Контрольная работа по «История религиозных учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Христианство — самая крупная и по численности приверженцев, и по географии религия мира. Более полутора миллиардов человек на земле номинально считают себя христианами. Возникнув на Востоке, получив развитие в Европе, сегодня христианство распространено в странах Африки, Северной и Южной Америки, в Австралии и, хотя и в меньших масштабах, в странах Ближнего и Дальнего Востока. Что же касается европейских стран, то почти везде христианство принято основной религией. Христианство является одной из монотеистических религий, то есть христиане верят в единого Бога, хотя он и существует в трех ипостасях.

Содержание работы

Вопрос 10. Догматическое учение христианской церкви

3
Вопрос 19. Гендерные роли в традиционной и религиозной культуре

13
Список использованной литературы

22

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории религии.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Гендерные роли зависят  не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве. (7)

Феминная гендерная  роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к  интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует активности, агрессивности, доминирования, амбициозности. Таким образом, женщина должна реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макросреде (работа, политика, наука).

Эти различия традиционно  считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность /феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования четко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик. В большинстве обществ мужские и женские роли разведены по признаку пола, во всех обществах мужские роли ценятся выше, чем женские. Гендерные роли в значительной степени детерминируются разделением труда на мужской и женский. Черты, которые предписываются каждой гендерной роли, в целом проистекают из традиционного разделения труда. Гендерные роли социально сконструированы, а не биологически предопределены. С того момента, когда определен пол новорожденного или новорожденной, девочек и мальчиков начинают воспитывать по-разному. Родители, родственники, воспитатели, учителя, сверстники начинают прививать "соответствующие полу" гендерные нормы и следить за исполнением гендерной роли, по-разному одевая девочек и мальчиков, предлагая им разные игры и виды активности (в том числе домашней работы) и наказывая детей (особенно мальчиков) за то, что они делают что-то несоответствующее их полу (например, отращивают длинные волосы или используют косметику). Многие исследователи считают, что мужская гендерная роль более жестко и узко определена.

Слишком жесткий конформизм в принятии традиционных гендерных  ролей влияет на личностном, межличностном  и социетальном уровнях. На уровне личности жесткие рамки традиционной роли могут влиять на здоровье – например, мужчины живут в среднем меньше, больше подвержены самоубийствам, убийствам, несчастным случаям, серьезным болезням, чем женщины. Многие из этих явлений могут быть объяснены такими предписанными мужской роли формами поведения, как склонность к риску, агрессивность, стремление к доминированию, направленность на достижение цели, невозможность проявления эмоций (т.е. невозможность дать себе эмоциональную разрядку), курение, злоупотребление алкоголем. Женщины, наоборот, чаще подвержены психологическим проблемам: депрессиям, страхам, различным расстройствам, связанным с неспособностью контролировать свой аппетит (диеты, болезненное голодание, т.н. анорексия; или булемия – обжорство), а также связанным с излишними переживаниями из-за несоотвтетствия "канонам" красоты. На уровне межличностных отношений мужская гендерная роль часто делает их неподготовленными к открытым проявлениям эмоций, что может сделать их отношения с родными и близкими (даже со своими детьми) более сухими. В женщинах излишний конформизм в отношении предписанной гендерная роли часто воспитывает в них нерешительность, робость, низкую самооценку, что вредит профессиональным успехам. Традиционные гендерные роли готовят людей к жизни в том мире, который больше не существует: мужчины уже давно не являются единственными кормильцами семей, а женщины вследствие произошедших в обществе и семье изменений уже не посвящают всю свою жизнь семье и материнству. И это наиболее важный вывод, который проявляется на социетальном уровне. (2)

Социальные психологи считают, что существует две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его. Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди  и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение, интернализация. Третьим типом является –  идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер находится под  постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого. Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка. Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинами заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то это будет интересовать ее гораздо  больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает  о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

В ходе исторического  развития общества содержание гендерных  ролей подвергается изменениям. Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместными обучением и работой изменяют и нормативные представления о мужских и женских гендерных ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше «естественными», различия. В настоящее время женщина видится более маскулинной (набор качеств, таких как: умение переносить невзгоды, стойкость, деловитость и т.д.). Вместе с тем, женщины хотят видеть мужчин более эрудированными и нежными, чем те сами себя. Эти необратимые и в целом прогрессивные социальные сдвиги вызывают перемены в гендерных стереотипах. Происходит ломка традиционной системы гендерных ролей и соответствующих ей культурных стереотипов. Так, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Часто женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но и на мужчину следование традиционным гендерным ролям также оказывает негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.(5)

Одна из идей, декларируемых  женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные  роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для  концепции Сандры Бем, в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, Плек в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту.

Вплоть до 70-х годов  проявление маскулинных черт у женщин и фемининных черт у мужчин были для психологов источником беспокойства. А среди людей, далёких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас. И именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от полоролевых стандартов влечёт за собой психологическую рассогласованность. Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, то есть интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жёсткого диктата половых ролей.

Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у неё были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг. Карл Юнг видел в идее единства двух противоположностей – мужского и женского – образ архетипический. Как отмечает К.Мартин, раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребёнка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола. Сейчас в представлениях о мужественности выделяют традиционную модель и эгалитарную. Содержание первой модели подразумевает черты характера связанные с активной деятельностью: энергичность, деловитость, властность, уверенность, настойчивость в достижении цели, стремление к соперничеству, смелость, ловкость, сила воли, сдержанность, рациональное мышление. Вторая модель мужественности предъявляет высокие требования к личному развитию мужчин, к их нравственной воспитанности, культуре чувств, коммуникативным умениям и навыкам. (7)

Исследования показали, что андрогинные индивиды проявляют  большую гибкость в своем поведении, в меньшей степени ограничены гендерно-ролевыми предписаниями, обладают более высокой самооценкой. Также они принимают более эффективные решения в групповых ситуациях, демонстрируют более высокий уровень социальной компетентности и мотивации к достижениям, чем люди, отличающиеся гендерно-стереотипным поведением либо характеризующиеся низкой степенью выраженности как мужских, так и женских качеств. Исследования также свидетельствуют о том, что маскулинные и андрогинные индивиды обоего пола более независимы и менее склонны менять свое мнение под влиянием других, чем индивиды, прочно идентифицирующие себя с женской ролью. Анрогинность, так и высокий уровень маскулинности обеспечивают более высокую адаптивность для лиц обоего пола в любом возрасте. В то же время для фемининных и андрогинных индивидов обоего пола значительно более характерны проявления заботы, чем для лиц, строго следующих маскулинным ролям.

Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых  традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и  которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

На протяжении тысячелетий  религия играла существенную роль в  мировом общественном развитии. Значительное влияние мировых и национальных религий на воспроизводство духовной сферы человечества сохраняется и сегодня. Религия выступает одной из культурных практик, которая трансформирует биологический пол, в культурные конструкты «мужественности» и «женственности».

Большинство религий  мира являются патриархальными. В иудейской, христианской и исламской традициях гендерные стереотипы, как правило, включают представление о превосходстве мужчин. Так, олицетворением Бога в них является мужчина, по отношению к которому используются обращения "Отец", "Он" или "Царь". Библейский образ Евы, как созданной из ребра Адама, является ярким воплощением гендерного представления, согласно которому женщине принадлежит второстепенная роль по отношению к мужчине. Христианский Новый Завет в целом явился продолжением традиции мужского господства. В нем большее внимание уделяется характеристике Иисуса как сына Бога-мужчины, нежели как сына Марии, матери-девы.(5)

Миф о грехопадении, созданный  христианской традицией и являющийся частью нашего непосредственного культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом, будучи изгнано из Эдема. В этой библейской драме Ева представляется более активной, жаждущей знания стороной. Адам же, напротив, скорее пассивное и наивное существо. В Талмуде говорится: "Вначале змей хотел обратиться к мужчине, но потом подумал: "С Адамом говорить бесполезно, он просто глиняная колода, лучше я заговорю с женщиной, она податливей, любопытней и все хочет знать…" Согласно патриархальной доктрине о природе и происхождении женщины, исключительно ей приписываются все опасности и все зло, которое патриархат связывает с сексуальностью. Таким образом, женщина стала "носящее проклятье", причиной всех человеческих страданий и потому "надо всеми женщинами тяготит проклятье Евы". Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизнь человека. И если после творения женщины Адам радостно восклицает: "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей", то после грехопадения в ответ на вопрошание Бога, не ел ли он плодов с дерева, первый мужчина лукаво отвечает: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плодов от дерева, и я ел", малодушно сваливая всю вину за происшедшее на Бога и на женщину. В мире падшем, противоестественном (естественным для человека был мир до грехопадения) брак есть некий прообраз и предвосхищение нормальных, естественных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В новом типе отношений женщина занимает положение подчиненное.

Информация о работе Контрольная работа по «История религиозных учений»