Особливості мусульманського віровчення і культу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:05, реферат

Описание работы

Ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий. Ислам - религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, поэтому в исламе наблюдаются заимствования не только в общекультурном, но и теологическом, религиозно-культовом плане. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. Но несмотря на это, исламу как мировой религии, присуща самобытность.

Содержание работы

Введение 2

1. Становление ислама как мировой религии 3
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама 5
3. Распространение ислама. Оформление Корана 12
4.Вероучение и культ ислама, его направления 14
5. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты 19
Выводы 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

ИСЛАМ.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

Что касается земли, основного  богатства, она, согласно проповеди  Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значительное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. Он призывал: «Повинуйтесь Аллаху и  повинуйтесь посланнику и обладателям  власти среди вас». Здесь заложен  главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений  доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древне арабской традиции женщины были включены в категорию наследников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохранялись, если они были заключены до ислама.

У арабов кровная месть  являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которого приводило к  гибели многих людей и который  служил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп  как наиболее приемлемый выход из ситуации. В некоторых случаях, когда  речь шла об интересах ислама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем  самым была сделана попытка ограничения  сферы применения обычая кровной  мести. Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского священного закона - шариата.

В это время у вождей арабов зародилась идея распространения  влияния ислама на весь мир. Начав  с покорения племен Аравии, мусульмане открыли длительную и жестокую эпоху  арабских завоеваний. Религиозные воины  против неверных получили название джихад или газават (набег).

О джихаде говорится в  Коране. На этом основании многие считают, что ислам - воинственная религия, которая  распространялась силой оружия и  всегда поощряла насилие над «неверными» (гяурами или кафирами, как их называли). Под «неверными» понимались все не мусульмане независимо от той  религии, которую они исповедовали. Отчасти эта точка зрения имеет под собой основания. Но надо учитывать, что джихад может объясняться и иносказательно, символически, как войну человека с собственным несовершенством, со своим неверием, с собственными грехами. Именно так - иносказательно чаще всего и объясняют идею джихада современные мусульманские богословы. Знакомясь с сюжетами Ветхого Завета, мы уже встречались с религиозными войнами против язычников, и все они изображались отнюдь не только как военные действия за захват территории, а как сражения за истинную веру и в какой-то степени символизировали войну человека с самим собой.

Последние годы жизни Мухаммед провел в Медине. Теперь он был на вершине своего могущества. Вокруг предводителя толпились многочисленные сподвижники и военные вожди. Все чаше и чаще именно они начинали реально управлять всеми делами в государстве.

Самыми приближенными  к особе пророка людьми были его  многочисленные родственники. Мухаммед имел в общей сложности одиннадцать  жен, девять из которых, в том числе  любимая жена - совсем молодая красавица  Айша, пережили его. Хотя у пророка  были уже взрослые дочери, единственный новорожденный сын скоропостижно  заболел и умер.

 Сам Мухаммед стал  с большим трудом добираться  до мечети, во время молитвы  ноги не держали его, часто  случались обмороки. Совсем ослабевший, великий пророк умер, когда голова  его покоилась на коленях Айши. Это произошло в Медине в  середине 632-го христианского года, в день, когда посланнику Аллаха  исполнилось 63 года. Как говорил  сам Мухаммед, любой пророк должен  быть похоронен на том месте,  где умер.

Оценка личности Мухаммеда  на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиозная  нетерпимость, навеянная духом крестовых  походов, предопределила восприятие основателя ислама в средневековую эпоху  в гротескном искаженном виде. О  нем писали как о мошеннике, о  лжепророке, основателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. начались поиски новых подходов к личности Мухаммеда, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. теория, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммеда, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммеда во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммеда не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.

При всей разноплановости  оценок личности пророка Мухаммеда  многие современные специалисты  признают, что формирование новой  религии происходило через осознанное ощущение Мухаммедом своего предназначения как посланника Аллаха: в духовном и социальном плане он является порождением  исторической эволюции и культурно-исторического  опыта Аравии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  • 3. Распространение ислама. Оформление Корана

  •  

    Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился  в мировую религию. Произошло  это главным образом с помощью  джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием.

    Мухаммед скончался, не успев  назвать своего преемника и не оставив завещания о правилах передачи власти в общине. Это обстоятельство вызвало замешательство в среде  мусульман, и начались споры и  столкновения между различными группировками. На место преемника могли претендовать виднейшие сподвижники Мухаммеда, прибывшие с ним из Мекки в  Медину (мухаджиры). Претенденты на власть были и вне группы мухаджиров - мединцы, принявшие Мухаммеда и  поддержавшие его (ансары).

    В конечном итоге победу одержали представители мухаджиров, и первым преемником Мухаммада община верующих избрала Абу Бакра (правил с 632 по 634 г.). В этом выборе важную роль сыграло то обстоятельство, что Абу Бакр еще при жизни Мухаммеда в 631 г. возглавлял караван паломников в Мекку, и сам Пророк на время своей болезни назначил его предстоятелем на молитве в мединской мечети. Абу Бакр получил титул халифа - преемника, или заместителя. Он был дальним родственником Мухаммеда. Он один из первых уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком («Правдивейшим»). Абу был богатым мекканским купцом, оказывал финансовую поддержку общине, сопровождал Мухаммеда во всех общественно значимых мероприятиях.

    Более беспощадным завоевателем был второй халиф - Омар, устроивший погромы в захваченных им центрах  древней культуры - Александрии и  Иерусалиме.

    После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, третьим халифом стал престарелый зять Мухаммеда — Усман (или Осман). При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы в так называемом каирском издании лишь в начале XX в.

    Коран делится на так называемые суры (что буквально означает -наиважнейшее). Сур в Коране 114. Суры расположены  не по содержанию, а по длине: вначале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в начале до 3 стихов). По времени  возникновения они тоже расположены  в обратном порядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. По правилам арабской письменности (как и еврейской) Коран читается справа налево.

    В Коране отсутствует систематизированное  изложение религиозной догматики, а выдвигаются лишь общие положения, которые впоследствии были приведены  в систему. Большая часть коранического  текста содержит полемику между Аллахом, «говорящим» от первого или третьего лица либо через посредников (дух, Джибрил), но всегда устами Мухаммада, с противниками ислама, а также обращения Аллаха к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил исторические, экономические, политические, культурные, психологические  и иные реалии своего времени, запечатлел процесс распада родового общества, формирования новых общественных институтов и моральных норм, утверждения  единобожия. Аллах предстает в  Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания.

    Стиль Корана считается у  мусульман непревзойденным и  неповторимым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе, язык Корана - это наддиалектальный поэтический язык аравийцев с  некоторыми элементами разговорного языка  Мекки.

    Коран всемирно признан не только религиозным, но и философским  и литературно-художественным памятником древности. Мечеть, молитвенный дом  мусульман, как правило, сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это  не что иное, как арабский текст  Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются только каллиграфическим текстом. 
              4. Вероучение и культ ислама, его направления


    Догматика мусульманства  довольно проста. В основе всего  лежит вера в Аллаха - единого  Бога. Каждая сура Корана начинается словами  «Во имя Аллаха милостивого, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - всемогущ. Все  происходит по воле Аллаха. Бог мусульман  един. Мухамед - пророк и посланник Аллаха.

    В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Микаил — Михаил и др.). У каждого человека - два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их разновидность - шайтаны) - олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.

    Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрасного  сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Рай в  исламе - это место, где можно получить все блага земной, жизни в неограниченном количестве.

    Ад же представляет собой  воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек  попадает в рай или ад в зависимости  от своих заслуг и деяний и, разумеется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще  предстоит Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он будет происходить  на Земле, и все люди должны будут  пройти над бездной по острию лезвия. Аллах вложит в руку каждого человека книгу, в которой будут описаны  его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники - в левую.

    Так как Бог находится  выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им.

    Столпы веры. Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:

    • Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
    • Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
    • Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.
    • Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.
    • Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).

    Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах  предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения

    Столпы ислама. Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания.

    1. Исповедовать веру в  Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» - произносит  каждый новообращенный в ислам  после ритуального омовения).

    2. В течение дня необходимо  совершать пятикратную молитву  (намаз). Все ритуалы (поклоны,  чтения) строго регламентированы, и  путать их ни в коем случае  нельзя.

    3. Мусульманин должен  соблюдать пост (ураза), который длится  целый месяц - рамадан. Первоначально  он приходился на лето, но после  реформы календаря стал приходиться  на весну. В течение рамадана  отмечаются памятные даты - праздники.  В пост нельзя есть и пить  в течение всего светового  дня (исключение делается для  больных и стариков).

    Информация о работе Особливості мусульманського віровчення і культу