Мифы и религия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Религиозные представления и философские воззрения древних греков играли ключевую роль в их общественной и личной жизни и тем самым оказали огромное влияние на формирование всей античной и последующей мировой культуры. Следовательно, изучение религиозных традиций и философской мысли Древней Греции имеет большое значение - позволяет нам гораздо лучше понимать как прошлое, так и настоящее человечества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Мифы Древней Греции
1.1Общая характеристика древнегреческой мифологии..…… …….………....4
1.2. Мифы о богах ………………………………………………………………...5
1.3. Мифы о героях …………………………………………...............................10
1.4.Выводы по главе…………………………………………………………….15
II Отношение к светской религии и власти
2.1. Особенности религии Древней Греции......................................................16
2.2.Религиозные культы и магические обряды……………………………….20
2.3.Выводы по главе……….……...………………………………………….....25
III.Искусство

3.1.Архитектура …………………………………………………………….......26

3.2.Скульптура.…………………… …………………………............................27
3.3. Литература……………………………………………………………….....29
3.4. Праздники ………………………………………………………………………………..………….….29
3.5.Выводы по главе………………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

религоведение.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Стремление  показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.

Имя афинянина  Леохара связано с двумя хрестоматийными  произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность.

3.3.Живопись.

О живописи IV в. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве.

Тенденции Скопаса  были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую  на поле битвы мать, к груди которой  тянется ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй.

В IV в. достигло расцвета искусство малых форм, отмеченное грацией и изяществом. Оно прославлено терракотами мастеров Танагры. Вазовая живопись, напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке.

В целом искусство  данного периода расценивается  исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.

3.4.Праздники

Первоначальная  цель всякой праздничной процессии  имела тесное отношение к культу; это было торжественное шествие  жрецов и жертвоприносителей, в котором приводились к храму или алтарю предназначенные для божества жертвы, приносились ему дары или какие-либо предметы, имевшие отношение к его культу. Но так как именно такие шествия являлись наиболее удобным случаем для обнаружения праздничного блеска и великолепия, то мало-помалу внешняя их сторона выступила на первый план. В них стали принимать участие целые хоры певцов и музыкантов, государственные магистраты и почетнейшие лица населения, эскорты вооруженных всадников и гоплитов и целые толпы народа, в том числе и женщины. В процессиях стали носить не только предназначенные для божества дары, но и блестящую храмовую утварь, священные изображения, статуи и символы и т. д., и в некоторых случаях к торжественным процессиям сводилось все значение праздника.

Таким образом, будучи знаменательным событием в Древней Греции, праздник имел культовый смысл. Под культом  понимается религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные  обряды; поклонение кому-либо, чему-либо. Культ - это внешние признаки почитания, поклонения человеческому божеству, основанные на религиозно-историческом развитии понятий о высшем существе; совокупность форм этого почитания: жертвоприношения, молитвы, священные символы и обряды. Культовый праздник - это не церемония «в память» о каком-либо мифическом или религиозном событии, а его восстановление в настоящем. Это показ, драматическое представление, образное воплощение, замещающее действительное осуществленным, это зрелище. Так как культ есть спектакль, в основе которого всегда лежит религиозный миф с его над временными особенностями, то связанная с культом зрелищная форма праздника позволяла массам верующих активно участвовать в религиозной жизни, переживать глубокий смысл жертвоприношения, очищения и т. д. Повторение жестов и ритуалов переносило человека в иной мир, где уже не властны законы истории и условия обыденной жизни.

От  культового действа верующий ожидал разрешения своей проблемы, ведь в  культе не бывает безвыходных ситуаций. Вселенная, эта сцена, на которой разыгрываются человеческие конфликты, в религиозном культе предстает как упорядоченный космос, делами которого вершат сверхъестественные силы, в любую минуту готовые разрешить проблемы человека, превратить его страдание в радость, а смерть - в воскресение. Религиозный культ - это не столько драма, сколько божественная комедия, исход которой предрешен заранее и конец всегда счастливый.

Таким образом, из всего вышесказанного следует  вывод, что праздник в Древней  Греции как явление культуры имел культовую сущность, в которой находила выражение сама идея праздника, и основная его составляющая символическое игровое действо.

В исторические времена количество праздников было весьма значительно. Разумеется, не все праздники совершались  одинаково торжественно (как это бывает и у нас) и не все дни, в которые тем или другим божествам совершались жертвоприношения, считались праздничными, подобно тому как и у нас богослужение совершается и в будни. Значительная часть праздников, в особенности древнейшего происхождения, была посвящена богам, как господствующим в природе силам, от которых зависели перемены времен года, фазы небесных светил, атмосферные явления, урожаи или неурожаи, одним словом, все благоприятные или неблагоприятные для человека явления природы. В других праздниках боги чествовались как устроители и покровители общественного и нравственного порядка, а иногда почитались и вместе в том и другом значении, так как в тех же силах природы древние видели и нравственные существа, то милостивые, то немилостивые к человеку. Далее совершались праздники в воспоминание исторических событий, в которых боги, как казалось, особенно наглядным образом проявили свою силу. Наконец, вследствие общего верования, что умершие люди, пребывая в подземном царстве, имели притязание не только на почетную память в потомстве, но и на дары и жертвы, кроме частных поминок в среде отдельных родов, совершались в память усопших и общественные праздники, при которых, конечно, не были забываемы и боги, правившие в подземном царстве.

3.5.Выводы по главе

Основные характеристики искусства Древней Греции : гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо  рассматривает человека как "центр  Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Главная цель древнегреческого искусства — эстетическое наслаждение.  
 
Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков. В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем, воплотившаяся в греческом искусстве.  
 
В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. История античного искусства включает в себя несколько этапов.

Заключение

Древние греки  были удивительно талантливым, веселым  и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт. Они создали  великолепные легенды о богах  и героях — мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, заложили основы философии, оставили потомкам эпические поэмы, замечательные произведения архитектуры, скульптуры, а также живописи; к сожалению, последние почти не дошли до нас.

Представления и религиозный быт древних  греков находились в тесной связи  со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения.

Древнегреческие мифы частично содержат повествования  о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев – людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь.

Почитание государственных  и общественных Богов зачастую сводилось  к посильному участию в обрядах и празднествах. Быт и жизнь в Древней Греции были подчинены религиозным верованиям и обрядам, во многом этот факт стал определяющим в искусстве древних греков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Гараджа  В.И. Религиоведение. Учебное пособие  для студентов высших учебных заведений. - М., 2005.

2). Винничук  Л. Люди, нравы, обычаи Древней  Греции и Рима. - М., 2003

3). Зурабова  К., Сухачевский В. Мифы и предания. - М., 2002.

4). Кун Н.А.  Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1954

5) История  религии. В поисках истины. - М., 2004.

 

 




Информация о работе Мифы и религия Древней Греции