Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:13, доклад
современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения.
Как видно на 
рис. 6.6.7, количество призывов выполнять 
гражданский долг со стороны централизованных 
религиозных организаций было невысоким. 
 
 
Наибольшая активность была проявлена 
ими в период парламентских выборов 2007 
г. и после объявления Путиным своим «преемником» 
Медведева, из чего можно сделать вывод 
о том, что политические взгляды этих организаций 
не самостоятельны, а основная их цель 
– наладить отношения с действующей властью. 
Более жесткая позиция отмечается у протестантов. 
Российский объединенный союз христиан 
веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) 
декларирует свою полную лояльность власти 
и борется с той частью своей паствы, которая 
призывает к кардинальным переменам в 
политической системе. Резко была осуждена 
«оранжевая революция» на Украине в 2004 
г. Заявления пастора церкви «Торжествующий 
Сион» А. Дзюбы о том, что в России желательна 
«оранжевая» революция, а в качестве лидера 
он видит лидера РОСХВЕ С. Ряховского, 
были резко пресечены данным союзом, и 
все церкви «Посольства Божьего» были 
из него исключены.
Итак, политическая активность религиозным организациям в России в целом не свойственна. Однако это отнюдь не исключает их активности в других сферах общественной жизни. Для этой цели религиозные организации участвуют в создании формально светских общественных организаций, и здесь лидируют православные и протестанты.
Чем же занимаются 
религиозные организации в 
 
С середины 2000-х гг. верующие выступают 
более консолидированно: были совместные 
протесты против гей-парада в Москве, 
а также против шоу «Дом–2» 
и телеканала «2×2». Отметим, что экспертное 
сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, 
хотя и считает, что подобные выступления 
верующих – это прежде всего стимул для 
общественной дискуссии о нравственности, 
чем непреложная истина, все же в целом 
положительно относится к подобной деятельности.
Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
 
Роль и статус РПЦ.
Как уже было отмечено, православная самоидентификация россиян вовсе не говорит о высокой степени их воцерковленности. Объяснить основные церковные догматы могут только 8% опрошенных (рис. 6.6.10).
 
 
 
С одной стороны, результаты опроса 
позволяют сделать вывод о 
том, что в российском обществе, отказавшемся 
от вульгарного атеизма (хотя трудно 
сказать, в какой степени это 
произошло сознательно, а в какой 
– ситуативно, благодаря политическим 
обстоятельствам, приведшим к падению 
советской идеологической машины и сделавшим 
религиозное мышление своеобразной социальной 
«модой»), налицо серьезный христианский 
религиозный потенциал.
 
С другой стороны, опрос показывает, что православие превращается в среде существенной части самоопределившихся православных в этнический феномен.
 
Самоопределение в качестве «православных» 
может быть связано не столько 
с религиозно-догматической 
Указанное обстоятельство создает объективные условия для взаимодействия РПЦ с государством в идейно-духовной сфере. Однако представителям государственной власти следует учитывать, что подобное взаимодействие следует строить, максимально уважительно относясь к универсалистским установкам Церкви и ее особой духовной миссии, не связанной с национальными проектами, а также к тому, что у РПЦ есть часть паствы, проживающей за границей, для которой «русская идея» не является определяющей в плане религиозной самоидентификации и которую важно не оттолкнуть ни от Церкви, ни от Российского государства прямолинейными политическими лозунгами.
Для России традиционна 
многоконфессиональность при 
Органы местного 
самоуправления учитывают это обстоятельство: 
в большинстве субъектов РФ они 
поддерживают РПЦ как первую конфессию, 
однако редко соглашаются на исключительно 
«проправославную» политику (рис. 6.6.11). 
 
Там, где мусульман, 
буддистов и язычников 
 
Разные конфессии 
выступают с публичным 
 
 
 
Жалобы православных обычно касаются 
споров о принадлежности памятников архитектуры 
и искусства государству или РПЦ, мусульман- 
запретов богословской литературы и преследований 
согласно законодательству об экстремизме, 
католиков и протестантов – запретов 
на проведение мероприятий, лишения аренды 
и регистрации.
150 представителями 
40 протестантских деноминаций в 
целях совместного отстаивания 
своих интересов перед 
 
Иудаисты в 
РФ по-прежнему ориентированы на сохранение 
замкнутости единственно 
 
В неформальной беседе один из видных 
деятелей казанской еврейской диаспоры 
заявил: «Вначале говорят о Святой 
Руси, а все кончается новым 
Кишиневским погромом».
Для российских последователей учения Будды (бурят, калмыков и тувинцев) прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но исключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал.
Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности – татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. и восприятия себя как части полуторамиллиардного «мусульманского мира». Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний (прежде всего из Саудовской Аравии) стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. – начала ХХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. он писал о необходимости обретения через русское просвещение «знания и света».
В то же время 
Гаспринский был твердым 
Можно констатировать, 
что планы продвижения 
Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Довольно внушительна статистика подобных верований в стране (табл. 6.6.3).
Отметим, что 
данный религиозный потенциал 
Представляется, что в случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема.
В религиозных организациях большая роль отводится воспитанию своих прихожан в духе религиозной морали. Достаточно много представителей светского общества полагают, что нравственный потенциал религии можно использовать и для влияния на секулярных граждан. Как обстоят дела с реализацией воспитательной функции религиозных организаций в современной России?
 
Несмотря на доверие общества к 
Церкви (по данным соцопроса Института 
социологии РАН в 2009 г., ей доверяют 
68% населения), экспертное сообщество, 
опрошенное Центром проблемного анализа, 
в целом критически оценивает реальное 
влияние РПЦ на российское общество. 37% 
полагают, что православная церковь оказывает 
влияние только на своих прихожан, в то 
время как 31% оценивают влияние Церкви 
как незначительное (рис. 6.6.15). Вместе с 
тем, 24% опрошенных считают, что РПЦ оказывает 
большое влияние на россиян. 
 
Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшим нравственным влиянием обладают те религиозные организации, которые занимают независимую позицию по отношению к властям. Таким образом, представляется, что РПЦ, не отказываясь от сотрудничества с государством в социально значимых сферах, умножит свой авторитет, сохраняя независимую позицию по отношению к государству. «Огосударствление» Церкви приведет к снижению уважения и доверия к ней в обществе.
 
Помимо собственно церковного воспитания прихожан, религиозная организация реализует свой воспитательный потенциал в школе, армии и в тюрьмах.
 
Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от 
1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными 
и муниципальными образовательными учреждениями 
религиозным организациям возможности 
обучать детей религии вне рамок образовательных 
программ», обучение религиозными организациями 
детей религии в государственных и муниципальных 
образовательных учреждениях может осуществляться 
только с согласия детей и по просьбе их 
родителей и по согласованию с соответствующим 
органом местного самоуправления (пункт 
2 статьи 1).
Религиозные организации заключили договоры с Министерством образования как на федеральном (РПЦ), так и на региональном уровне (РПЦ – 35 субъектов Федерации), а также с образовательными учреждениями (РПЦ – в 14 субъектах Федерации, Совет муфтиев России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – в одном). В рамках подобных соглашений осуществляется преподавание Основ православной культуры, Основ исламской культуры и т. д.
Информация о работе Место религии в сознании современного российского общества