Мифологическое в русской свадьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Основой русского свадебного обряда являлось соединение мифологических представлений древности и христианских идей. Так, например, в него вошли действия, отражающие древнейшие представления об умирании души девушки во время ее перехода в группу замужних женщин и получении ею после брачной ночи души молодухи.

Файлы: 1 файл

свадебный обряд.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

 

Венчание

 

Венчание - один из кульминационных  обрядов свадьбы.

Это церемония заключения брака в Православной Церкви, совмещавшаяся  с юридической регистрацией в  метрических книгах.

Обряд венчания проводился в храме священником. Он состоял  из обручения, во время которого жених  и невеста должны были дать согласие на брак и обменяться кольцами. Само венчание представляло собой возложение на головы жениха и невесты брачных  венцов, что осмыслялось как наложение  Славы Божьей. В христианской традиции венчание считалось таинством и  рассматривалось как соединение мужчины и женщины в нерасторжимый  Божественный союз, продолжавшийся и  после смерти.

Считалось, что именно во время венчания жених и невеста  наиболее подвержены колдовским чарам, именно поэтому обряд венчания объединял  вокруг себя целый ряд ритуально-магических действий. Данные действия обеспечивали защиту от злых сил, счастливый, прочный  брак, здоровое потомство, хозяйственное  благополучие, долголетие. По широко распространенному  в деревнях представлению, колдуны  могли заколдовать молодых - превратить их в волков, в камень, заставить  разлюбить друг друга, оставить бесплодными  в браке. Для предохранения от этого свадебный поезд не останавливался по дороге в храм, поезжане не должны были оглядываться назад. Звон колоколов  также являлся защитой. Многие действия, проводившиеся перед венчанием  и во время него, были направлены на достижение согласия, счастливой жизни вступающих в брак молодых людей. Здесь, также как в атрибутах одежды гостей, магическую функцию выполняло полотенце. Его стелили, как «подножник», на который ступали молодые.

Когда невеста и жених  только подходили к церкви перед  ними расстилали новую ткань, бросали  под ноги деньги, осыпали зерном. Всё это было направлено на обеспечение  благополучия будущей семьи.

Считалось, что предметы, находившиеся у жениха и невесты  во время венчания, обладают особой магической силой. Поэтому, с самого венчания невеста прятала за пазухой  хлеб, который молодые съедали  во время брачной ночи. Также в  обувь сыпали соль, жито, «чтобы всегда их было вдоволь». К одежде прикреплялся клочок шерсти, «чтобы овцы хорошо плодились». Воск венчальных свечей и вода, слитая с благословенной иконы, использовались для лечения младенцев. Венчальная рубаха якобы снимала боль, помогала женщине при родах. В некоторых  деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева, чтобы собрать осенью хороший  урожай. Обручальное кольцо использовалось при гаданиях на святках.

Во время венчания и  брачного пира молодой невесте полагалось быть нарядно одетой, белый - траурный цвет сменялся на красный - цвет жизни.

После венчания новобрачные  в северных губерниях Европейской  России, а также во многих деревнях Сибири и Алтая ехали в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь. В южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался  в свой дом, но вечером жених приезжал к невесте, где и проходила  их первая брачная ночь, а свадебный  пир начинался после сообщения  о том, что молодые стали мужем  и женой.

Молодые люди, жившие невенчанными, не считались мужем и женой, а  их дети признавались незаконнорожденными. В то же время, по народным представлениям, самого венчания было недостаточно, чтобы  признать брак состоявшимся. Настоящим  он становился только в том случае, если был оформлен согласно традиции, с выполнением установленных  обрядовых действий.

 

Окручивание молодой

 

Окручивание -- один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания (в церковной сторожке, трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте заплетали две косы, обвитые вокруг головы, и подбирали волосы под женский головной убор (кокошник, кичку с сорокой, повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. По этому поводу сложена пословица: "Немного попето, да навек надето".

В различных областях исполнение обряда различалось. Например, в некоторых  деревнях Русского Севера женскую прическу заплетали свашки. Одну косу плела свашка невесты, приговаривая: «Носи девиц», другую -- свашка жениха со словами: «Носи молодцов». Каждая из них старалась первой заплести косу, чтобы молодуха родила первенца того пола, который она заклинала. Заплетенные косы укладывали вокруг головы и покрывали кокошником, сборником или повойником со словами: «Стала коса двухвосткой, под повойник ушла, запряталась».

В русских селах Алтая  окручивали после венчания. Свахи  сажали невесту в угол, завешивали ее со всех сторон платками, заплетали  две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и заставляли молодых посмотреться вместе в одно зеркало, чтобы «жить дружно».

У русского населения Латвии плетение двух кос и надевание  повойника проходило в присутствии  подружек. Мать новобрачного приносила  квашню, покрывала ее подушкой и  просила сесть на нее новобрачную, «чтобы молодуха пышной была». После того как косы были заплетены, а повойник одет, девушки старались вытащить из-под молодухи квашню и вынести ее из избы. Жених же должен был постараться затащить квашню на печку. Если девушкам удавалось вынести квашню из избы, то, по поверью, они должны были в этом году выйти замуж. Песни, исполнявшиеся свашками при перемене прически и головного убора, в разных местностях были разными. Однако в них звучала одна и та же тема: утверждение девушки в новом статусе.

Переход к женской прическе, надевание головного убора считались  очень важным обрядовым моментом русской свадьбы. Русские крестьяне  говорили: «Подруги косу плетут на часок, а свахи на век».

В белорусской и западнорусской свадьбе известен также обряд  подстригания волос жениху. В древности  это действие было связано с вызовом  родовых духов-покровителей. Возможно, этот обряд когда-то означал посвящение юношей в группу взрослых мужчин Зуева  Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор.

 

 

 

 

Свадебный пир (княжий стол)

 

Княжий стол (большой стол, венчальный стол, красный стол) -- главный свадебный пир. Княжий стол проводился в доме родителей жениха после венчания. Все действия исполнялись в определённом, установленном традициями порядке. Свадебные столы, как правило, ставились вдоль половиц и лавок «глаголем» (буквой «Г»), и лишь в некоторых местностях -- поперек половиц. Жениха и невесту сажали на почетное место -- в передний угол избы. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства: чем ближе родственник, тем ближе он садился к жениху или невесте. Парни, девушки, соседи, обычно присутствовавшие на свадьбе, считались зрителями и к столу не приглашались. Рассаживанием гостей, а также расположением зрителей занимались дружка, главный сват или свашки. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. Количество блюд должно было быть четным, так как с четными числами связывались обычно представления о счастье и удаче. Набор блюд для свадебного стола в разных местностях России был различным.

Например, во Владимирской губернии на стол сначала приносили холодные блюда, потом горячие, а затем  сладкий пирог или пряник. В  Вятской губернии сначала ставили  горячие блюда, потом холодные, а  ближе к концу кисель и пирог. Подача очередной перемены сопровождалась разливанием пива, браги, водки, вина, кваса. Последним блюдом свадебного пиршества был курник -- пирог с куриным мясом -- или свадебный каравай.

Начиналось всё с открывания «молодой княгини», которая после  венца входила в дом, закрыв лицо платком. Как правило, отец жениха или  тысяцкий, держа в руке горбушку хлеба или пирог, поднимал ими  платок невесты, затем брал его в  руки и трижды обводил им вокруг голов новобрачных. Присутствовавшие родственники кричали: «Хороша молодая  княгиня, хороша!» Этот обряд перекликался со смотринами просватанной девушки  перед сговором. Данный обряд был  знакомства родни жениха с девушкой.

Жених и невеста, сидевшие за свадебным столом вместе с другими  женатыми мужчинами и замужними  женщинами, не имели права прикасаться  к еде или питью. Запрет на публичную  еду объяснялся древними мифологическими  представлениями о том, что жених  и невеста не могут принимать  участие в общей трапезе с  женатыми мужчинами и женщинами, поскольку ещё не относятся к  ним. За первым свадебным столом звучали  обычно поздравления в адрес молодых, пожелания им счастья, богатства.

Второй частью свадебного пира был горний стол. К этой части  пира приезжали родители и родственники невесты. Невеста к этому времени  была в женском головном уборе  и нарядной одежде. Горний стол предполагал  одаривание невестой родственников жениха. На этот раз молодые получали право участвовать в трапезе. Однако их трапеза отличалась от общего угощения. Молодым подавали определенный набор блюд. Они ели кашу, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. На мифологическом уровне это объяснялось тем, что пища молодых, которые окончательно не утвердились в своем новом статусе, должна отличаться от пищи остальных гостей. Также, молодые пили из одного стакана, ели от одного куска, пользовались одной миской и одной ложкой. Именно это символизировало единство молодых, их неразрывную связь. В конце горнего стола совершался обряд деления каравая.

 

Каравайный обряд

 

Данный обряд связан с  выпечкой каравая, который раздавали  во время свадебного пира. Каравай -- круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигурками из теста, а также искусственными цветами. Выпекали его накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до этого в доме жениха, иногда в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты.

Каравайный обряд состоял  из двух этапов: первый этап назывался  «каравай валять» - он представлял собой  само изготовление угощения. Второй этап -- « каравай носить », представлял собой деление хлеба между гостями.

 

Данный обряд  нёс в себе магический смысл.

 

Выпечка каравая символизировала  рождение новой жизни и тем  самым обеспечивала плодовитость молодой  брачной пары. В обряде принимали  участие посаженый отец и посаженая  мать жениха, при условии, что они  были счастливы в семейной жизни. Также участвовали молодые женщины - каравайницы, имеющие благополучную семью. Обряд начинался до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милостивый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!». Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку -- из семи мешков. Все действия проводились подобно театральному представлению.

Перед тем как поставить  тесто в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, затем, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб. Каравай задвигали  в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками, и, прежде чем оставить в печи, его три  раза то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице - потолочной балке.

На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское  чрево, материнское лоно; хлебная  лопата, которой задвигали тесто в печь, - как мужское начало, а сам каравай - ак плод, полученный в результате их слияния.

Украшения из теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и  лошадей. Все эти знаки, считались  у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия.

После изготовления каравая  в доме жениха его несли к невесте  «на показ». В том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили  обычно в комнату молодых, где  он находился всю брачную ночь. Утром дружка, выносил его к  свадебным столам. Перед тем, как  поделить угощение дружка должен был  три раза подпрыгнуть, разломать  каравай пополам, что символизировало  нарушение девственности невесты, а потом уже приступить к делению  его между родственниками молодых. Новобрачные получали свою долю каравая  первыми. Жениху и невесте выдавалась середина изготовленного каравая, которая, по народным представлениям, была связана  с зарождением новой жизни, счастьем, богатством. Остальная часть каравая  делилась между родственниками молодых. Это воспринималось как акт закрепления  между ними родственного союза, как  признание их общей судьбы, общей  доли. Украшения с каравая раздавали  девушкам, присутствовавшим на свадебном  пиру в качестве зрителей.

Каравайный обряд был  характерен для свадебного ритуала  в центральных и южных губерниях  Европейской России.

Изделия из теста, известные  под разными названиями -- курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, играли важную роль в ходе свадебного ритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого передавалась магическая сила.

Весь процесс изготовления каравая сопровождался исполнением  специальных каравайных песен, в  которых рассказывалось об этапах его  создания руками каравайниц:

Валю, валю сыр каравай

С правой руки на леву,

С левой руки на праву --

По золоту лоточку,

По золоту лоточку,

По серебряному блюдечку.

Каравай на лавку взлез,

Каравай по лавке пошел,

Каравай на полку сел,

Каравай на печку взлез,

Каравай с печки слез,

Информация о работе Мифологическое в русской свадьбе