Особливості мусульманського віровчення і культу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:05, реферат

Описание работы

Ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий. Ислам - религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, поэтому в исламе наблюдаются заимствования не только в общекультурном, но и теологическом, религиозно-культовом плане. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. Но несмотря на это, исламу как мировой религии, присуща самобытность.

Содержание работы

Введение 2

1. Становление ислама как мировой религии 3
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама 5
3. Распространение ислама. Оформление Корана 12
4.Вероучение и культ ислама, его направления 14
5. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты 19
Выводы 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

ИСЛАМ.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

 

Введение 2


1. Становление ислама как мировой религии  3

2. Роль личности пророка Мухаммеда  в становлении догматов ислама 5

3. Распространение ислама. Оформление  Корана 12

4.Вероучение и культ ислама, его направления 14

5. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты 19

Выводы                                                                                                                    25

Список использованных источников                27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


 

Ислам - третья и последняя  из развитых монотеистических религий. Ислам - религиозная система с  ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом  сложилась на базе двух ее предшественников, поэтому в исламе наблюдаются  заимствования не только в общекультурном, но и теологическом, религиозно-культовом  плане. Ими наполнена священная  книга мусульман Коран. Они сказываются  в символе веры, в принципах  культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. Но несмотря на это, исламу как  мировой религии, присуща самобытность.

В книге «Религии мира. Ислам» рассматриваются начальные представления  о вероучении мусульман, их священной  книге - Коране, священном предании - сунне, пророке Мухаммаде, об особенностях мусульманского права, культа и догматики.

Книга «Основы ислама»  В.Бобровникова ставит целью раскрыть пять основных столпов ислама, обращая  внимание на ту великую мудрость, заложенную в них Аллахом, а также на то, что приобретает каждая душа, покоряясь  Его повелениям и следуя Его руководству. В книге также рассматривается  понятие Бога в исламе и значение Сунны для мусульман.

Третий источник Коран  – священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом. Коран — несотворенное Слово Господне, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство. В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране больше 6200 аятов и более 320 тысяч букв (харф). Текст Корана разделен на 30 равных частей, каждая из которых по-арабски называется джуз.

1.Становление ислама как мировой религии


 

Ислам - самая молодая  из мировых религий. Она возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и моложе буддизма на целое тысячелетие.

Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысоких гор. Берега огромного полуострова омываются  теплыми морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни  людей и для земледелия. Климат здесь очень жаркий и сухой, а  большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. Несмотря на суровые условия, земля эта  была заселена с глубокой древности. Здесь жили семитические племена - предки современных арабов. Отсюда же, по мнению некоторых ученых, вышли и предки древних евреев.

Главным занятием местных  жителей было скотоводство. Кочевники  перегоняли по огромному малонаселенному  пространству стада верблюдов, лошадей, овец. В оазисах, либо вблизи моря, возникали крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная Мекка - будущий центр ислама

В более южных районах  арабские племена лучше знали  иудаизм. Новая религия, которая  возникла здесь, была тесно связана  с традициями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов (см. Приложение А)

Арабы, как и древние  евреи, склонялись к единобожию. Более  того, мусульмане даже обвиняли христиан за отклонения от веры в единого  Бога, ссылаясь на то, что Христос - Сын  Божий, а у Бога, по их мнению, не может  быть сына, потому что в этом случае он уже не един.

В этом богатом торговом городе находилась самое уважаемое  святилище арабов - Кааба, ставшее  главной святыней ислама и сохранившееся  до наших дней.

Мусульмане очень берегут  свою святыню. Считается, что камень никогда не покидал этого места, кроме единственного случая: в X в. его захватили и увезли с собой сторонники одного из воинствующих направлений в исламе. Черный камень удалось вернуть только через 20 лет.

Сама Кааба - это прообраз, воплощение небесного храма Аллаха, его Трон. Первым создателем этого  святилища считается сам Адам. Когда Бог изгнал его из рая, Адам очень тосковал по храму, в котором  привык молиться в райских кущах, поэтому и получил его точную копию на земле. Во время всемирного потопа храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили  его.

С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости  пророка Мухаммеда, т. е. в начале VII века, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это свидетельствует  о существовании язычества у  древних арабов. Когда Мекка стала  центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каабы всех идолов и стереть со стен языческие  изображения.

Еще в древности арабы  признали своим единым Богом Аллаха - Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без  воли Аллаха или его знания об этом. Но всем, кто не хочет верить в  него, Аллах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.

Само слово Аллах происходит от арабского ал-илах, что буквально  означает божество. Он не имеет облика, а те места в Коране, где говорится  о его способности видеть, слышать  и сидеть на троне, мусульмане обычно предлагают воспринимать иносказательно и символически.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов  Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов  «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.

2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама


 

Пророк Мухаммед является реальным историческим персонажем. Ислам  не наделяет его какими-либо сверхъестественными  качествами, хотя рассказ о его  жизни, как и жизни любого великого человека, оброс многочисленными  легендами и преданиями.

Мухаммед родился в  Мекке около 570 года нашей эры  и принадлежал к племени курейшитов. Его отец умер, находясь в путешествии, через два месяца после рождения сына. Свое раннее детство Мухаммед провел в степи, взятый, по местному обычаю, на воспитание одной из пастушеских  семей. Однажды, как рассказывает предание, с ним произошло необычайное  событие. Когда мальчик играл, к  нему подошли двое мужчин в белых  одеяниях. Это были ангелы. Один из них  держал в руке таз, наполненный ослепительным  снегом. Они схватили Мухаммеда, повалили на спину, рассекли ему грудь, вынули сердце и, основательно прочистив его  снегом «от греха и нечистоты», вложили обратно. Затем ангелы закрыли  грудную клетку мальчика и удалились. Воспитатели, привлеченные криком другого  ребенка - свидетеля всех событий, увидели  только мертвенно-бледного Мухаммеда, стоявшего около шатра.

Несмотря на то, что Мухаммед происходил из древнего уважаемого рода, предки не оставили ему никакого наследства. Юноше пришлось заниматься традиционным делом тогдашних молодых мужчин-арабов: пасти стада, погонять верблюдов  и помогать проводить торговые караваны. В 12 лет он отправился с дядей  в далекое путешествие в Сирию. В пути впечатлительному мальчику являлись волшебные видения, и несколько  раз случались события, исполненные  загадочного смысла. В Сирии у  него произошла очень важная встреча. Когда караван отдыхал у стен монастыря, в котором жили христианские монахи, к арабским пришельцам вышел  один святой старец. Он увидел юного  Мухаммеда и тут же пригласил  его к себе в келью, где сообщил, что по движению солнца и облаков, а также по тому, что написано в древних христианских книгах, он предрекает мальчику будущее великого пророка. Так основатель ислама впервые столкнулся с христианством. Позже, когда Мухаммед вновь посетил Сирию по торговым делам, он, вероятно, продолжал знакомиться с христианским учением.

До 24-х лет Мухаммед находился  в услужении у своих дядьев. Он был человеком правдивым, искренним, прямым, очень развитым и знающим. За эти качества окружающие уважали  и любили его. Однако внешне жизнь  Мухаммеда мало отличалась от жизни  других соплеменников. На 25-м году жизни  судьба столкнула будущего пророка  с его двоюродной сестрой и  богатой мекканской купчихой Хадиджой. Любовь и признательность пророка  к жене была столь велика, что  он, вопреки существовавшим у арабов обычаям многоженства, до самой ее смерти не брал себе других жен. Образ  Хадиджи в исламской религии  стал образом идеальной жены-мусульманки.

40-летнему Мухаммеду явился  ангел, который открыл ему удивительную  способность говорить стихами  от имени самого Аллаха. Теперь  пророк постоянно получал откровения  с неба и сообщал их людям.  У него не было никаких сомнений  в том, что он совсем даже  не автор Корана, а только передатчик  Небесных книг, писанных самим  Богом. Мухаммед всегда уверял, что ровным счетом ничего никогда  не сочинял и не имеет к  сообщаемым, стихам никакого отношения.  Откровения могли посетить его  и ночью во время сна, и  самым ярким днем.

Сначала пророк сообщал свои откровения только жене и самым близким  людям. Как и все великие пророки, Мухаммед поначалу был очень одинок и всеми гоним. Небольшая группа поверивших ему первых последователей постоянно подвергалась оскорблениям со стороны язычников, а однажды  в драке пролилась и первая кровь за ислам: один из молодых мусульман  в пылу ударил язычника верблюжьей челюстью, разбив ему голову.

На Мухаммеда обрушились и личные беды: умерли дядя-воспитатель  и жена Хадиджа, оставившая ему трех дочерей. В исламе считается, что  Бог построил ей на небе прекрасный дом из большой цельной жемчужины... Овдовевший пророк женился вновь на тридцатилетней вдове одного недавно обратившегося мусульманина, но не по любви, а желая спасти и защитить ее от издевательств. Их совместная жизнь была недолгой и кончилась разводом: доброе и гуманное отношение друг к другу не заменило любви. Вслед за этим Мухаммед заключил семейный союз с молоденькой Айшой - дочерью одного из твердых последователей и вождей ислама Абу Бекра.

Над головой пророка продолжали сгущаться тучи. Гонения теперь распространялись не только на Мухаммеда, но и на весь его род. Убить его соплеменники не решались, но лелеяли планы вынудить «неудобного человека» навсегда уйти из Мекки.

В 622 году все последователи  ислама, а за ними и сам Мухаммед совершили исход, бегство из Мекки, называемое по-арабски хиджра. Этот год стал точкой отсчета, началом  новой эры для мусульманского лунного календаря.

Согласно преданию, Мухаммед, будучи в святом Иерусалиме, взошел на «семь небес» по спустившейся к  нему лестнице и предстал перед самим  Аллахом. Бог приказал всем мусульманам  совершать ежедневно по 50 молитв, но пророк возразил, что это слишком  много. Тогда Аллах сократил их число  до пяти. Будучи на небе, Мухаммед познакомился с устройством рая и ада.

Дальнейшая история жизни  Мухаммеда и его религии - это  в основном история военных событий. Собрав своих сторонников в Медине, пророк начал военные действия против Мекки. Сначала войско Мухаммеда  одержало победу. Во время войны  произошло и еще одно важное событие: Мухаммед бесповоротно поссорился с  иудеями. Не поддержали Мухаммеда и  немногочисленные христиане, жившие в  Аравии. В ответ на это пророк Аллаха решил окончательно отделить свою веру от других и объявил о  превосходстве ислама над всеми  религиями. Иудейский обычай почитать субботу как праздничный день Мухаммед заменил почитанием пятницы, а все мусульмане во время молитвы  стали обращать свое лицо к мекканской Каабе.

Позиции Мухаммеда в Аравии все больше укреплялись. Он стал теперь не только пророком, но и политиком, вождем арабов. В 630 году Мекка сдалась  ему практически без сопротивления: видимо, все жители Аравии теперь воспринимали Мухаммеда как своего предводителя. Пророк вернулся в родной город победителем  и, можно считать, что с этого  момента на полуострове возникло арабское исламское государство  со столицей в Мекке.

Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определились основные требования, предъявляемые  к мусульманам. На первом месте следует  поставить утверждение статуса  Аллаха как единственного Бога - строжайший монотеизм и признание  пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся  еще до ислама, Мухаммед предложил  пятикратную молитву, которую можно  совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться  везде. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной  милостыни и совершение паломничества  в Мекку. Многие проповеди Мухаммеда, его откровения были связаны с  конкретными случаями, с запросами  его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской  общины. Все установления Мухаммеда  постепенно утверждались в жизни  и приняли характер закона, хотя они, естественно, не были изложены в  виде определенной системы. Обличение  богатых соединено с утверждением, что имущественное неравенство  имеет божественное происхождение  и частная собственность неприкосновенна. Мухаммад порицал скупость, но и  не приветствовал чрезмерную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Информация о работе Особливості мусульманського віровчення і культу