Мифы и религии Древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение темы "Мифология и религия Древней Месопотамии " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Мифология и религия Древней Месопотамии ".
Изложить возможности решения тематики "Мифология и религия Древней Месопотамии ".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-5
1. Понятие мифа и религии……………………………………………….……6-7
2. Мифы Вавилона и Древних Шумер……………………………...……...…8-11
3. Религия и мифология Древней Месопотамии ……………………..……12-14
4 . Месопотамские мифологические существа и божества ………….……15-23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ИМЦ К.Р. 2.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

      МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал в г.Домодедово

 

 

Кафедра гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

 

 

Касьянов Владислав Владимирович

Контрольная работа по дисциплине: «Истории мировых цивилизаций»

На тему: «Мифы и религии Древней Месопотамии».

Вариант № 8.

 

 

Студент 1 курса д/о

группы М-12

Зач.книжка

№027-224/М(4)-14

 

Преподаватель:

 к.и.н, доцент

Шамраев В.С.

 

 

 

Домодедово 2014

 

   Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………3-5

1. Понятие мифа и религии……………………………………………….……6-7

2. Мифы Вавилона и Древних Шумер……………………………...……...…8-11

3. Религия и мифология Древней Месопотамии ……………………..……12-14

4 . Месопотамские мифологические существа и божества ………….……15-23

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В VII в. до н.э. в районе между реками Тигр и Евфрат (территория нынешнего Ирака) обитали пастухи и земледельцы. К 3500 г. до н.э. зарождение письменности ознаменовало переход от первобытного общества к истории. В ходе археологических раскопок Убейда и Урука были обнаружены расписные гончарные изделия, многочисленные статуэтки и строения, архитектура и украшения которых отличаются необыкновенной сложностью. Изначальный язык сохранился в некоторых топонимах южного региона, куда позднее придут шумерийцы со своим собственным языком, а также с системой маркировки и подсчета скота, которая станет их первой письменностью. Аккадцы, говорившие на семитском языке, сохранили и переосмыслили традиции шумерийцев вкупе с их божествами — этот процесс продолжался в течение нескольких веков, когда шли бесконечные войны между городами-государствами и со всех сторон вторгались новые враги. Начиная с XVIII в. до н.э. уже можно говорить о двух территориальных объединениях:

 Ассирия — на севере, Вавилон  — на юге. В царских архивах  ассиро-вавилонского периода и, в  особенности, VII-VI вв. мы находим мифы и эпические сказания, которые считались очень древними уже в ту эпоху, когда были записаны.

 Условия исторического развития  народов Месопотамии были во  многом сходны с египетскими, и развитие это протекало в  значительной степени параллельно. Поэтому, хотя прямые исторические связи между Египтом и Двуречьем были слабы, по крайней мере в раннюю эпоху, тем не менее формы религии в обеих странах имели очень много общего; конечно, были у них и существенные различия.

 Источниками изучения религий  древнего Двуречья служат чрезвычайно многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов, и найденные там же богатейшие вещественные памятники, в том числе изображения богов, духов и пр.

    Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Мифология и религия Древней Месопотамии " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

      Целью данной контрольной работы является изучение темы "Мифология и религия Древней Месопотамии " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

      В рамках достижения  поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Мифология и религия Древней Месопотамии ".
  2. Изложить возможности решения тематики "Мифология и религия Древней Месопотамии ".
  3. Обозначить тенденции развития тематики "Мифология и религия Древней Месопотамии ".

Для раскрытия первого вопроса  «Понятие мифа и религии» было использовано сочинение Токарева С.А.1 Он пишет о том, что миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Также выделяет религию, которая предполагает наличие определенного мировозрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Для раскрытия данного вопроса также использовался материал интернета, благодаря которому удалось систематизировать мифы и религии воедино.

      Второй вопрос «Мифы Вавилона и Древних Шумер» раскрывается такими авторами, как Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н.2и Авдиев В.И.3 Они  описывают постоянные войны в Шумерском государстве, и сообщаю  таким образом изменилось  Древневавилонское царство во времена правления царя Хаммурапи. Материал интернета4 помог глубже разобраться в данном вопросе, а именно в вопросах государственного строя и культуры Древнего шумера и Вавилона.

      Разобраться в  третьем вопросе «Религия и мифология Древней Месопотамии»  помог Васильев Л.С.5 Он утверждал, что религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.  Ресурсы интернета глубинно освещают мир духовной культуры шумеров, основанный  на мифологии. Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов.

      Последний вопрос в данной контрольной работе «Месопотамские мифологические существа и божества» был раскрыт при помощи сочинений Токарева С.А.6 Он помог разобраться в том какую роль играют демоны, магия, божества в религии Древней Месопотамии. Интернет материалы7 цццццццццццццццццццццццццццццццццццццццццццццццццццццц8 также помогли дополнить этот вопрос и раскрыть его более глубоко, раскрывая духов земли, воды, воздуха.

1.  Понятие мифа и религии.

      Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировозрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами.

      Миф — первая форма рационального постижения мира, его образно-символичного воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого.

      Мифологические образы понимаются как реально существующие. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктом соединения чувственно-конкретного и понятийного моментов. Миф — средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих.9

      Религия – одна из форм общественного сознания, одна из форм идеологии. А всякая идеология есть, в конечном счете, отражение материального бытия людей, экономической структуры общества. В этом отношении религия может быть поставлена в один ряд с такими идеологическими формами, как философия, мораль, право, искусство и т.д.

      И в первобытной общине, и в классовом обществе имеются общие условия, поддерживающие веру в сверхъестественный мир. Это – бессилие человека: его беспомощность в борьбе с природой при первобытнообщинном строе и бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами в классовом обществе. Именно такого рода бессилие порождает неизбежным образом искаженные отражения в сознании человека общественной и природной среды в виде тех или иных форм религиозных верований.

      Т.о., религия есть не только отражение каких-либо реальных явлений жизни, но и восполнение недостающих у человека сил.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Мифы Вавилона и Древних Шумер.

      В древности на территории Ближнего Востока расцвели могучие цивилизации: Шумер, Египет, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их принадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степени присущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма), персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, то есть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличие систем перманентного физического и психологического террора, жестокого угнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражалась в осуществлении ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и т.п.), в контроле над всеми сторонами жизни подданных, проведении внешних войн.

       «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

      Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э. 11

Древний Шумер.

      На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает чрезвычайно динамичной и сложной.

      На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров.

      Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

      Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью.

      Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их 12и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.

      Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

      В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

Информация о работе Мифы и религии Древней Месопотамии