Национальные религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Ранние национальные религии не сохранились до наших времен, но многие идеи и их обряды вошли в современные религии. Позже национальные религии выступают такими религиозными верованиями, которые охватывают своим влиянием все социальные слои населения в пределах одной национальности. К этой религиозной форме принадлежат многие религии нашего времени - индуизм, сикхизм, джайнизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (религия евреев во многих странах мира), зороастризм (Иран) и др.

Файлы: 1 файл

сикхизм.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

После смерти Нанака проповедь его учения продолжили ещё девять гуру, последним из которых в конце XVII - начале XVIII вв. был Говинд Сингх. По традиции все они считают ся десятью воплощениями одного и того же Гуру, проповедовавшего единое учение, - как огонь, передающийся от одного факела к другому, как свечи, за жигающиеся одна от другой.

Сущность верований сикхов

На протяжении всей жизни  общаясь с индуистскими и мусульманскими проповедниками, Гуру Нанак создаёт своё учение - сикхизм.

Первая мантра (молитвенная  формула или зaклинание), именуемая «Мул Мантра», с которой начинается священная книга сикхов «Ади Грантх» в  переводе означает: «Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру».

В  этом кратком изречении  изло жена суть учения Нанака.

Итак, сикхизм - религия, отвер гающая многобожие индуизма, признающая существование одного боже ства. Одно из наименований Бога у Нанака - Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время Он существует во всём и повсюду. Индуистские боги Брахма, Вишну и Шива, а также мусульманский Аллах - все они сливаются в Боге. У Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему, используя и индуистские, и мусульманские имена: Хари (это имя встречается наибо лее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т. д.

Бог определяется понятиями  ниргун «лишённый качеств» и сагун («наделённый качествами», «имею щий качества»). Главное Его состоя­ние - ниргун; это сущность, лишённая каких бы то ни было черт. Но, для того чтобы человек мог познать Его, Бог по своей воле переходит в состояние сагуна (что совершенно не связа но с приобретением видимого облика, Он всегда невидим и проявляется через свои деяния). К божеству в состоянии сагуна и взывает человек, об щаясь с Всевышним во время медитации, при пении гимнов.

В сикхизме Бог воплощает  в себе Создателя, Хранителя и  Разрушителя (качества, присущие индуистским  бо гам Брахме, Вишну и Шиве), Он всемогущ и всеведущ. Мир, созданный Им, изменчив и невечен, в то время как сам Бог вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе; к Нему применимы такие эпитеты, как «анади» («без начала»), «акал» («существующий вне времени»), «аджуни» («нерождённый») и «амар» («бессмертный»). При встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат сри акал», что означает: «Истинный бессмертен».

Бог - вне цепи перерождений, вне смерти, и поэтому у Него не существует зримых воплощений, как  у ин дуистских богов; Он никогда не принимает видимого облика. Его невоз можно описать, Он непостижим, непознаваем и невидим, Он необъясним с помощью произнесённого или написанного слова.

В сикхизме существует представление  о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в  жизни. Есть подобные положения и  в буддизме, и в индуизме. Но в  сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её (т. е. получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально  приблизиться к божеству) вполне воз  можно для каждого верующего  сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное постижение - это не что  иное, как абсолютное погружение в  Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это  главное. Так учил Нанак.

Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое  Слово («шабд»). Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышать зачаровывающую «беззвучную» музыку («анахад шабд»), которая и является откровением.

Во-вторых, необходимо постоянно  повторять в молитвах Имя («нам»). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена, но все они  несущественны. Имя - это божественная сущность, которая определяется с  помощью понятий «сат» - «истинный», «сач» - «истина». «Сати нам» («Его Имя – Истина») - одно из ос новных понятий в сикхизме.

Ещё одно важнейшее понятие  Гуру (Божественный Наставник), являющийся проводником высшей Истины. В учении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру ассоциируется с Богом, в других - чётко прослеживается различие между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Бог сообщает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово, Божественная Истина. Но наиболее по нятным и для индуистов, и для му сульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открываю щего своим ученикам путь к спасе нию.

Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок, Указа­ние, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию  кармы (т. е. закона причин и следствий). Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, который  обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что  он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, т. е. выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.

Постижение Бога и соединение с Ним возможны для каждого  человека, следующего путём любви, веры, преданности Богу и размышляющего  о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих пороков. Их пять - гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам.

При этом служение Богу ни в  коей мере не подразумевает отход  от мир ских дел, отшельничество или аске тизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости физического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с дру гими людьми».

Неотступное следование этим принципам должно привести в конце  концов к прерыванию цепи рожде ний и слиянию с божеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.

Вызовом индуизму является важнейшая  идея учения Нанака - равенство всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При На наке была введена особая форма богослужения - сангат, предполагавшая совместное присутствие сикхов (неза висимо от касты) на проповеди гуру, совместное исполнение гимнов. Не сколько позже, при третьем Гуру Амар Дасе - стали проводиться сов местные трапезы - пангат (дословно это означает  «линия», «ряд», на кото рых присутствовали и, сидя в ряд, передавали из рук в руки чашу с водой все члены общины - также независимо от касты и положения в обществе. Именно поэтому и сегодня при вступлении новых членов в сикхскую общину посвящаемые должны отпить амриты («напитка бессмертных») из общей чаши и отведать пахаль. А кинжал, ко торым размешивается вода, - символ культа оружия, существующего у воин ственных сикхов. Поэтому он непре менно присутствует в ритуале посвя щения.

Святыни сикхов

При пятом Гуру - Арджуне (1581 -1606 гг.) - была составлена священная книга сикхов «Ади Грантх» («Из начальная Книга»). Она также носит названия «Гуру Грантх» - Книга Гуру», «Грантх Сахиб» - «Книга-Господин». В неё вошли гимны сначала пяти первых, а впоследствии и остальных гуру наряду с гимнами многих бхактов и суфиев. Написанная на пенджаби и содержащая вставки на языках других народов Индии, эта книга хранится в «3олотом храме» - главной сикхской святыне в индий ском городе Амритсаре, а копии её во всех сикхских храмах.

Со второй половины XVI в. и  особенно в XVII в. усилилось противостояние пенджабского крестьянства (в первую очередь сикхов) и мусульманских  правителей Индии. На рубеже XVII - XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимусульманское дви жение в Пенджабе под знаменем сикхизма. Тогда же десятый Гуру Говинд Сингх - внёс ряд изменений в учение сикхизма и организацию об щины. В 1699 г. было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых»)  - собранию во оружённых общинников, наиболее преданных вере, готовых в любую ми нуту погибнуть за общину сикхов. Тогда же было решено прервать ли нию живых гуру; Гуру Говинд Сингх решил не назначать себе преемника и стал последним сикхским Гуру, а одновременно и членом хальсы, таким же, как все. Именно тогда «Ади Грантх» бьта канонизирована (объявлена свя тыней) и стала предметом поклонения в храмах. Отныне в роли Гуру стал выступать мистический союз «Ади Грантх» и хальсы. Решения собрания сикхов «в присутствии» «Ади Грантх» аналогичны решениям Гуру и потому священны. Так прекратилась линия гуру, основанная Гуру Нанаком.

Для того чтобы решения  собра ния имели силу, достаточно присутствия на нём пяти человек, но особую роль у сикхов играет сарбат хальса - собрание всех членов общины. Решения такого собрания ещё важнее. Огромным авторитетом у сикхов пользуются те, кого правильнее всего было бы назвать служителями храмов. Это «пятёрки» наиболее влиятельных членов хальсы, которые назначаются и могут быть смещены собранием общинников. Особую роль здесь играет «пятёрка» «Золотого храма», а также пять старейшин пяти важнейших хра­мов (включая «Золотой храм»). Эта цифра не случайна: 5 - священное число у сикхов.

«Золотой храм» расположен на берегу водоёма, также считающегося священным. Сикхи сначала называли свои храмы дхар масалами, а затем гурудварами. Второе название сохра нилось до сегодняшнего дня и означает «врата гуру». Как и у любой гурудвары, у «Золотого храма» имеются че тыре входа (по числу варн - сосло вий), что означает открытость сикх ской веры для людей всех каст. Цен тральное место в этом очень ярком, изобилующем позолотой сооружении принадлежит «Ади Грантх». Собствен но, ради церемоний, связанных с этой огромной книгой и очень похожих на поклонение индуистским божест вам, и сооружаются гурудвары.

Изо дня в день, из года в год, из века в век каждое утро в «Золотом храме» торжественно и  с большими по честями выносят «Книгу-Гуру», помещают её на специальном ложе, где она и находится в течение дня, а вечером закрывают и не менее тор жественно уносят «на отдых». «Ади Грантх»- это Книга-Господин, и от­ношение к ней соответствующее: при наступлении дневного зноя специаль но приставленные сикхи обмахивают её опахалами. В «3олотом храме» и некоторых других крупных гурудварах постоянно читают из этой книги, а в остальных храмах подобный об ряд проводится в наиболее торжест венных случаях. «Ади Грантх» используется также и для гадания. Сикхи не читают свою священную книгу сами в отличие от христиан и иудеев, чи тающих Священное Писание. Они приходят в гурудвары для того, чтобы послушать чтение «Ади Грантх», взглянуть на неё и приобщиться к откро вению Всевышнего, которое даётся милостью Гуру.

Хальса

История Пенджаба в конце XVII - на чале ХУШ вв. неразрывно связана  с именем десятого Гуру сикхов Говин да сингха. В то время жестокий и фанатичный правитель династии Великих Моголов Аурангзеб пытался прибрать к рукам непокорный Пенджаб, а его население заставить служить правителям Индии. Воины Аурангзеба получили приказ уничтожать сикхов. Девятый Гуру Тег Бахадур был за­живо распилен пилой в Дели.

С запада Пенджабу угрожали во инственные афганцы, да и местные феодалы-землевладельцы всячески стремились подчинить вольнолюбивых сикхов.

Всё это видел и сознавал Гуру Говинд Сингх. Он решил укрепить сикхскую общину, сделать её способной противостоять врагам.

В 1699 г. во время весеннего  праздника он собрал всю общину в  маленьком городке Анандпур. Сикхи пришли на площадь послушать своего Гуру. Говинд Сингх вышел из шатра, окинул взором тысячи собравшихся и спросил:

- Найдётся ли среди  вас тот, кто готов отдать  жизнь за веру?

Из толпы тут же вышел  сикх и вслед за Говиндом вошёл в шатёр. И тут... Толпа застьта в ужасе. Из-под полога шатра хлынула кровь. Спустя мгновение появился Гуру Говинд, дер жа в руке окровавленный меч. Он вновь спросил:

- Найдётся ли среди  вас тот, кто готов отдать  жизнь за веру?

Вышел ещё один сикх. Его  тоже увели в шатёр. Снова хлынула  кровь. Люди в ужасе и недоумении отпряну ли и застыли, когда Гуру снова появился перед ними с окровавленным  мечом и опять повторил тот  же во прос. Толпа начала роптать и пореде ла. Но нашёлся ещё один смельчак, а за ним ещё двое последовали его при меру. Новые потоки крови привели людей в ужас. А когда смятение до стигло предела, из шатра вышли Говинд Сингх и... пятеро живых и здоро вых сикхов.

Только тут люди поняли: Гуру ис пытывал их, чтобы отобрать самых бесстрашных и преданных вере. Уби ты же были козы, приведённые в шатёр заранее. Это их кровь разливалась вокруг. Говинд Сингх объявил, что отныне пятеро любимых («панч пиаре», выходцы из разных каст, составят основу его «боевой дружины» - хальсы («ордена чистых»), и приказал принести чашу с водой. Мечом он размешал в ней сок сахарного трост ника, а затем дал отпить из чаши всем пятерым и сам принял чашу из их рук. Гуру объявил, что таким отныне будет обряд посвящения в хальсу - святое боевое содружество сикхов, наиболее смелых и преданных вере.

Праздник продолжался. В  те дни тысячи сикхов прошли обряд  посвящения и стали истинными  воинами. Что же касается пятерых  избранных, то любая сикхская процессия  и в наши дни напоминает об этих смельчаках: в каждом праздничном  шествии всегда присутствуют пять человек  с обнажёнными мечами на пле чах, одетые в красивые шёлковые одежды. Это - память о тех пятерых, которые стояли у истоков сикхской хальсы. Сегодня эти пятеро - наибо лее уважаемые и чтимые люди в каждой общине, будь то деревушка, город или вся сикхская община в целом.

Со времени Гуру Говинда Сингха и до наших дней у сикхов существует особая церемония посвящения в об щинники, которую в определённом смысле можно сравнить с обрядом крещения. К имени сикхов стал до бавляться воинский титул «сингх» («лев») - например, Рам Сингх, Ард жун Сингх. Женщины общины к сво им именам добавляют титул «каур» «львица». Тогда же был выработан и особый кодекс поведения сикхов, получивший название «пять К». В соот ветствии с ним сикхам - членам хальсы - предписывается всегда иметь при себе кинжал (кирпан), железный браслет (кара) и носить ко роткие кожаные шаровары (качха). Они не должны стричь волосы и бо роду (кеш); волосы под тюрбаном обязаны закреплять гребнем (кангха). В большинстве случаев эти требования выполняются и сегодня; по этому сикхов легко узнать в толпе: как правило, это высокие люди с правиль ными чертами лица, с накрученным на голове большим тюрбаном и с бо­родой либо окладистой, либо туго подвязанной бечёвкой. Сикхи, не стригущие волос, называют себя кeшдxapи (буквально - «носящие волосы») в отличие от сахадждхари тех, кто стрижёт волосы и не столь точно следует принципу «пяти К».

Информация о работе Национальные религии