Контрольная работа по «История религиозных учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Христианство — самая крупная и по численности приверженцев, и по географии религия мира. Более полутора миллиардов человек на земле номинально считают себя христианами. Возникнув на Востоке, получив развитие в Европе, сегодня христианство распространено в странах Африки, Северной и Южной Америки, в Австралии и, хотя и в меньших масштабах, в странах Ближнего и Дальнего Востока. Что же касается европейских стран, то почти везде христианство принято основной религией. Христианство является одной из монотеистических религий, то есть христиане верят в единого Бога, хотя он и существует в трех ипостасях.

Содержание работы

Вопрос 10. Догматическое учение христианской церкви

3
Вопрос 19. Гендерные роли в традиционной и религиозной культуре

13
Список использованной литературы

22

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории религии.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Седьмой, последний из Вселенских Соборов, в работе которого приняли участие 367 епископов, осудил иконоборчество и утвердил православное учение об иконопочитании. Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине, вдове императора Льва Хазара. Начало иконоборчества восходит к правлению императора Льва Исавра, который издал указ, предписывавший уничтожать иконы и все изображения Христа, Богоматери и святых, ссылаясь при этом на ветхозаветную заповедь «Не сотвори себе кумира». Защитники икон указывали на то, что в Новом Завете Бог явился в Лице Иисуса Христа, поэтому Его можно изображать в Его явлении людям. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: «Наконец, на вечные времена утвердить догмат иконопоклонения». Однако гонение на иконы не прекратилось. Лишь спустя четверть века на Поместном Константинопольском Соборе, который собрала в 842 году императрица Феодора, было окончательно установлено иконопочитание и утвержден праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого поста.(4)

Из других поместных соборов  времен христианского единства наибольшее значение имел Карфагенский собор 419 г., так как на нем был окончательно сформирован состав христианской Библии, куда, помимо иудейского «Танаха» (Ветхого Завета), теперь были включены четыре жизнеописание Иисуса Христа (Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), «Деяния апостолов», сохранившиеся послания апостолов Петра, Иакова Иоанна, Иуды и Павла, а также пророческая книга о будущем (втором) пришествии Бога Сына («Откровение (Апокалипсис) Иоанн Богослова»). После Второго Никейского собора Вселенские собор больше не собирались, так как единство христианской церкви был нарушено великим расколом (схизмой). (3)


Христианство пережило несколько внутренних расколов. Первый раскол связан с распадом Римской империи на Восточную и Западную. Это произошло в конце IV в., и с той поры между Восточной и Западной церквями началась многовековая борьба за влияние. Церкви все дальше отходили друг от друга, что привело через семь столетий к их формальному разрыву. Окончательный разрыв был оформлен в 1054 г. Так образовались две мощные христианские церкви: римский католицизм и восточное православие. Сегодня и в системе догматов, и в ритуальной практике эти церкви отличаются весьма сильно.

Второй глобальный раскол христианство пережило в эпоху Реформации, спустя еще более пятисот лет. Этот раскол коснулся, прежде всего, католического  мира, где в результате религиозно-политических междоусобиц сформировалось несколько мощных религиозных движений, принимающих христианство как веру, но игнорирующих какую-либо серьезную роль церкви как социально-политического института. Эти движения, объединенные общим названием «протестантство» находятся в оппозиции и католицизму, и православию. Таким образом, исторически сложились три основные ветви христианства.

В разных христианских конфессиях отношение к Писанию и Преданию заметно различается, что во многом и определяет их несхожесть. В католицизме «руководством к действию» признано Предание, то есть догмат церкви. Сами тексты Библии для рядовых христиан многие годы признавались неактуальными, а в Средние века их даже запрещалось иметь. Не случайно решение Второго Ватиканского Собора 1962 г., дающего право вести службы на родных для прихожан языках и формально «открывающее» мир Библии прихожанам, было воспринято многими лидерами католицизма как измена.

В православии авторитетны  и Писание, и Предание. Они существуют вместе и доступны для прихожан. Библия и Закон Божий представляют собой неразрывное единство.

Протестантизм, напротив, признает приоритет Писания. Важна  сама Библия, а выводы из нее человек  делает сам. Канон Предания минимизирован, а роль Церкви как носителя подлинного знания поставлена под сомнение.

Несмотря на единство веры в Иисуса Христа как спасителя  человечества, католический догмат заметно  отличается от православного и протестантского. Так, уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о филиокве (буквально «и от сына»).

Согласно Никео-Царьградскому (православному) Символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Католический же догмат о филиокве утверждает, что  Святой Дух исходит также и  от Бога-сына. Такая концепция восходит к Августину, и она стала одним из пунктов принципиальных расхождений конфессий. Православные теологи считают, что тем самым нарушается единство и равноправие Троицы, Святой дух оказывается вторичным по отношению к Отцу и Сыну, что изменяет всю систему координат.

Кроме того, православное учение провозглашает, что душа человека в зависимости от земного существования  попадает в рай или ад. В дополнение к этому католическая церковь  сформулировала догмат о чистилище  — промежуточном месте между адом и раем. По католическому вероучению, чистилище — место пребывания душ грешников, не отягощенных смертными грехами. Сама идея чистилища проявилась в западноевропейской религиозной философии очень рано. К VI в. идея чистилища была сформирована, однако в качестве догмата она была принята гораздо позднее, в 1439 г., а окончательно догмат о чистилище был подтвержден в 1568 г. Тридентским собором.

Католицизм предполагает активное участие церкви в решении  тех вопросов, которые в православии  и протестантизме признаются исключительной прерогативой Бога. В частности, церковь имеет право отпускать грехи и очищать душу человека. Это стало основой для скандально знаменитой практики продажи индульгенций — грамот, подтверждающих освобождение от грехов. Эта практика существовала несколько столетий, и она стала одной из причин религиозного раскола эпохи Реформации. Сегодня эта практика осуждена и запрещена.

В католицизме, начиная  с XI в., действует целибат — обязательное безбрачие духовенства. Иными словами, все священники принадлежат одному из монашеских орденов (капуцинов, францисканцев, доминиканцев, иезуитов, бенедиктинцев). В православии и протестантизме обет безбрачия принимается только монахами и монахинями.

Для католицизма характерна опора на Предание в большей степени, чем на Писание. Формально они признаны равнозначимыми, однако религиозная практика ориентирована в основном на канонизированные решения и утвержденные догматы. В этом радикальное отличие, прежде всего, от протестантизма.

С течением веков накопились и некоторые разночтения по каноническим текстам Библии и по признанию их богодуховенности (то есть по поводу того, идет ли этот текст прямо от Бога). Еще больше разночтений в части догматов Предания. В частности, существуют догматы о непогрешимости Папы Римского и о его верховенстве над всеми христианами. Догматы эти, естественно, не принимаются ни протестантами, ни православными.

Исторически разделение христианской церкви на православие и католицизм объясняется, прежде всего, распадом Римской империи и последующей борьбой за сферы влияния. Однако с течением времени восточная ветвь христианства все более обосабливалась, учитывала национальную и культурную специфику той или иной страны и все дальше отходила от канонов западного католицизма.

Основу православного вероучения составляет «Символ веры», принятый на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах. Перечисление двенадцати параграфов «Символа веры» является основной молитвой в православии.

Основы Символа веры, упомянутые в ней. Православные христиане веруют в Бога как творца мира (первая ипостась Святой Троицы), в Сына Божия — Иисуса Христа (вторая ипостась Святой Троицы), который боговоплощен, т.е., оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от Девы Марии. Христиане веруют, что своими страданиями, смертью Иисус Христос искупил грехи человеческие (прежде всего Первородный грех) и воскрес. После воскресения Христос вознесся на небо в единстве тела и духа, а в грядущем христиане ждут Его второго пришествия, при котором Он будет судить живых и мертвых и установится Его Царство. Так же христиане веруют в Духа Святого (третью ипостась Божественной Троицы), который происходит от Бога-Отца. Церковь же в православии считается посредником между Богом и человеком, а потому имеет спасительную силу. В конце времен, после второго пришествия Христа, верующие ждут воскресения всех мертвых для жизни вечной.

В отличие от католицизма, самостоятельное чтение Библии в  православии не только не запрещается, а даже поощряется. Православие имеет  строгую систему обрядов (таинств), приобщающих человека к сакральному миру. Основными считаются семь таинств.

- Крещение — таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына, и Святого Духа обретает духовное рождение.

- Миропомазание — верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

- Покаяние (исповедь) — это признание грехов своих перед священником — представителем Божьим.

- Причащение — верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

- Священство совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

- Венчание — в этом таинстве перед лицом Бога благословляется супружеский союз жениха и невесты.

- Елеосвящение (соборование) — через помазание тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи.

Протестантизм — общее  название целого ряда христианских течений, объединенных прежде всего доверием к Библии и недоверием к сложившимся к XVI в. церковным традициям и порядкам. Протестантизм возник в Европе в XVI в. и утверждал себя в ожесточенных, а порой и кровавых столкновениях с католицизмом. Основой протестантизма является концепция Мартина Лютера об «Оправдании одной только верою». Это значит, что связь каждого христианина с Богом может быть достигнута только личной верой в Иисуса Христа. Таким образом, протестантское вероучение устанавливает, что посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Отсюда отсутствие в протестантизме деления на священников и мирян. Единственным источником вероучения, священной книгой у протестантов является Библия, а потому постановления церковных соборов, творения Отцов церкви и т.п. не имеют статуса священных. Впрочем, протестанты не только не запрещают эту литературу, но и рекомендуют, однако именно в качестве обогащения христианских знаний, а не как догму. Из положения об «Оправдании одной только верой» следует отношение к таинствам. В протестантизме признаются два таинства: крещение и причащение. Но крещение производится после осознанного принятия веры, после достижения совершеннолетия. Выбор веры — выбор личности. В тех течениях, где допускается традиция младенческого крещения (например, в англиканской церкви), требуется обязательное подтверждение обряда в зрелом возрасте.

- Лютеранская (Евангелическая) церковь образовалась под влиянием идей Мартина Лютера. Лютеранство признает Никео-Царьградский Символ веры, имеет свои вероучительные книги — «Аугсбургское вероисповедание», катехизисы Лютера, «Книгу согласия». В то же время Священной книгой почитается исключительно Библия. Основной принцип лютеранства — «оправдание верой» в искупительную жертву Иисуса Христа. Культ Божьей Матери отсутствует. Из таинств лютеранство признает только крещение и причащение.

- Кальвинизм. Кальвинизм является одним из самых ранних направлений протестантизма. Решающую роль в его формировании сыграла религиозная концепция Жана Кальвина. Кальвинизм отрицает общеобязательный Символ веры. Единственной священной книгой считается Библия, но пользуются особой популярностью «Наставления в христианской вере» (1536—1559 гг.), «Церковные установления», «Женевский катехизис» (1545 г.) и другие произведения Кальвина. В кальвинизме не признаются такие предметы культа, как иконы, свечи, крест. Крещение и причащение для кальвинистов — не более чем символические обряды. Большое значение играет в кальвинизме концепция предопределения, то есть вера в то, что судьба человека предопределена Богом, и он может лишь принять ее. Фатализм вообще характерен для протестантов, но в кальвинизме он проявлен с особой силой.

- Англиканская церковь. Официально признанное протестантское движение в английском королевстве. Символом веры англиканства является документ под названием «39 статей». Как и в других направлениях протестантизма, отвергается Священное Предание, а Священное Писание почитается как первоисточник вероучения. Главой англиканской церкви считается король или королева. В отличие от лютеранства и кальвинизма в англиканстве сочетаются положения о спасении личной верой с положением о важной роли церкви, сохранен институт священнослужителей, которые рассматриваются как посредники между человеком и Богом. (6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 19. Гендерные  роли в традиционной и религиозной  культуре

 

Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

В настоящее время  не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей.

Многообразие гендерных  ролей в различных культурах  и в разные эпохи свидетельствует  в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда, различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

Информация о работе Контрольная работа по «История религиозных учений»