Иудаизм - национальная религия евреев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Религия евреев – иудаизм – одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.
Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») – по имени легендарного законодателя евреев.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 61.54 Кб (Скачать файл)

О секте ессеев в последнее  время появилось много новых  материалов, еще недостаточно изученных: это кумранские свитки (первые свитки обнаружены в 1947 г.), отражающие, видимо, именно жизнь ессейских общин.

 

Телмудический период

После разгрома Римом второго  иудейского восстания (132–135 гг.) евреи были окончательно изгнаны из Палестины и рассеялись по всем странам Римской империи. В то же время вновь стали меняться их отношения с прочим населением империи. В связи с общим экономическим упадком империи, с сокращением, особенно с III в., торговли и денежного обращения, ослабли хозяйственные связи евреев с окружающим населением, ослабло влияние еврейских торговцев. Это повело и к сокращению религиозной пропаганды, к некоторому рецидиву прежней национально-религиозной замкнутости евреев. Христианство уже отделилось от иудаизма. Взаимное влияние иудаизма и эллинистической религиозной философии почти прекратилось.

Памятником этой эпохи  возобновления религиозной изоляции евреев стал Талмуд – огромный кодекс религиозно-юридических правил житейской  и вероисповедной мудрости. Талмуд был составлен в III–V вв. в среде вавилонских и палестинских евреев. Он состоит из двух основных частей: более ранняя Мишна – обширное «повторение», то есть толкование, закона – и позднейшая Гемара – толкование толкования. То и другое распадается в свою очередь на Галаху (свод законов и ритуальных правил) и Агаду (легенды, притчи, юридические казусы и пр.). Мишна написана на древнееврейском языке, Гемара – на арамейском, который был в то время разговорным языком восточных евреев. Талмуд сохранился в двух параллельных редакциях: иерусалимской (Иерушалми) и вавилонской (Бабли). Позже, в VI–X вв., к Талмуду были добавлены еще различные комментарии – Мидраши.

Талмуд создавался в кругах еврейских богачей, купцов и рабовладельцев и в их интересах. В нем отразились глубокие классовые противоречия внутри еврейских общин. Резко противопоставлены  благочестивые и ученые богачи-рабовладельцы  – талмид-хахамы и простая масса населения – ам-гаарец (народ земли) – крестьяне, ремесленники и др. К ам-гаарец в Талмуде выражается открытое пренебрежение. Были и богатые ам-гаарец, они могли приобрести себе загробное блаженство благотворительностью и изучением Торы, что для бедноты было недоступно. Рабов же Талмуд вообще оставлял без всякого внимания, они не считались членами еврейских общин, тем более что рабы у евреев-рабовладельцев были обычно из чужеплеменников. Еврейская религия, в отличие от христианской, не давала рабам утешения.

С того времени, с первых веков н.э., Талмуд становится основой  всей жизни еврейских общин.–не  только религиозной, но и правовой, общественной. Не имея своего государства, своей светской власти, живя разбросанными общинами среди иноплеменного и иноверного населения, евреи находились под непререкаемой властью руководили своих общин – талмид-хахамов; позже их стали называть раввинами. К последним верующие евреи обращались во всех затруднительных случаях жизни, а раввины выискивали решения исключительно в Талмуде. Эта традиция – обосновывать религиозными предписаниями казусы, все мелочи, все стороны и общественной и частной жизни, во всем слушаться знатоков религии – раввинов, признавать их незыблемый авторитет – вела к еще большей замкнутости евреев, изоляции их от иноверного населения. Это было в интересах богатой верхушки еврейских общин, а масса евреев-бедняков попадала в полную зависимость от нее.

 

Иудаизм в средние века, Рационализм и  мистицизм

В раннее средневековье евреи  расселились по всем провинциям бывшей Римской империи и далеко за ее пределами. Особенно много их было в  Испании (там создалось ядро сефардских евреев), позже – в Германии (ашкеназские  евреи). Много евреев было в странах  Арабского халифата. Они везде  занимались преимущественно ремеслом, торговлей, ростовщичеством, а местами  и земледелием. По мере углубления классового расслоения среди евреев усиливался гнет раввинской верхушки, толкователей Талмуда. Стихийный протест обездоленных масс против этого гнета вылился  в форму движения караимов, или ананитов (по имени главы его Анана бен Давида): караимы решительно отвергли Талмуд и требовали вернуться к «чистому» учению Моисея. Караимское движение распространилось в Причерноморье-в Хазарии (где иудаизм был в VIII–X вв. государственной религией), а позже в Крыму. В Крыму и в Литве караимы есть и сейчас. Между ними и правоверными евреями-талмудиетами была длительная застарелая вражда. В России царское правительство подвергало евреев множеству унизительных стеснений, но на караимов они не распространялись.

Подавляющее большинство  еврейского населения оставалось скованным  синагогальной общинной организацией(кагал) и беспрекословно повиновалось раввинам. Раввины, ставленники богачей, выступали в качестве безапелляционных судей не только в вопросах религии, но и в мирских делах.

В VII–XII вв. евреи, жившие на землях Арабского халифата, не только усилились экономически, но и приобщились к высокой культуре, процветавшей в этих странах. Главные очаги арабской культуры были в Северной Африке и в Испании. Там зародилось и среди мусульман и среди евреев свободомыслие, а вместе с ним появились и попытки как-то приспособить обветшавшее библейско-талмудическое вероучение к сложным условиям экономической жизни, к высокому уровню науки. Эти попытки шли в двух направлениях: рационалистическом и мистическом.

Самым видным из рационалистов  среди еврейских богословов был  Моисей Маймонид (1135–1204), живший в Египте. В своих многочисленных писаниях он старался примирить религию с современной ему наукой и философией. Он придерживался философии Аристотеля и принимал многое из учения мусульманских рационалистов – мутазилитов, пытался рационально или аллегорически истолковать разные чудеса и неправдоподобные вымыслы, которыми полна Библия. Маймонид выдвинул 13 основных положений иудаистской религии, стремясь освободить ее от бесчисленных мелочных предписаний; он сформулировал ряд «научных» доказательств существования бога. Правоверные раввины косо смотрели на этого вольнодумца, и после его смерти на могиле его было написано: «Моисей, сын Маймуна, проклятый еретик».

Другие иудаистские богословы  видели иной выход из создавшегося противоречия – уход в чистую мистику. Так возникло каббалистическое течение, особенно сильное в Испании; оно  развилось под влиянием мусульманского мистицизма, восходящего к учению неоплатоников. Каббала – по-еврейски значит принятие или традиция. Главное каббалистическое сочинение – Загар (Сияние) – появилось в XIII в. Сущность этого и других сочинений каббалистов заключалась в пантеистическом представлении о боге, как о бесконечном и неопределенном существе, лишенном всяких атрибутов. Приблизиться к познанию бога человек может только через таинственное значение имен, букв, составляющих имена, и чисел, которые этим буквам соответствуют. Каббалисты занимались различным комбинированием' чисел (якобы таинственных эманации бога), магических формул и пр. Они учили, что в мире нет зла: зло – это только внешняя оболочка добра, то есть бога. Это был своеобразный способ оправдания социальных несправедливостей. Каббалисты верили в переселение душ: душа умершего грешника возрождается в каком-нибудь другом теле, человека или животного, и так продолжается до тех пор, пока он не очистится от грехов, после чего душа возносится в царство чистых Духов. Каббалисты верили и в нечистых духов и изгоняли их из больных разными шарлатанскими приемами.

 

 

Эпоха капитализма. Хасидизм и Гаскала

В эпоху капитализма и  подъема буржуазной культуры Европы среди евреев появились новые  идейные течения, в которых опять-таки отобразились социальные противоречия внутри еврейского населения. Вновь  ожили мистические и рационалистические идеи, в которых находило свое выражение  глухое недовольство масс узко фанатической раввинистской религиозностью. Мистицизм  принял форму хасидизма.

Термин хасид (благочестивый) существовал у евреев и в средние века. Но оформленное хасидское движение зародилось лишь в середине XVIII в. у евреев Юго-Западной России, где особенно тяжелы были бесправие и нужда еврейской бедноты. Основоположник хасидизма Израиль Бешт (о жизни которого малоизвестно) проповедовал, что раввинистская «ученость» и соблюдение многочисленных ритуальных правил не нужны; что надо стремиться к непосредственному общению с богом, которое достигается в молитвенном экстазе. Но, согласно учению хасидов, общения с богом может достигнуть не всякий человек, а по преимуществу лишь особые праведники – цадики. И вот в среде хасидов возникли целые наследственные династии таких цадиков, «святых людей», которые на деле были просто шарлатанами и бесстыдно обирали верующих, давая им взамен свое «благословение». Между хасидами и раввинистами (миснагид) возникла резкая вражда, но впоследствии она мало-помалу сгладилась, и сейчас отношения между хасидами и раввинистами мирные.

Рационалистическое движение среди евреев в новое время  приняло – особенно в Германии – форму «просвещения» (Гаскала), по существу порвавшего с религиозной  традицией либо старавшегося смягчить и ослабить религиозное законодательство (Моисей Мендельсон, 1729–1786, и его  последователи). Движение Гаскалы впоследствии переродилось в чисто реакционный  буржуазно-националистический сионизм, с его проповедью восстановления национального еврейского государства  в Палестине (Теодор Герцлъ, Еврейское государство. 1896).

 

Раввинат

Однако огромное большинство  евреев, особенно еврейская беднота, ремесленники, мелкие торговцы, часть  рабочих, по-прежнему находилось в духовном рабстве у раввинов-талмудистов. Дух Талмуда продолжал господствовать в синагогальных общинах.

В Талмуде разработаны  до мельчайших деталей предписания  и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов. Чтобы легче было разобраться  в обширных талмудических правилах, еще в XVI в. в качестве своего рода справочника-конспекта Талмуда был составлен свод религиозно-обрядовых правил – Шулхан-Арух, призванный служить как бы настольной книгой религиозного еврея. Ни одна другая религия мира не наполнена до такой степени мелочными предписаниями. В этом сказалась крайняя архаичность и как бы окостенелость иудаизма. Но очень многие из ритуальных предписаний неприложимы к условиям современной жизни, отсюда возникает необходимость как-то истолковывать или попросту обходить эти предписания. Это и делали раввины. Раввин мог дать совет, равносильный приказу, как поступить в любом случае жизни, как обойти закон, делая вид, что исполняешь его. Раввин делал это за вознаграждение и обычно в интересах богатой части общины. Раввины руководили и духовным судом – бет-дин, и каждый верующий еврей обязан был в любом споре обращаться именно в этот суд, а не в государственный.

Однако раввин вовсе не является духовным лицом (в отличие  от христианского или буддистского священника); он не занимает никакой  публичной должности: он просто частное  лицо, но пользующееся огромным авторитетом, как ученый, как знаток писания.

Важным средством удержания  масс верующих в повиновении была система благотворительности, практиковавшаяся в синагогальных общинах. Существовали братства (хеврос) – общества взаимопомощи на разные случаи жизни. Благотворительность привязывала бедняка к кагальной организации.

Служа интересам еврейской  буржуазии, раввины в то же время  стояли на страже интересов господствующих классов тех стран, где жили. Правительства  пользовались их услугами. В царской  России, например, была установлена  Должность «казенного раввина», с  особыми административными полномочиями.

 

 

 

 

 

 

Обряды  и запреты. Праздники

Вся жизнь верующего еврея  подчинена религиозно-обрядовым  предписаниям и запретам. Они касаются пищи, одежды, туалета, распорядка дня, молитв, соблюдения праздников, указывают, что когда можно и что когда  нельзя делать. Уже на восьмой день жизни новорожденный мальчик-еврей  должен подвергнуться дикарской  операции обрезания. Каждый шаг верующего  еврея должен сопровождаться молитвой. Многочисленные пищевые запреты  и правила, о которых уже говорилось, сохранились до наших дней; поэтому  в городах, где есть еврейское  население, обычно и специалисты-резники (Шойхет), умеющие резать животных по установленным правилам, чтобы получилось кошерное (дозволенное в пищу) мясо; такое мясо продают в специальных мясных лавках; всякое иное мясо – треф, то есть нечистое. Особые правила касаются одежды: мужская одежда должна быть длинной, сделанной из однородной ткани, иметь карманы ниже пояса, голова должна быть всегда, даже во время сна, покрыта; религиозный еврей отпускает бороду, а на висках – длинные пейсы; во время молитвы надо надевать поверх одежды особое ритуальное покрывало – талес (талет) и т.д. Многочисленны предписания, касающиеся омовений, особенно для женщин; омовения должны совершаться в специальном обрядовом бассейнемикве (с непроточной водой).

Соблюдение праздника  субботы подчинено особо строгим  правилам: в этот день не только нельзя выполнять какую-либо работу, но нельзя приготовлять пищу, зажигать огонь, переносить что-либо в руках, прикасаться к  деньгам и пр.

Из годичных праздников, о происхождении которых уже  говорилось, доныне соблюдаются пасха (14 нисана по староеврейскому календарю), шеббуот (в пятидесятый день после пасхи, в древности праздник жатвы), рош-гашана (новый год, осенью, в седьмой день месяца тишри), иомкипур (день прощения, на десятый день после нового года), суккот (кущи, семидневный осенний праздник, когда по ритуалу требуется жить в особых шалашах – кущах), пурим (весенний праздник в память библейской истории Есфири и Мардохая) и др.

Воздействие религии на жизнь  еврейских общин было особенно глубоко  благодаря системе религиозного воспитания и обучения. Мальчики с  пяти-шестилетнего возраста обучались  в синагогальных школах – ишибот, хедер. Содержание обучения было исключительно религиозным и чисто механическим: мальчиков заставляли зазубривать тексты из Библии и Талмуда. Учителями (Меламед) были люди, начитанные в религиозной литературе, но не имевшие никаких других знаний.

Еврейская религия не только освящает и оправдывает классовый  гнет, но закрепляет и неравенство  полов. Женщине иудаизм отводит  подчиненное положение в семье  и в обществе. Талмуд налагает на женщину множество унизительных ограничений; она не может быть свидетельницей в суде, не может выходить на улицу  без покрывала и пр. Согласно Талмуду, жена – послушная раба мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве  благодарить бога за то, что он создал ее для послушания мужчине.

Информация о работе Иудаизм - национальная религия евреев