Мифологическое в русской свадьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Основой русского свадебного обряда являлось соединение мифологических представлений древности и христианских идей. Так, например, в него вошли действия, отражающие древнейшие представления об умирании души девушки во время ее перехода в группу замужних женщин и получении ею после брачной ночи души молодухи.

Файлы: 1 файл

свадебный обряд.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

Каравай на лопату сел,

Каравай в печку глядит.

Каравай валяется,

Каравай шатается,

Пошел каравай по дубовым  столам,

По скатертям браным,

Тогда зашел каравай к  Анне Александровне.

Свадебный пир символизировал объединение двух семейно - родовых  групп. Совместное сидение за общим  столом, употребление одной и той  же еды утверждали родство двух семей  и закрепляли их новые родственные  связи. Княжий стол заканчивался торжественным  уводом молодых к месту, где устраивалась брачная постель.

Устройство постели для  молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в  местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или  в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети). После того как устройство брачного ложа было закончено, постельницы укладывали под него кочергу, сковородник, несколько  поленьев и обходили постель с  веткой рябины или можжевельника, которую  потом втыкали в стену. Считалось, что кочерга, сковородник, можжевельник, рябина могут обеспечить новобрачным  защиту от злых сил, мешки с мукой  и ржаные снопы - благополучие в совместной жизни. Поленья же символизировали  будущих детей: чем больше положить поленьев под ложе новобрачных, тем  больше будет у них детей. На брачную  постель молодых провожали дружка, свашки, иногда все свадебники, т. е. все приглашенные на свадебный пир. Проводы новобрачных сопровождались хохотом, шумом, прибаутками, эротическими наставлениями, песнями.

 

Брачная ночь

 

Дружка отпугивал нечистую силу, ударяя по постели кнутом. Новобрачных  оставляли в комнате, дверь запирали, а снаружи ставили охранника, который охранял молодых от нечистой силы.

Оставшись одни, новобрачные  должны были выполнить ряд обрядовых  действий, обеспечивавших, по поверью, согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Прежде чем лечь в постель, новобрачным полагалось съесть курицу и хлеб. Хлеб рассматривался, как символ будущего богатства молодых, а курица -- как знак их будущей плодовитости. Новобрачная демонстрировала мужу своё смирение, снимая с него сапоги. Этот старинный обычай упоминался еще в первой русской летописи -- в «Повести временных лет». Желание быть хозяином в семье новобрачный демонстрировал, заставляя невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель.

Свадебный обряд сохранил признаки древнего экзогамного брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэтому  в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты из своего рода в  род мужа. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор Одним из таких ритуалов являлся обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи. Данные действия гласили о переходе молодухи в новую семью. Также поутру проверяли добрачное целомудрие девушки. Оповещение о «честности» новобрачной в разных областях происходило по - своему.

Например, в селах Пермской губернии, дом молодоженов украшали полотенцами и скатертями с красными вышивками. Такие же полотенца дружка привязывал к дугам лошадей, отправляясь  к родителям новобрачной.

Во Владимирской губернии о целомудренном поведении девушки  до свадьбы свидетельствовала брачная  простыня, вывешенная в переднем углу избы. В некоторых деревнях свадебники во главе со свашкой и дружкой с гиканьем, криками, звоном и шумом ездили по деревне, размахивая, как флагом, рубашкой новобрачной.

В станицах донских казаков  всем гостям второго дня свадьбы  прикалывалась гроздь калины. В случае «нечестности» молодой женщины, утратившей девственность до брака, ее родителям надевали на шею хомут, отцу новобрачной подавали пиво в  дырявом стакане. Такому же унижению подвергалась и сваха: «Свахе первая чарка и первая палка». Требование целомудрия от невесты, а в некоторых деревнях и от жениха, диктовалось представлениями крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину могло произойти только в ходе выполнения обрядов, соблюдаемых в определенном порядке. Нарушение их последовательности рассматривалось как нарушение хода жизни, посягательство на ее основы. Брачная ночь считалась очень важным обрядом свадебного ритуала. Она заканчивала серию обрядовых действий, связанных с переходом девушки и парня из одной половозрастной категории в другую. Этот переход на символическом уровне осмыслялся как смерть и воскресение. Иначе сказать - обряд инициации. Девушка и парень после брачной ночи, по древним представлениям, возрождались в новом качестве, что выражалось в перемене прически, головного убора, одежды, поведения. Брачная ночь превращала парня, в юношу, а девушку в молодицу.

 

Второй день свадьбы

 

В отличие от северной, для  среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание -- своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матеръю - сырой землей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность. Известно, что древнерусский брак совершался у реки. Поэтому ситуация "брак у воды" часто встречается во многих жанрах русского фольклора: в песнях календарных обрядов, в балладах, былинах, сказках. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор

 

Хлебины

 

Хлебины (отводины, отгостки) -- последний обряд свадьбы. Представлял собой застолье для новобрачных, которое проводилось в доме родителей молодухи. Тёща угощала зятя блинами и яичницей. Данное действо совершалось также по определённым правилам. Теща ставила перед зятем блины или яичницу. В том случае, если молодуха сохранила девственность до брака, зять откусывал блин или брал ложкой яичницу с края. Затем юноша благодарил за честную, хорошо воспитанную дочку. Если же молодая не сохранила целомудрия до свадьбы, зять проедал блин в середине, переворачивал яичницу и высказывал претензии за плохое воспитание дочери. После чего молодые сразу же уезжали домой. Если же все было благополучно, то пир продолжался.

(Афанасьев А. Н. Поэтические  воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3-х тт. -- М., 1865--1869. (В 3 т. -- М., 1994.)

 

Современная свадьба

 

В наше время взгляды, предпочтения, отношение людей к окружающему  миру в корне изменились. Так же, как и морально - этические нормы. От целомудрия юной девы и достоинства  мужественного юноши не осталось и следа. Активно распространяется свобода мышления и выбора.

В наше время большинство  молодоженов делают свою свадьбу  сами. Особенно распространены тематические сценарии, например - « Готическая свадьба - ДЕТИ НОЧИ». Можно воплотить в  жизнь все безумные идеи, на которые  только способен человеческий разум. Современная  свадьба - это самовыражение.

На данный момент, если даже современный человек и исполняет  древние традиции, то делает это, в  большинстве случаев неосмысленно.

На второй план отошли семейные ценности, такие как - почитание родителей, дань предкам. В наше время, когда  жених с невестой самостоятельно оплачивают расходы на свадьбу, они  вряд ли позволят родителям диктовать  условия. Если раньше на свадьбе присутствовала вся родня с обеих сторон, то сейчас число родственников сокращается, порой, до минимального количества. Конечно, проблема кроется в современном  обществе - его независимости и  отчужденности. Каждый сам за себя - стремится отделиться от всех, стать  самостоятельным. Но, в итоге получается, что человек отчуждается всё  больше и больше от своего родного  дома. Становится одиноким. Проблема одиночества - вот болезнь 21 века. Но, не стоит  отвлекаться.

Как ранее упоминалось, на свадебный пир гостей рассаживали, руководствуясь определёнными традициями. Теперь же каждый приглашённый на свадьбу  имеет право выбора, с кем и  где сесть. С учётом того, что сидеть то особо и не приходится. Так  же стоит отметить, что на Руси свадьба  праздновалась в родном городе или  деревне молодых. В наши дни это  не имеет никакого значения. Напротив, считается более престижным и  увлекательным отпраздновать свадьбу  заграницей или в другом городе. По словам свадебного консультанта Всероссийского туроператора свадебных путешествий и семейного отдыха Сергея Шарова, у россиян особой популярностью пользуется свадьба в Санкт-Петербурге, на Кубе, на Маврикий, на Кипре и в Праге, хотя в последнее время такая свадебная география заметно расширяется.

Но, не смотря на глобальные изменения в традициях, всё же многие из них до сих пор присутствуют на современной свадьбе.

Например, сегодня роль свадебного поезда играет кортеж автомобилей или  же экипаж с тройкой лошадей. Транспорт  также богато украшается.

Как и раньше, существует защита от злых сил. Если в давние времена  дружка обходил сани, щёлкая по ним  кнутом или стреляя из ружья, то сегодня, защитой от нечистой силы являются звуковые сигналы машинного клаксона.

Как упоминалось ранее, перед  отправлением к венцу обычно происходил обряд сводов. Дружка или сват подводил жениха и невесту друг к другу  и соединял им руки или связывал их полотенцем (платком). Распространённый вариант сводов - троекратное движение жениха и невесты по кругу, иногда это обход вокруг стола, дежи (кадки для теста). Такие действия символизировали соединение молодых и магическим путём укрепляли брачные узы. В современной жизни существует интерпретация данного обряда. На свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую из которых надевают по бублику. Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.

В наши дни также сохранился обряд выкупа невесты. Сегодня это  один из самых примечательных и веселых  свадебных моментов. Суть его заключается  в том, что жених приезжает  за невестой, но прежде чем попасть  к ней, ему приходится выдержать  множество испытаний, приготовленных ему близкими подругами невесты. Они всеми силами пытаются помешать жениху попасть к своей возлюбленной «бесплатно». Обычно, все испытания и вопросы для жениха придумываются заранее.

Венчание в церки утратило своё предназначение. На данный момент, в большинстве случаев молодые ограничиваются регистрацией в ЗАГСе. Но, зато, сохранилась традиция приезда жениха и невесты к месту регистрации. Молодожены, также как и в прежние времена, приезжают порознь, в разных машинах. Автомобили, в которых едут брачующиеся, сопровождает многочисленный кортеж из родителей, родственников, свидетелей, друзей, а также такие необходимые для современной свадьбы люди, как профессиональные фотограф и видеооператор.

В наше время особенно распространена свадебная прогулка, которая вошла  в одну из современных свадебных  традиций. Свадебная прогулка просто необходима для создания красивых и  запоминающихся на всю жизнь свадебных  фотографий и видеофильма. Для свадебной  прогулки, как правило, выбираются красивые природные парки и культурно-исторические достопримечательности, где можно  сделать много красивых фотографий для свадебного альбома.

Сохранился, несомненно, и  свадебный пир. Непременный атрибут  любой русской свадьбы. Во время  банкета молодые принимают поздравления на свадьбу от всех желающих. Традиция проведения свадебного застолья, позволяет  родителям молодожёнов лучше  узнать друг друга. Как правило, на банкете  царит непринужденная атмосфера  живого общения и радости.

Также как раньше существовал  дружка, который являлся одним  из главных лиц на свадьбе, сегодня  на свадьбе, со стороны жениха выступает  свидетель, который обладает определёнными  обязанностями. Со стороны невесты  существует свидетельница, которая  играет роль подруги невесты. Свидетели - по сути, капитаны на торжестве. Атрибуты свидетелей сохранились из старинных  традиций - повязанные через плечо  ленты, которые являются оберегами.

Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что  «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь  и представляли как бы торжественное  возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением  старинных князей в достоинство  их власти, а потому жених носил  название князя, а невеста - княгини», Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О

жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996, с. 125 - писал Костомаров об обычаях наших предков XVI - XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой  самый мелкий чиновник мог, пусть  на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались  своими приближенными и податными  людьми. И в наше время, в течение  подготовки и самого проведения свадьбы, жених и невеста, особенно невеста, имеют возможность почувствовать  себя главными героями дня. Ведь, создание семьи и продолжение рода - это, пожалуй, одна из самых важных задач  человека. Значит брак, действительно  должен быть одним из самых запоминающихся, светлых дней в жизни двух любящих  сердец.

Многие приметы берут  начало с давних времён. Молодые  невесты и сегодня в подол  платья втыкают булавку против сглаза.

Также считается, что сразу  же после венчания молодые должны вместе посмотреться в одно зеркало, что скрепит их в единое целое.

Когда жених и невеста  приходят из загса домой, то для того, чтобы они в будущем жили мирно  и дружно, под порог дома кладут разомкнутый замок. После того как  они перешагнут через него, замок  поднимают, закрывают и ключ бросают  в реку или колодец.

Также считается, что замок  с выгравированными инициалами жениха и невесты, который вешается на мост или же на специально для этого приспособленное дерево (Болотная площадь, Москва) должен скрепить союз двух сердец навсегда.

В современном свадебном  ритуале обычай посещения святых мест принял с годами форму возложения молодыми цветов к памятникам погибшим героям войны. Но, всё же современные  памятники лишены той магической силы, которая способна охранять будущий  брак.

Информация о работе Мифологическое в русской свадьбе