Мифы Одиссея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:52, реферат

Описание работы

По мере развития общественных отношений – возникновения племенных объединений – создаются различные песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов – пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны – гименеи, погребальные причитания – орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Одиссей…………………………………………………………………………6
2.Куда же плавал Одиссей? ..................................................................................8
3.Одиссей и Троянская война…………………………………………………..12
4.Приключения Одиссея………………………………………………………..16
Использованная литература…………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

реферат мифы одиссея.docx

— 48.58 Кб (Скачать файл)

Бессмертные боги или помогали своим любимцам - людям, или гневно наказывали их. Под стенами Трои рядом с героями незримо сражались  боги: одни на стороне осаждающих, другие на стороне осажденных. "Владычица улыбок", богиня любви и красоты Афродита помогала троянцам, а "светлоокая" богиня мудрости Афина Паллада-грекам. А причина того, что они оказались в разных враждующих лагерях, обычная, человеческая ссора - они не поделили золотое яблоко ("яблоко раздора"), которым должна владеть прекраснейшая из них. Царевич Парис из Трои, ставший судьей, отдал яблоко богине Афродите. В награду она помогла ему похитить и привезти в Трою красавицу Елену, жену царя Менелая из Греции. Все ахейские цари Греции (басилевсы) были связаны клятвой о дружбе и помощи. Поэтому в поход за прекрасной Еленой в Трою отправилось двадцать восемь царей на 1184 кораблях, на каждом которых было по сто-сто двадцать воинов. С ними был царь острова Итаки хитроумный Одиссей. Возглавил этот поход могущественный царь Агамемнон, брат Менелая. На кораблях плыли легендарные греческие герои Ахилл, Аякс, Патрокл, Диомед; под стенами Трои их встретили троянские герои во главе со "шлемоблещущим" Гектором, сыном царя Трои - Приама. Так началась Троянская война. Легенды и мифы о начале Троянской войны, о десяти годах военных действий, о гибели Трои превратились за несколько веков в большие героические сказания, которые прославляли подвиги предков, великие события минувшего. Возник героический эпос, который есть у каждого народа. У русских-это былины, сказания о могучих богатырях. У греков-песни о Троянской войне. Вначале их пели на пирах, перед воинами певцы-аэды под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (форминги или кифары). Они заучивали наизусть десятки тысяч стихотворных строк и передавали их по наследству сыновьям и внукам. Позднее, почти две с половиной тысячи лет назад, песни стали собирать и на их основе создавать новые произведения. Таким было творчество легендарного слепого певца Гомера, создавшего эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея".

Как писал В. Г. Белинский, его "художественный гений был  плавильной печью, через которую  грубая руда народных преданий и поэтических  песен и отрывков вышла чистым золотом".

Имена создателей многочисленных эпических песен о Троянской  войне неизвестны. Имя Гомера донесла  до нас легенда. Известен и спор семи древнегреческих городов о праве  считаться местом рождения поэта. Время  жизни Гомера, по мнению исследователей, - VIII век до нашей эры. И даже облик  Гомера-певца можно увидеть в  его поэме "Одиссея":

Муза его при рождении злом и добром одарила: Очи затмила  его, даровала за то сладко пенье. ("Одиссея", песнь 8)

В поэме "Илиада" легендарные  события Троянской войны описаны  рукой мастера-поэта. Всего о пятидесяти днях последнего, десятого года войны  рассказывается в поэме. Но они создают  впечатление о всей войне: так же переменчива военная удача для греков и троянцев, так же жестоки поединки между героями, так же велики их подвиги.

Поэма начинается с описания гнева самого могучего греческого героя  Ахилла, которого оскорбил вождь греков Агамемнон. Ахилл отказывается сражаться, а его мать богиня Фетида склоняет Зевса послать поражение грекам и отомстить таким образом за обиду Агамемнону. Так начались победы троянцев, которых вели в сражение пятьдесят сыновей старого Приама. Самый славный из них был Гектор. Греки близки к гибели, их вожди Агамемнон, Одиссей, Диамед ранены, Аякс уже не в силах защищать корабли. В бой вступает славный Патрокл, друг и любимец Ахилла, в его доспехах. Но и он гибнет от руки Гектора. Гнев Ахилла безграничен, он мирится с ахейцами и жестоко мстит за смерть Патрокла. Разгорается страшная битва между Ахиллом и Гектором, в которой принимают участие даже боги. Зевс на золотых весах решает судьбу Гектора. Троянский герой убит Ахиллом. Торжественным погребением Гектора в Трое заканчивается "Илиада".

Греческий герой Одиссей  в этой поэме-отважный воин. Он участвует во всех сражениях. Это великий пример для всех людей в понимании древних греков. Ведь герои Гомера всегда выражают какое-нибудь лучшее свойство народного характера. И воинская доблесть - одна из главных черт их характера. Таков и Одиссей-"копьеборец". Он славится еще находчивостью, умением перехитрить врага.

Герои "Илиады" сражались  медным оружием, на колесницах или пешими; щит и латы искусно были сделаны  из нескольких слоев твердой кожи, а сверху покрыты медными пластинами. Патрокл перед сражением с троянцами "вооружался блистающей медью".

Все воины-герои Гомера обладают и особыми, личными чертами, которые  необыкновенно возвеличивают их. Это не только физическая красота  и совершенство, но и красота духовная. Таков верный до конца своему долгу  Аякс - "твердыня данайцев" (греков). Ему удается дважды ранить Гектора, он упорно защищал корабли греков, возглавил сражение за тело Патрокла. Таков старый Нестор, опытный воин, который "блистал превосходством советов". Именно он сумел убедить царя Агамемнона в том, что тот несправедлив к Ахиллу. Это Нестор посоветовал отправить разведчиков в троянский лагерь. Рядом с ним в совете царей всегда был "непреклонный в бедах" Одиссей. Его воинская хитрость, умение найти выход из самого трудного положения не раз помогали грекам в осаде Трои. По совету Одиссея построили деревянного коня, с помощью которого и был захвачен город.

Об этом замысле Одиссея, о последних днях Трои рассказывают герои, вернувшиеся на родину-мудрый Нестор и царь Менелай. Поет об этом и слепой певец Демодок. Происходит это уже во второй поэме Гомера - "Одиссее". Десять лет не мог вернуться на родной остров Итаку и увидеть жену Пенелопу и сына Телемаха царь Одиссей. Долго странствовал он, долго держала его в плену нимфа Калипсо. А в Итаке уже несколько лет буйно пировали женихи. Они требовали согласия царицы Пенелопы на брак с одним из них, считая, что Одиссей погиб. Поэтому, как хозяева, они расположились во дворце Одиссея, резали скот, пили его вино. Но Пенелопа не верила в гибель Одиссея. Она согласилась сделать выбор между женихами только тогда, когда соткет покрывало с изображением богини Афины, защитницы семьи Одиссея. Три года каждый день ткала она покрывало и каждую ночъ распускала его. Ждал отца и Телемах. Но его действия более решительны и смелы, ведь он сын Одиссея-героя. На площади, перед народным собранием он обвинил женихов, которые "дом Одиссеев грабят бесстыдно". Затем тайно от женихов, с помощью богини Афины, нанял корабль, собрал гребцов и отправился к мудрому Нестору и царю Менелаю. Он сказал своей няне Эвриклее:

Спарту и Пилос песчаный хочу посетить, чтоб проведать, Нет ли там слухов о милом отце и его возвращенье. ("Одиссея", песнь 2)

Умерла от тоски и горя в ожидании сына мать Одиссея. С ней  он повстречался в царстве мертвых-Аиде. Отец его старец Лаэрт живет как нищий вдали от родного города, проводя дни в слезах в ожидании сына. А в это время Одиссей стремится домой, в Итаку. На его пути возникали необыкновенные преграды, которые могли появляться только в сказках. Попав в страну лотофагов и отведав лотоса, спутники Одиссея сразу забыли о родине. В богатой стране фиаков царь Алкиной с почетом и уважением встретил Одиссея. Но многострадальный герой твердо знал и помнил одно:

Сладостней нет ничего нам отчизны и сродников наших, Даже когда б и роскошно в богатой обители жили Мы на чужой стороне, далеко от родителей милых. ("Одиссея", песнь 9)

Наградой за великие испытания  было долгожданное возвращение на родину. Но и там Одиссея ждали немалые  трудности. В поэмах Гомера перед  нами раскрывается мир далекого прошлого в очень простых и ясных  картинах. Как писал И. С. Тургенев, в поэмах дано "самое привлекательное  описание древних нравов и обычаев, самое живое описание битв и много  другого, чего нельзя исчерпать в  немногих словах". Мы видим древних  людей в годы войны и в повседневных делах. В двадцати четырех песнях "Илиады" Гомер подробно показывает, как строились войска перед битвой, как побеждали или умирали  герои, как они были вооружены. Мы видим, как греки:

Войско составив, троян и великого Гектора ждали, Стиснувши дрот возле дрота и щит у щита непрерывно: Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком Тесно смыкался; касалися светлыми бляхами шлемы. ("Илиада", песнь 13)

Видим у героя Аякса "медный щит семикожный"; Видим щит Ахилла, который создал бог-кузнец Гефест: Щит из пяти составил листов и на круге обширном Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. ("Илиада", песнь 18)

А на щите-мирная жизнь города, сбор винограда, веселый хоровод юношей и девушек, жатва:

Здесь полосой беспрерывною падают горсти густые; Там перевязчики их в снопы перевязлами вяжут. Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети, Горстая быстро колосья, один за другими в охапах Вяжущим их подают. ("Илиада", песнь 18)

В "Одиссее" эта наглядность  описания связана с бытом древних  греков, с их повседневными делами, играми и забавами. Мы видим обильный дом Одиссея, где пируют женихи, прекрасный дворец и сад царя Алкиноя. Видим:

Лавки богатой работы; на лавках лежали покровы, Тканые дома искусной рукою прилежных работниц. ("Одиссея", песнь 7)

Гомер описывает юношей, играющих в мяч:

Вышли; закинувши голову, мяч к облакам темно-светлым Бросил один; а другой разбежался и, прянув высоко, Мяч на лету подхватил, до земли не коснувшись ногами. ("Одиссея", песнь 18)

Поэмы Гомера были созданы  в античном мире. И этот мир зримо  и объемно обрисован в них. С той давней поры живут уже  много веков герои "Илиады" и "Одиссеи" с их подвигами, верностью  своему долгу, любовью к родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гомер "Илиада", М., "Правда", 1984.

2. Гомер "Одиссея", М., "Правда", 1984.

3. Лосев А. Ф. "Гомер", М., 1960.

4. Шестаков С. "О происхождении  поэм Гомера", Казань,1892.

5. Шталь И. В. "Одиссея" - героическая поэма странствий", М., "Наука", 1978.

 


Информация о работе Мифы Одиссея