Контрольная работа по «История религиозных учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Христианство — самая крупная и по численности приверженцев, и по географии религия мира. Более полутора миллиардов человек на земле номинально считают себя христианами. Возникнув на Востоке, получив развитие в Европе, сегодня христианство распространено в странах Африки, Северной и Южной Америки, в Австралии и, хотя и в меньших масштабах, в странах Ближнего и Дальнего Востока. Что же касается европейских стран, то почти везде христианство принято основной религией. Христианство является одной из монотеистических религий, то есть христиане верят в единого Бога, хотя он и существует в трех ипостасях.

Содержание работы

Вопрос 10. Догматическое учение христианской церкви

3
Вопрос 19. Гендерные роли в традиционной и религиозной культуре

13
Список использованной литературы

22

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории религии.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Определяя статус женщины  в Христианстве, апостол Павел  отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное". А посему наставление апостола мужчинам гласит: "жены ваши в церквах до молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит"; "и не муж создан для жены, но жена для мужа". Из таких и подобных воззрений складывается отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: "Кто ты, женщина? И что у меня общего с тобою?" - звучит довольно уничижающе. А вывод напрашивается сам собой - женщине никогда не быть достойной милости Бога. Возможно, именно поэтому и среди ближайших учеников Христа - его 12 апостолов - не оказалось ни одной женщины.

На протяжении двух тысячелетий  отцы святой Церкви всячески кляли  женщину, культивируя в ней чувство  вины за нарушение божеского закона, за совращение человека, созданного по образу и подобию Божию. Выходит, мужчина - человек, а женщина - отступница, не человек и все божественное ей изначально чуждо.

Обращаясь к Домострою, книге, "которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление  всякому христианину - и мужу, и  жене, и детям, и слугам, и служанкам", можно четко представить образ типичной православной женщины, которая, если и не достойна почитания, то, во всяком случае, и не навлекает на себя осуждение. Как гласит Домострой, православных женщин надлежит воспитывать в строгости, дабы сохранить их от "бед телесных". Девственность - важнейшее достояние незамужней девушки, а потому величайший наказ родичу: "если отдашь дочь свою беспорочную, будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься, никогда не сердясь на нее". Следует заметить, что в православной России, также как и во всяком патриархальном обществе, девственность женщины являлась таинственным благом, поскольку олицетворяла собой нетронутую собственность, а женщина в Христианстве трактуется как создание, предназначенное для мужчины, поэтому общество, принимая исключительно мужскую сторону, защищало интересы собственности. По наставлению Домостроя женам надлежит быть добрыми и послушными, трудолюбивыми и молчаливыми. Удел женщины - беспрестанная работа по дому ("и не угаснет светильник ее всю ночь"), тогда как мужу беспокоиться о доме не полагается. В то же время в обязанности мужчин вменяется учить свою жену, "как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделие всякое знать, и слуг учить и самой трудиться". Как видно, в православной традиции мужчина является не только "господином жены своей", но и ее учителем, духовным наставником, своеобразным посредником между Богом и женщиной: "…жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж наказывает, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению…" Победа Бога-отца, о котором повествует Библия, привела к торжеству патриархального образа мыслей.

На первый взгляд несколько  иного отношения удостоилась  женщина в католицизме, где, как  известно, особо чтят Деву Марию - мать Иисуса Христа. Именно в Ватикане были провозглашены отсутствующие в  православии и протестантизме догматы: в 1854 году - о непорочном зачатии Девы Марии, в 1950 году - о ее телесном вознесении после смерти. В марте 1987 года была обнародована шестая по счету энциклика папы Иоанна Павла II "Матерь Искупителя". В ней, как и некогда на полотнах знаменитых живописцев, образ Марии предстает как идеал истинной женственности, наделяясь эпитетами "блаженная", "ласковая" и т.п. Еще в XIII - XIV веках доминиканские монахи особо выделяли такие черты Девы Марии, как покорность и смирение. Не случайно, согласно христианским воззрениям, именно смирение лежит в основании женского идеала, без которого женщина не может обрести смысл своего бытия, сообщаемый ей мужчиной. В свою очередь Иоанн Павел II также подчеркивает послушание и безропотную веру, с которой Мария приняла свое предназначение, отвечая в сцене Благовещения: "Се раба Господня. Да будет мне по слову Твоему".

В вопросе о предоставлении женщинам права быть священнослужителями  позиция католической церкви такова: женщина не может выполнять роль духовного наставника, поскольку ни священное писание, ни теология не дают оснований изменить существующую традицию. Важнейшим аргументом против служит тот факт, что Христос ни одну женщину не включил в число 12 своих ближайших учеников. К тому же, священник, в понимании церкви, выступает как заместитель Христа (а он, как известно, воочеловечился в мужском облике) поэтому женщине выполнять эту роль недопустимо. Основной сферой религиозной деятельности женщин по католическим представлениям выступает семья - "домашняя церковь", а также дело воспитания детей в религиозном духе, тогда как "мирские" общественные занятия женщин объявляются излишними, второстепенными.

Таким образом, Мария  является, прежде всего, воплощением  материнства, терпения и страдания, а культ Девы Марии - символом пассивного христианства, который не ведет к изменению несправедливых социальных отношений, олицетворяя собой образ смирения.

Можно отметить, что проблемы отношения к женщине в обществе и ее реального социального положения, которое теоретики феминизма  расценивают как дискриминационное, берут свое начало в патриархальном религиозном наследии. Именно в религиях заложены основы безраздельного доминирования мужчин в публичной и духовной сферах, а также большинство традиционных предрассудков в восприятии женщин, предполагающих ограничение их активности частной приватной жизнью, приписывая, таким образом мужчинам и женщинам разные права и возможности. (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Образ женщины в религиях мира

Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижегородский филиал). 2002

   

Психологическое здоровье в контексте развития личности; общ. ред. И.А. Фурманов [и др.]. — Брест, 2005.

   

Торгашев Г.А. Основы религиоведения. - СПб.: Питер, 2004

   

Чумаков Т.В. Православие.- СПб.: Питер, 2007

   
 

Интернет источники:

   

http://woman.upelsinka.com/biblio_4.htm

   

http://www.e-college.ru А.И. Николаев, Т.А. Ушакова Религиоведение

   

www.owl.ru/gender/041.htm

   




Информация о работе Контрольная работа по «История религиозных учений»