Мифы и религия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Религиозные представления и философские воззрения древних греков играли ключевую роль в их общественной и личной жизни и тем самым оказали огромное влияние на формирование всей античной и последующей мировой культуры. Следовательно, изучение религиозных традиций и философской мысли Древней Греции имеет большое значение - позволяет нам гораздо лучше понимать как прошлое, так и настоящее человечества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Мифы Древней Греции
1.1Общая характеристика древнегреческой мифологии..…… …….………....4
1.2. Мифы о богах ………………………………………………………………...5
1.3. Мифы о героях …………………………………………...............................10
1.4.Выводы по главе…………………………………………………………….15
II Отношение к светской религии и власти
2.1. Особенности религии Древней Греции......................................................16
2.2.Религиозные культы и магические обряды……………………………….20
2.3.Выводы по главе……….……...………………………………………….....25
III.Искусство

3.1.Архитектура …………………………………………………………….......26

3.2.Скульптура.…………………… …………………………............................27
3.3. Литература……………………………………………………………….....29
3.4. Праздники ………………………………………………………………………………..………….….29
3.5.Выводы по главе………………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

религоведение.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Реферат по религоведению

 

Тема: Мифы и религия Древней  Греции

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Мифы Древней Греции

1.1Общая характеристика древнегреческой мифологии..…… …….………....4

1.2. Мифы о богах ………………………………………………………………...5

1.3. Мифы о героях …………………………………………...............................10

1.4.Выводы по  главе…………………………………………………………….15

II Отношение к светской религии и власти

2.1. Особенности религии Древней Греции......................................................16

2.2.Религиозные культы  и магические обряды……………………………….20

2.3.Выводы по  главе……….……...………………………………………….....25

III.Искусство

 
3.1.Архитектура …………………………………………………………….......26

 

3.2.Скульптура.…………………… …………………………............................27

3.3. Литература……………………………………………………………….....29

3.4. Праздники ………………………………………………………………………………..………….….29

3.5.Выводы по главе………………………………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………………………………………33

Список литературы………………………………………………………………………………………...34

 

 

 

 

Введение

Религиозные представления  и философские воззрения древних  греков играли ключевую роль в их общественной и личной жизни и тем самым  оказали огромное влияние на формирование всей античной и последующей мировой  культуры. Следовательно, изучение религиозных традиций и философской мысли Древней Греции имеет большое значение - позволяет нам гораздо лучше понимать как прошлое, так и настоящее человечества.

Отрывать античную религию от философии нецелесообразно, поскольку уже в самых ранних верованиях древних эллинов видны зачатки философского мышления, прообразы представлений о всеобщих законах природы, общества и мышления. А, с другой стороны, многие выдающиеся философы Эллады не только уделяли большое внимание богословским вопросам, но создали учения, мало отличающиеся от религиозных. Более того, их ученики, зачастую ставили своих Учителей наравне с другими Богами (как это делали ученики Анаксагора, Платона, Эпикура и некоторых других) или даже выше всех Божеств (как сделали пифагорейцы, утверждая «Разумные существа делятся на человекоподобных, богоподобных и Пифагороподобных»). Видимо, не случайно Б. Рассел назвал философию чем-то средним между религией и наукой.

Естественно, кроме  достижений, ставших «золотым фондом»  человеческой цивилизации античная культура Эллады имела свои неповторимые особенности, отличающие древнегреческую религию и философию от аналогичных мировоззрений других времен и народов. Однако «всеобщее и особенное» весьма тесно переплетались в реальности, а потому и в данном докладе рассматриваются комплексно.

 

 

I. Мифы Древней Греции

1.1. Общая характеристика древнегреческой мифологии

Представления и религиозный быт древних  греков находились в тесной связи  со всей их исторической жизнью. Уже  в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).

Разнообразие  религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более ясна благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс -- в Додоне и Олимпии, Аполлон -- в Дельфах и на Делосе, Афина -- в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий -- в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, и смысл мифов следует искать в них самих.

Сущность хтонического периода развития греческой мифологии  заключается в следующем. Во время  создания первых мифов люди всецело  зависели от природных условий. Все  непонятное представлялось им проявлением божественной силы, спастись от гнева которой невозможно. Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде, все окружающее материализуется, одушевляется, наделяется непонятными слепыми силами. Земля представляется живой, все из себя рождающей. Поэтому древнейшая мифология и называется хтонической. Средоточие силы - фетиш, и вся мифология представляла собой фетишизм. Духовная жизнь человека тоже отождествляется с фетишизмом. Первые боги - ужасные создания, нередко выглядящие как люди с головами или туловищами животных. Однако к олимпийским богам иногда можно было обращаться с просьбами и надеяться на их выполнение.

В мифологии  олимпийского периода появляются герои, которые успешно борются с демонами и чудовищами. Это связано с тем, что многие природные процессы люди уже в состоянии объяснить. Вместо мелких богов и демонов появляется один верховный бог - Зевс, которому подчиняются все остальные божества. Так в мифологии отражается переход к патриархату.

1.2. Мифы о богах

В греческой  мифологии проявляются представления  людей о происхождении мира, причем прослеживается аналогия с другими  древними религиями.

Прежде всего  остального в мире существовал бесконечный  Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Греки представляли себе хаос в виде некоей разверстой пасти. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть  сыновей и дочерей Урана и  Геи. Океан и Тефия породили все  реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой  зари (Эос). От Иапета и Асии произошел  могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось  Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Греки называли период правления Крона золотым  веком. Однако этому новому владыке  мира было предсказано, что он, в  свою очередь, будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея .

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер, и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той, ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Зевс олицетворяет переход к патриархату поскольку  воспринимается как верховное божество отец богов и людей, главу олимпийской  семьи богов. Его появление символизирует переход к олимпийскому периоду, поскольку Зевс для утверждения в качестве верховного бога вынужден бороться с чудовищами - Тифоном и гигантами. В то же время Зевс близок людям и, как нам представляется, лишь номинально обладает всеобщей властью. Он порой борется за власть с другими богами (Герой, Посейдоном, Афиной), периодически у него появляются дети от смертных женщин(Геракл, Персей, Минос, например). Верховенство Зевса проявляется также в насаждении им моральных устоев и государственности(именно Зевс вложил в людей стыд и совесть как предвестники морали; мораль - предтеча права, а право возникает одновременно с государством).Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов(на Аполлона - пророчество, на Деметру - плодородие и.т.п.). В честь Зевса устраивались Олимпийские игры как символ единения и взаимного согласия полисов .

Афина Паллада - в греческой мифологии богиня справедливой войны и победы, а  также мудрости, знаний, искусств и  ремесел; воительница, покровительница городов и государств, наук и ремесел, ума, сноровки, изобретательности, дочь Геры .Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). Атрибуты - олива, сова (символ мудрости) и змея (рудименты хтонической мифологии, когда все живое пугало человека и представлялось ему олицетворением могущества). Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея - страж Акрополя).

Ее постоянный эпитет - «светлоокая» (точнее, «совоокая») - свидетельствует о том, что в глубокой древности богиню представляли в виде совы, которая позже стала священным животным (отсюда поговорка «носить сов в Афины» -- делать лишнее дело). Также носила эпитеты «Тритонида» из-за места рождения у озера Тритон в Ливии, «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница».Афина - покровительница Афин. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Афина считалась основательницей государства, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Кроме того, Афина учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах .Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.

Афродита - богиня любви и красоты, дочь Зевса и  Дионы. Однако древнее хтоническое  происхождение богини выражено в  мифе, согласно которому она произошла из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. Кроме того, это богиня плодородия.Святилища богини имелись в разных областях Греции.

Гермес - вестник  богов, проводник душ умерших, покровитель  путников, воров и торговцев. Он - посредник между богами и людьми и иногда насылает вещие сны. С развитием скотоводства Гермес воспринимается также как покровитель пастухов, умножающий приплод скота. Позднее его также считали покровителем торговли.Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и почитания умерших.

Гера в греческой  мифологии супруга и сестра Зевса. Брак Геры с братом - рудимент древней  кровнородственной семьи. Гера олицетворяет, как уже было сказано ранее, устойчивую моногамную семью. Именно этим объясняется ее ненависть к внебрачным детям Зевса - в частности, к Гераклу, которому Гера чинит всяческие препятствия. Благодаря моногамному браку с Зевсом Гера получает верховную власть над другими богинями. Еще одна важная функция Геры - помощь роженицам. Она вытекает из основной миссии богини - охраны прочности брачных уз. В то же время образ Геры свидетельствует о падении матриархата. Когда Гера в отместку Зевсу рождает без супруга Гефеста, ребенок получается уродливым, и со зла Гера сбрасывает его с Олимпа, отчего Гефест становится хромым.

Архаичность Геры проявляется в том, что ее сыном  считается один из самых кровавых богов доолимпийского периода - бог  войны Арес. Кроме того, в хтонический  период Геру обычно изображали с глазами  коровы, что также является рудиментом древней мифологии.

Деметра - в древнегреческой  мифологии богиня плодородия, покровительница  земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре её культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых. Распространённый во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры.

Аполлон - сын  Зевса и Лето. В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой  мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его  близость к земледелию и пастушеству. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже отождествлении с вороном, лебедем, волком, мышью, бараном .

В олимпийский  период Аполлон помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов. Образ божества также претерпевает изменения: отныне Аполлон воспринимается как идеал мужской красоты.

Информация о работе Мифы и религия Древней Греции