Место религии в сознании современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:13, доклад

Описание работы

современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения.

Файлы: 1 файл

Mesto_religii_v_soznanii_sovremennogo_rossysko.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

 

21 июля 2009 г.  Президент РФ Д. Медведев принял  решение о поддержке в экспериментальном  порядке преподавания в школах 19 субъектов Федерации основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Выбирают родители и дети, преподают светские педагоги. На 2010 г. 42,1% учащихся выбрали светскую этику, 30,6% - основы православной культуры, 20% - основы мировых религиозных культур, 5,2% - основы исламской культуры, 2% - основы буддийской культуры, 0,1% - основы иудейской культуры. Отметим, что существует ряд проблем (возраст учащихся, компетентные учебные пособия, подготовка учителей, возможность школ предоставить учащимся выбор профиля), которые пока не решены и требуют серьезной проработки.

 

Особую область  отношений государства и религиозных  организаций составляет сфера исключительной компетенции государства.

 
К ней относятся вопросы жизнедеятельности армии, пенитенциарных учреждений и некоторые иные.

 

Пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  указывает, что государство не берет  на себя обязанности по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (пункт 5 статьи 8). Сходным образом законодательство оговаривает права заключенных.

 
На практике религиозные организации  давно сотрудничают с силовыми структурами и часто оформляют это специальными соглашениями. На федеральном уровне Русская православная церковь заключила соглашения – с Министерством обороны РФ, Военно-воздушными силами РФ, Воздушно-десантными войсками, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством атомной промышленности РФ, Главным управлением специального строительства, Главным управлением казачьих войск при Президенте РФ, Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, Федеральной службой исполнения наказаний РФ; Федерация еврейских общин России – с Министерством обороны РФ.

 

На уровне субъектов  Федерации РПЦ заключило соглашения с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (12 субъектов Федерации). Центральное духовное управление мусульман  России – с Министерством обороны РФ (один субъект Федерации), Совет муфтиев России – с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (5 субъектов Федерации). Римско-католическая церковь, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» - с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (один субъект Федерации).

 

Согласно распоряжению Президента РФ Д. Медведева, данному в 2009 г., в России вводится институт военных священников – сначала в зарубежных частях Российской армии и в Северокавказском военном округе, затем во всех воинских частях. При всех положительных сторонах такого решения, вызывает сомнение требование обязательного 10-процентного присутствия определенной конфессии в части для наличия там капеллана (непонятно, как быть, допустим, двум-трем мусульманам, служащим в русской части) и незакрепленность этого института на уровне федерального закона.

 

Признавая необходимость сотрудничества государства и религиозных организаций в воспитательной сфере, следует помнить, что в деле воспитания для религиозного человека стоит задача прежде всего научить доктрине и правилам своей религии, а не пропагандировать какую-либо светскую идеологию. Недопустима попытка определенных политических сил заставлять верующих людей заниматься пиаром их самих или продвигаемых ими идей. Это повлечет потерю авторитета религии в обществе, поскольку она будет восприниматься не как самостоятельный институт, а как всего лишь идеологическая прислуга власти.

 

Регламентированность  и легитимность отношений государства  и религиозных организаций.

 

 

Отношения религиозных  организаций и государства должны быть тщательно регламентированы и  узаконены. Как обстоят с этим дела в России? Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Отметим, что данная конституционная норма не проясняет, что такое светскость, не раскрывает, что значит «отделение от государства». Следует ли его понимать как отделение институтов друг от друга или как запрет Церкви взаимодействовать с государством.

 
Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные объеди-нения делятся на религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

 

Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (пункт 2 статьи 8).

 

Согласно пункту 2 статьи 15, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Заметим, что этой нормы недостаточно для того, чтобы защитить религиозную организацию от неправомерного вмешательства государства в ее внутренние дела.

 

Согласно пункту 3 статьи 4, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых  и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным  организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

 

Норм данного закона недостаточно для легализации социального партнерства государства и религиозных организаций, которое давно существует на практике.

 
Это вопросы религиозного образования, присутствия в армии и тюрьмах, совместной благотворительной деятельности и т. д. Нет критериев, по которым государство оказывает поддержку той или иной конфессии.

 

Тем не менее, как  было показано выше, религия, в частности, РПЦ, на практике усиливает свое влияние  на государственное управление. У  экспертного сообщества, опрошенного  Центром, нет однозначного мнения относительно возможного усиления роли РПЦ в государственном управлении: 51% опрошенных против этого и 43% - за (рис. 6.6.16). 
 

 

В качестве оптимальной  модели государственно-конфессиональных отношений для России наибольшая часть экспертного сообщества выделяет равноудаленные отношения религиозных организаций и органов государственной власти (33%), а также модель социального партнерства (22%) в трактовке, предложенной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

 

Как намерено строить  отношения с религиозными организациями  государство? Как видно на рис. 6.6.18, в 2008 г. 
 
 
 
Президент РФ официально встречался только с православными, мусульманами и иудаистами. При этом явное предпочтение отдавалось РПЦ. Таким образом, в первый год президентства не было ни одной официальной встречи с представителями других конфессий.

 

Однако в 2009 г. государственная политика изменилась: 11 марта 2009 г. Президент России лично  провел встречу со всеми представителями Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, а на встречу 21 июля 2009 г. в своей резиденции, где было объявлено о формировании института военного духовенства и о введении религиозного образования в школах, Медведев пригласил, помимо РПЦ, лидеров всех трех мусульманских духовных управлений (Центрального духовного управления мусульман России, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа), иудаистов и буддистов. Кроме того, глава государства впоследствии впервые встретился с буддистами на их территории – в Иволгинском дацане. 31 августа 2009 г. Медведев встретился с духовными лидерами шести северокавказских республик – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии – и обсудил с ними усиление террористической активности в регионе и связанную с этим проблему роста религиозного экстремизма среди молодежи.

 

К каким конкретно  механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству?

 

Прежде всего  это включение религиозных деятелей в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. Распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп учрежден Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия государства с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

 

В этом Совете присутствуют практически все крупные конфессии федерального уровня: православные (РПЦ и старообрядцы), армяно-григориане, мусульмане, иудаисты, буддисты, католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В субъектах Федерации местные власти обычно учитывают многоконфессиональность населения. Хотя в советах лидируют православные (в 31 из 31) и мусульмане (в 25 из 31), но представлены и другие конфессии: иудаисты – в 14 из 31, лютеране, баптисты и пятидесятники – в 12 из 31, католики – 10 из 31 и т. д.

 

С середины 2000-х гг. религиозных лидеров стали включать в общественные представительства (например, в Общественную палату); в них представлены – православные, мусульмане, иудаисты, буддисты и пятидесятники (рис. 6.6.20). 
 

 

Российское  государство, начиная с 1990-х гг., заключает договоры о сотрудничестве с религиозными организациями в сферах образования, благотворительности, патриотического воспитания и т. д.

 

Государство явно предпочитает в качестве партнера РПЦ (74% всех договоров), дальше следуют  – иудаисты (9%), мусульмане (6%), буддисты, баптисты, адвентисты и пятидесятники (по 3%). Местные власти в субъектах РФ, обычно замечая и признавая многоконфессиональность населения, тем не менее, официальные договоры предпочитают заключать с РПЦ (83%), что на 9% больше, чем на федеральном уровне.

 

Нужно отметить, что до конца не решен вопрос с  реституцией церковных зданий, не урегулирован механизм совместного  пользования религиозной организацией и государством памятников, относящихся  к культурному наследию.

 

Таким образом, анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления.

 

 

 

Религия — форма  общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им обрядов и культов. 
 
Религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем самым преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Будучи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных верований между собой. 
 
Традиционно религии принято подразделять на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические (признающие одного Бога), на национальные имировые. 
 
К политеистическим национальным религиям относится индуизм, распространенный на территории Индии и насчитывающий в своем пантеоне несколько десятков богов. 
 
К политеистическим мировым религиям можно отнести буддизм, который, зародившись в Индии в VI-V вв. до н.э., получил распространение во многих странах мира — в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Монголии и др. Основателем буддизма считается Будда (Просветленный). Буддийский пантеон включает множество богов, полубогов и других сверхъестественных существ из мифологии тех народов, которые приняли буддизм. Особое место в нем занимают ритуалы, посвященные событиям из жизни Будды. 
 
К монотеистическим национальным религиям принадлежит иудаизм, провозглашающий веру в единого Бога — Яхве. Эту религию исповедуют евреи, расселенные по всему миру. 
 
К монотеистическим мировым религиям относятся христианство и ислам. Эти религии признают единого Бога и насчитывают в своих рядах верующих различных национальностей из разных стран мира. 
 
Христианство получило название от имени Иисуса Христа, который вместе со своими учениками считается основателем религии. Христианское вероучение основывается на Священном Предании — Священном Писании (Библия, особенно Новый завет). Оно возникло в I в. н.э. в Палестине, входившей в состав Римской империи, как наднациональная «вселенская» религиозная система. Основной идеей христианства является идея греха и спасения человека. 
 
Распад Римской империи в конце IV в. на Западную и Восточную стал причиной постепенного нарастания противоречий между церквями Запада и Востока и раскола в 1054 г. христианской церкви на православную икатолическую. В XVI в. в период Реформации от католицизма отделился протестантизм. 
 
Православие в большей мере сохранило традиции раннего христианства, поэтому за ним закрепилось название «ортодоксальной церкви» (от греч. правильное учение). Православие в настоящее время представлено рядом поместных церквей: Русской, Грузинской, Константинопольской, Иерусалимской, Болгарской и др. 
 
Русская Православная церковь является самой крупной по численности из всех православных церквей. Официально православие стало религией Древнерусского государства в 988 г. В настоящее время роль Русской Православной церкви в обществе постоянно возрастает. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви были приняты два важных документа — Устав Русской Православной церкви и «Основы социальной концепции Русской Православной церкви», в которых сформулированы принципы деятельности Церкви в различных областях общественной жизни. 
 
Ислам (араб, предание себя Богу, покорность) — самая молодая мировая монотеистическая религия, возникшая в Аравии в VII в. Основу вероучения ислама составляют Коран и Сунна. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом. Сунна содержит рассказы о жизненном пути Мухаммеда. К числу догматов ислама относятся единобожие, идея предопределения, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него. 
 
Ислам исповедует более одного миллиарда человек в более чем 120 странах. В настоящее время возрастает роль ислама во внутренней и внешней политике мусульманских стран, в международных отношениях, в мировой экономике и социальном развитии. В России ислам по числу последователей занимает второе место после православия. 
 
Атеизм и свобода вероисповедания составляют свободу совести, то есть право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, не исповедовать никакой. Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Свобода вероисповедания — это возможность верить в существование божественного существа, помогающего человеку выбрать истинный путь. Сущность свободного вероисповедания заключается в том, что человек имеет право сделать выбор — отдать предпочтение какой-то религии, исповедовать ее и отправлять религиозные культы (церемонии), менять религиозные взгляды, либо вообще не исповедовать никакой религии, то есть быть атеистом. 
 
В соответствии с действующим в России законодательством никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и никого нельзя заставить отказаться от исповедания какой-либо религии, от участия в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. 
 
Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Они не участвуют в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Но принцип светскости государства нельзя понимать как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает прежде всего разделение сфер компетенции государственной власти и религиозных объединений, невмешательство их во внутренние дела друг друга.

Информация о работе Место религии в сознании современного российского общества