Особливості мусульманського віровчення і культу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:05, реферат

Описание работы

Ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий. Ислам - религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, поэтому в исламе наблюдаются заимствования не только в общекультурном, но и теологическом, религиозно-культовом плане. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. Но несмотря на это, исламу как мировой религии, присуща самобытность.

Содержание работы

Введение 2

1. Становление ислама как мировой религии 3
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама 5
3. Распространение ислама. Оформление Корана 12
4.Вероучение и культ ислама, его направления 14
5. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты 19
Выводы 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

ИСЛАМ.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

Особую роль в современном  мире играет такое движение как ваххабизм. Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное ханбалитскими идеями.

Возрождая в исламе линию  крайней непримиримости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники - ваххабиты - призвали вернуться к  Корану и «неповрежденной» Сунне, очистить первоначальную «истинную» религию  от последующих наслоений.

Исмаилиты - это сторонники признания седьмым имамом Мухаммеда - сына имама Исмаила Джафара, жившего  в VIII в.

 Они создали в X в.  воинственное государство в Северной  Африке, под властью которого  оказалась значительная часть  мусульманского мира. Сами исмаилиты  при этом раскололись на множество  более мелких сект. Они говорили, что в религии есть внешняя  сторона (обряды, доступные всем) и внутренняя (толкование Корана, доступные только посвященным).

Одним из заметных явлений  в исламе является суфизм. Это движение возникло в период утверждения мусульманства  и оказало огромное влияние на культуру арабских стран, в первую очередь  на литературу, поэзию и философию. Суфисты создали своеобразные ордены, каждый из которых имел свои обряды и традиции. Суфизм сохранился в  некоторых странах Азии и Северной Африки до наших дней, хотя неоднократно подвергался преследованиям со стороны  ортодоксальных мусульман.

Основные направления, существующие в исламе, имеют множество сходных  черт, точек соприкосновения. Однако в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и  направления выдвигают свои собственные  постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда, содержание Корана таким  образом создавая свою собственную  идеологию.

Появление новых ответвлений  в исламе в настоящее время  связано, прежде всего, с политическими  мотивами и борьбой за власть в  мусульманской общине, что часто  сопровождается не только идеологической борьбой, но и открытыми военными столкновениями.

 


Выводы

 

Ислам, развиваясь первоначально  на Аравийском полуострове в среде  разрозненных арабских племен, сумел  объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации.

После принятия Ислама арабы  захватили огромные территории, где  главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем  и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и  др. Она также являлась фактическим  рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку.

Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в  нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал  опуститься.

 Но никакая религия  не может существовать такой  же, как и была создана. Начал  трансформироваться и Ислам. Начали  появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммады.  В некоторых регионах такие  «пророки» получали поддержку  (бабисты, бехаисты). Эти движения  помогли осознать необходимость  модернизации Ислама. Многие мыслители  призывали к объединению всех  исламских государств и сохранению  закрытости от стран Европы, другие  призывали к сотрудничеству с  европейскими странами.

Наиболее ярким примером реформы исламского государства  служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых  исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между  собой (Ирак – Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние  десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом.

Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая  функция религии, которая предстает  здесь в своей наиболее наглядной  и действенной форме. Ислам сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей  ролью исламских стран в определении  политики и тактики всех развивающихся  стран имеет объективные условия  не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных  систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного  шара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список использованных источников

 

  1. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  2. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990
  3. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. – М.: Кн. дом «Универститет»; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  4. Коран. – М.: Наука, 1990
  5. Фадеев П.Н. История возникновения арабского мира. – М., 2000.

 


Информация о работе Особливості мусульманського віровчення і культу