еврейски Тора), или так  называемое «Пятикнижие Моисея», – книги, составление которых приписывается легендарно-мифическому Моисею. Сюда входят: Бытие – рассказ о сотворении богом мира и человека, о жизни первых людей в раю, об их грехопадении и изгнании их из рая, о размножении человечества и его древнейшей истории, о всемирном потопе и о спасшемся от него Ное с семейством, о патриархах – родоначальниках еврейского народа – Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте; Исход – книга, которая повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10 заповедей бога и другие религиозные предписания; Левит – религиозное законодательство; Числа – законодательство и история евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины («земли Ханаанской»); Второзаконие – религиозное законодательство. К Пятикнижию примыкает книга Иисуса Навина, содержащая в себе рассказ о завоевании евреями «земли Ханаанской» под предводительством Иисуса Навина.

Вторую группу библейских книг составляют «исторические» книги, или «писания»: это книга Судей, Руфь, четыре книги Царств (две книги  Самуила и две книги Царей), две книги Паралипоменон (Хроник), книги Ездры, Неемии, Есфирь (Эсфирь), Иова, а также Псалтирь (Псалмы; книга  религиозных гимнов, приписываемых  царю Давиду), книга Притчей Соломоновых, Екклесиаст, книга Песни Песней.

Наконец, третья группа –  это пророческие книги: пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила  и книги 12 так называемых «малых пророков»: Осии (Иосии), Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

Все эти книги вместе христиане  называют Ветхим заветом (ветхозаветная  литература), в отличие от собственно христианских (евреями не признаваемых) книг Нового завета.

Действительное происхождение  всех этих книг до сих пор окончательно не установлено, хотя научная критика  сделала в этом отношении очень  много.

Начало библеистики относится  к эпохе буржуазных революций  и Просвещения в европейских  странах. В числе первых мыслителей, попытавшихся критически подойти к  Библии, были Т. Гоббс и Б. Спиноза (хотя и у них еще в средние века были предшественники): они заметили, что книги, приписываемые Моисею, написаны в действительности в более позднее время. Существенный шаг к научному изучению Библии сделал француз Жан Астрюк, близкий к кругам энциклопедистов: в своей книге «Предположения о первоначальных текстах, которыми Моисей, видимо, пользовался при составлении книги Бытия» (1753) Астрюк показал, что в одних частях книги Бытия бог именуется Ягве (или Иегова), а в других Элогим (в русском: и в других переводах Библии это различие имен бога не отражено), и предположил, что в основе книги Бытия лежали два первоначально самостоятельных сочинения. В дальнейшем, в XIX в., ученые, развивая и углубляя гипотезу Астрюка, постепенно установили те источники, из которых составилось Пятикнижие Моисея. Из этих ученых особенно много сделали Вильгельм Мартин де Ветте, Герман Гупфельд, К.Г. Граф и наиболее выдающийся из них – Юлиус Велльгаузен («Введение в историю Израиля», 1878). В результате их исследований сейчас общепризнано, что в основе Пятикнижия лежат следующие источники: Ягвист (названный так условно по употреблению имени бога Ягве) – составлен в Иудее, вероятно, в IX в. до н.э.; Элогист (тоже условное обозначение по имени бога Элогим – буквально боги или Духи) – составлен в Эфраиме (северная часть Палестины), может быть, в VIII в. до н.э.; Второзаконие – составлено около 621 г. до н.э., переработано около 560 г. до н.э.; Жреческий кодекс – составлен около 500 г. до н.э. Впоследствии два первых источника были соединены в один, Условно обозначаемый Иеговист. Эти основные источники Пятикнижия принято обозначать латинскими буквами: Ягвист – J; Элогист – Е; Иеговист–JЕ; Второзаконие – D (от немецкого Deutoronom); Жреческий кодекс – Р (от немецкого Priesterkodex).

Установлено примерно и время  происхождения остальных книг Библии. Хронология и последовательность их оказалась очень непохожей на традиционную.

Таким образом, зарубежная буржуазная наука в лице ее наиболее прогрессивных  представителей сделала очень много  для выяснения подлинной истории  Библии. Но в критике самой еврейской  религии даже лучшие представители  буржуазной науки останавливаются  на полдороге. Вопреки своим же исследованиям  они полагают, что в основе еврейской  религии лежало что-то глубоко самобытное, отличное от религий всех остальных  «языческих» народов, что-то особенно возвышенное. Даже у самых свободомыслящих  буржуазных исследователей еврейский народ выглядит как особый, избранный народ, а религия его – как богооткровенная.

До конца последовательная критика Библии и строго научный  анализ истории религии евреев даны советскими учеными; в этом отношении  особенно ценны работы академика  Н.М. Никольского и А.Б. Рановича (см., например: А. Ранович. Очерки истории древнееврейской религии, 1937). В них выясняется не только история собственно библейского текста, но и история самой религии в связи с общим ходом истории еврейского народа от эпохи кочевания еврейских племен в Северной Аравии и вплоть до эпохи разгрома еврейских восстаний против римского владычества в I–II вв. н.э. и изгнания евреев из Палестины.

Изучение истории библейского  текста, как и изучение последовательного  хода развития самой религии, – дело необычайно трудное прежде всего потому, что текст Библии подвергался неоднократной переработке и редактированию. Древнейшие его части, как теперь установлено, это Песнь пророчицы Деворы, относящаяся к XIII в. до н.э., и Песнь Давида на смерть Саула и Ионафана – XI в. до н.э. Книги и речи пророков составлены в VIII–VI вв. до н.э. В эпоху «второго храма», после возвращения евреев из вавилонского плена (V в.), происходила коренная переработка и редактирование всех библейских книг в духе строгого монотеизма и централизации культа. Вот почему сейчас очень трудно разобраться в составных частях Библии и в их хронологии.

Помимо книг Библии есть еще некоторые – немногочисленные – письменные источники, в том  числе сочинения еврейского историка Иосифа Флавия: «Иудейская война», написанная главным образом по личным наблюдениям: событий 66–70 гг., и «Иудейские древности», составленные на основе тех же библейских книг, но дополненные устными преданиями.

В последние годы появились  и некоторые новые, дополнительные источники изучения древнееврейской  религии. В течение 1947–1957 гг. на побережье Мертвого моря в Палестине, в пещерах около развалин древнего поселения Хирбет-Кумран, были сделаны очень интересные находки: найдены свитки рукописей на древнееврейском языке, относимые ко II–I вв. до н.э. и содержащие в себе части текста книг Библии (но отличного от канонического), устав общины отшельников, как полагают известных эссенов, и др. Кумранские рукописи, изучение которых началось лишь недавно, могут пролить новый свет на неясные вопросы древнееврейской религии.

 

Древнейший  период. Родовые культы

На основании всех имеющихся  в нашем распоряжении материалов и исследование историю еврейской  религии можно представить следующим  образом. В древнейший период своей  истории, в первой половине второго  тысячелетия до н.э., евреи представляли собой конгломерат скотоводческих бедуинских племен, кочевавших в Северной Аравии. Они жили тогда патриархальным родоплеменным бытом, и религия  их отражала этот быт.

Видимо, существовал культ  родовых покровителей, может быть духов-предков. От этого культа сохранились  слабые следы в библейском тексте. Например, в книге Бытия рассказывается о том, как во время бегства  Иакова и его жен от их отца Лавана одна из них, Рахиль, похитила домашних идолов отца. В еврейском тексте Библии эти идолы названы словом терафим; видимо, это были родовые покровители. По библейскому рассказу, Лаван был разгневан не столько бегством дочерей и зятя, сколько похищением! его богов-покровителей; он погнался за беглецами, упрекал их в похищении терафимов и настойчиво добивался их возвращения. Очевидно, евреи очень серьезно относились тогда к этим предметам родового культа.

Очень интересно одно прямое упоминание в Библии о родовом  культе. В 1-й книге Царств рассказывается о том, как молодой воин Давид (впоследствии – царь), опасаясь за свою жизнь, ибо царь Саул намеревался  умертвить его, уклонился от приглашения  на царский пир, мотивирован это  необходимостью посещения родного  города Вифлеема. «У нас в городе родственное жертвоприношение, и  мой брат пригласил меня», – говорил Давид.

С родовым же культом, по всей вероятности, связаны и предания о патриархах. Что патриархи, упоминаемые  в Библии (Авраам, Исаак, Иаков и  др., вплоть до Моисея), не представляют собой исторических личностей, единодушно признают все исследователи. Но кто  же такие эти патриархи? Конечно, ошибочно мифологическое понимание  их имен как олицетворений небесных явлений. Наиболее правдоподобно, что  образы патриархов – персонификации родоплеменных делений. Это отмечал, в частности, Ф. Энгельс в письме к К. Марксу 26 мая 1853 г. В древности патриархам, видимо, воздавались религиозные почести.

Ю. Велльгаузен сделал очень важное наблюдение: в Иеговисте – более древнем источнике библейского текста – патриархи действуют в тех священных местах, где совершался обычно культ, тогда как в более позднем Жреческом кодексе, отразившем борьбу жрецов за централизацию культа в Иерусалиме, патриархи уже оторвались от этих культовых центров. В тексте Библии сохранились следы почитания могилы Рахили.

 

 

Погребальный  культ

Очень мало можно сказать  о погребальном культе. Умерших, очевидно, зарывали в землю, но какие религиозные  представления соединялись с  этим обычаем, предположить трудно. Даже в позднейшую эпоху представления  верующих евреев о загробном мире были очень смутны. Во всяком случае, веры в загробное воздаяние не было: за грехи бог наказывал людей  в этой жизни – если не их самих, то их потомство; в Библии бог не раз изображается как «наказывающий  вину отцов в детях и в детях  детей до третьего и четвертого рода». Верили в возможность вызывать тени (души) умерших и беседовать с  ними. Такое спиритуалистическое  представление о покойниках засвидетельствовано  в царский период: например, царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила. Существовало ли оно  уже в кочевую эпоху, об этом трудно судить.

 

Скотоводческий  культ

К весьма древней эпохе  восходит, несомненно, скотоводческий культ. С ним связано, в частности, происхождение древнего праздника  пасхи, который вначале был чисто  скотоводческим праздником – весенним жертвоприношением первого приплода стад. Робертсон Смит правильно обратил  внимание на тотемическую основу этого жертвоприношения. Впоследствии к первоначальной пасхе примешались совершенно иные элементы – черты земледельческого культа.

Со скотоводческим культом  были связаны и некоторые образы духов и богов, слабые следы которых  сохранились в тексте Библии, несмотря на тщательное редактирование его иерусалимскими жрецами. Сюда относится, например, мифологический образ Азазела, в жертву которому в определенные моменты приносили козла; этого козла Азазела (в русском переводе Библии – «козла отпущения») изгоняли живым в пустыню, «возлагая» на его голову все грехи народа. Этот обряд с козлом отпущения, который считается как бы искупительной жертвой за грехи и преступления всего народа, хорошо проанализирован Дж. Фрэзером в его «Золотой ветви», где собрано и много других аналогичных обрядов у разных народов.

В ту эпоху существовало, видимо, много представлений о  разных духах, слабые следы этого  сохранились в Библии. В Исходе упоминается «дух-губитель», который  истребляет всех первенцев египетских и щадит первенцев израильских. В книге Судей бог посылает к евреям злого духа. Злой дух  от бога посещает неоднократно царя Саула  и мучит его. Еще в одном  тексте бог же посылает к людям  «духа лживого».

Очень вероятно существование  в кочевую эпоху культа луны, связанного с лунным календарем. Еще Ю. Велльгаузен  предположил, что именно к этому  культу восходит происхождение празднования субботы, до сих пор сохранившее  большое значение в еврейской  религии. Первоначально, однако, это  не был недельный день отдыха, а  скорее празднование или новолуния (как считал сам Велльгаузен), или  полнолуния. Еще в царскую эпоху  евреями справлялся праздник «новомесячия».

Информация о работе Иудаизм - национальная религия евреев