Князь Владимир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:39, доклад

Описание работы

После победы над ятвягами старейшины из дружины Владимира потребовали человеческой жертвы, что было принято у варягов. Жребий пал на сына одного христианина-варяга, которого звали Иоанн, а отца его – Феодор. Отец отказался выдать сына и прославлял единого, истинного Бога, называя языческих богов кусками дерева. За это отец и сын были убиты толпой язычников. Но князь Владимир запомнил этот случай и, после принятия христианства, воздвиг на месте их убиения соборную "Десятинную церковь". Память этих первых христианских мучеников на Руси празднуется 12 июля (по ст. ст.).

Файлы: 1 файл

князь Владимир .docx

— 141.26 Кб (Скачать файл)

 

После гибели кн. Святослава шестнадцатилетний Ярополк (которого опекали воеводы Свенельд и Блуд, вероятно - варяги) в 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его "за море" (в теперешнюю Швецию), вероятно, - к родственникам Святослава. Они оставались там три года. Потом Владимир возвратился в Новгород с нанятыми варягами и прогнал оттуда ставленников Ярополка.

 

Назревала война с Киевом, и Добрыня, руководствуясь планом посадить в Киеве кн. Владимира, искал союза и дружбы с кн. Рогвольдом, варягом, сидевшим в Полоцке на Двине. Туда он отправил послов просить дочь Рогвольда, Рогнеду, в жены Владимиру. Для предстоящего столкновения с Киевом, чтобы избежать опасности с фланга, дружба с Полоцком была необходима. В то же время и, вероятно, по тем же мотивам, Ярополк тоже попросил руки Рогнеды (Ярополку исполнилось тогда 19 лет, а Владимиру - 15).

 

Вскоре послы из Полоцка вернулись и принесли Добрыне и Владимиру гордый и оскорбительный ответ Рогнеды. Она сказала, что хочет быть женой Ярополка и "не хочу разути рабынича" (слова взяты из летописи). По обычаю того времени, после венчального обряда - "вожения" - жене полагалось разуть своего мужа. Слово "рабынич" - оскорбление, т.к. мать Владимира была славянкой и "невоженной" женой кн. Святослава.

 

Такой ответ Рогвольда и Рогнеды показал Добрыне, что в предстоящем конфликте с Киевом Рогвольд находится на стороне Ярополка. Добрыня принял мгновенное решение. Он неожиданно и молниеносно нападает на Полоцк, берет его и разоряет и, по его повелению, в присутствии связанного Рогвольда, Рогнеда становится женой Владимира. Не теряя времени, Добрыня с Владимиром, с новгородской дружиной и наемными варягами идут на Киев и на Ярополка. Ярополк запирается в городке Родня, на речке Рси, притоке Днепра. После почти двухлетней осады, Ярополк и его советники принимают условия сдачи, продиктованные Владимиром и Добрыней: голод заставил их сделать это. Сразу после сдачи Родни, Ярополк погибает при загадочных обстоятельствах, якобы убитый двумя варягами, бывшими в засаде. Владимир становится ЕДИНОВЛАСТНЫМ князем на Руси и скоро назначает Добрыню посадником в Новгород.

 

В первые годы своего единоличного правления кн. Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорей покровительствовал и на удивление христиан даже воздвигал новых истуканов. Для молодого князя, только что закончившего двухлетнюю войну со старшим братом, так поступать было естественно. Если он и склонялся к христианству, то все же ему предстояло прежде освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами между Киевом и Новгородом. Новгородская дружина и варяги были язычниками. Владимиру предстояло собрать вокруг себя доверенных лиц и помощников в государственных делах, на которых можно было бы опереться при проведении в жизнь каких-либо реформ. В вопросах религии существовала, вероятно, каста почитаемых жрецов, языческие традиции, обряды поклонения идолам и упрямые последователи старой религии. Мог ли новый, молодой и пришедший силой из Новгорода князь сразу переделать все?! Тем более, что носителям власти полагалось определенное поведение, включая многоженство, и на них все с любопытством смотрели.

 

История говорит, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел 6 "воженных" жен. Но поддался ли он искушению богатством, неограниченными возможностями и беспредельной властью? Нет, все это не пленяло его. Первые годы его правления проходили в походах: поход на ляхов и победа под Перемышлем; поход на вятичей и присоединение земель вокруг Оки; поход на ятвягов и присоединение земель по Неману. Висела над князем и оборона от печенегов, сидевших в южных степях. Шла торговля с севером и югом по речной системе "из варяг в греки."

 

Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого кн. Владимира. Победы окрыляют народ и создают ореол славы вокруг вождя.

 

Выбор веры и крещение кн. Владимира

Оживленная торговля привлекала "гостей" из Царьграда, с которыми порой велись религиозные беседы, заставлявшие князя глубже задуматься над духовными вопросами. Из последующих событий надо полагать, что кн. Владимир размышлял о вере, о сути и разнице религиозных учений своего времени, о коренном вопросе: какой Бог истинный и какая вера правильная.

По всей вероятности он склонялся к ответам, которые дает христианство. Вокруг жили соседи, поклонявшиеся Единому Богу. Помимо греков-христиан за морем, рядом на Волге, жили хазары - иудейского вероисповедания; другие соседи - болгары на Волге - мусульмане, поклоняющиеся Аллаху. На западе - тоже христиане, но несколько иные, ориентирующиеся на Рим и служащие в церквах на латинском языке. У кого же правда? Трудно решить, но решить надо!

 

Постараемся перенестись в те далекие годы и представить себе те религиозные вопросы, которые могли волновать кн. Владимира, те разговоры, которые велись с друзьями, старшими дружинниками, влиятельными киевлянами и другими сотрудниками молодого, энергичного, одаренного недюжинными способностями князя.

 

Хазары - мощное царство с иудейской религией. Иудейство насыщено древними традициями. Вся жизнь там, общественная и семейная, регулируется писанными правилами и протекает по разработанным до мелочей ритуалам. Там человек скован порядком, утвержденным веками. Человеку указано, что разрешено есть и пить, когда следует работать, а когда нельзя, на ком разрешается жениться, с кем дружить, а с кем нет. Исполняя свои ритуалы, они считают себя праведниками и заявляют, что они избранный народ! А кем же будем мы, славяне, если примем иудейство? Какое право имеют они, будучи мстительными, считать себя избранным народом?

 

У мусульман - вера в единого Бога и его пророка, Магомета. Они говорят, что каждому человеку при рождении предопределена судьба. Значит, делай что хочешь, даже грабь и убивай, - все равно попадешь в рай, если тебе так на роду написано. А если будешь убивать "неверных," то обязательно попадешь в рай. Месть у них одобряется и вошла в традицию. Если мы, славяне, примем их веру, то сколько вражды и убийств начнется между отдельными людьми и племенами! Месть же, которую и некоторые из наших допускают, надо искоренить, вырвать из народной веры (уже при Ярославе Мудром, сыне Владимира Святого, в "Русской Правде," кровавая месть была заменена денежным штрафом). Далее, у мусульман весь день расписан по строгим правилам: тогда-то полагается молиться, тогда-то мыться, то-то есть, и, главное, - вина не пить. Можно ли эти чуждые обычаи прививать нашему народу?

Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей, как Своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать, заботиться, а не мстить! Это - понятно славянам. Бог требует любить не только ближних, но и врагов! Не всем славянам это сейчас понятно, но со временем поймут, что только так можно жить в мире друг с другом и со всеми!

Христианский Бог дал заповеди Своим детям - людям. Исполняя заповеди, человек становится праведным, имея надежду попасть в рай. В христианстве важно исполнение заповедей, а не обычаев и ритуалов! Значит человек своим стремлением к добру может стать угодным Богу! Человек сам хозяин своей судьбы, а не рок. Вот как возвысил Бог человека, призывая его стать Своим сыном, а не рабом мертвых правил! В христианстве нет никаких предопределений - человек сам себе хозяин. Как это величественно и справедливо!

Заповеди христианские не трудные и очень понятные: люби отца своего и мать; это и у славян всегда было, это они легко примут. Не кради, не убивай, не присваивай чужого, - это все тоже очень правильно и понятно! Если исполняешь ты заповеди Божии, получишь награду. Если же лукавишь, ответ придется дать, от которого не увильнешь и не откупишься обрядами. Твои судьи - совесть и Бог, Который все видит и знает! От суда своей совести не уйдешь! Перед Богом можно каяться и просить прощения! Далее, христианство учит человека сдерживать свои плохие наклонности, отказываться от того, что хочется, во имя заботы о других и о семье. Такие люди, воспитанные христианской верой, умеющие властвовать над своими желаниями и страстями, с закаленным характером, с твердой волей, нужны нашей державе. Им можно доверять!

Отказаться от многоженства во имя сплоченной семьи? Я сам это сделаю, чтобы показать пример другим. Без крепкой семьи не может быть крепкого государства. Семья - это основная ячейка в государстве. Работать над собой, развивать свои дарования, "свои таланты," как говорит главная христианская книга Евангелие. Как это правильно и нужно каждому человеку! У нас много одаренных людей! Они должны учиться, трудиться, совершенствоваться...

Христос проповедует скромность и отрицает гордость. Требует заботы о бедных. Я сам это буду делать. Буду заботиться о несчастных, правильно судить и не гордиться тем, что я князь. Это, как говорит христианство, Бог даровал мне заботиться и печься о нашей державе!

Те, западные христиане из Рима, требуют почитания и абсолютного подчинения всем распоряжениям их Римского епископа. Это странно и, конечно, не взято из Евангелия. А латинский язык, кто у нас поймет его - разве у нас своего языка нет? Принять от них веру - значит стать послушными рабами римских владык! Нет, это не для нас!

Решение принять православную, греческую веру, по всей вероятности, Владимир принял года за 3 или 4 до 988 года. Историки предполагают, что на быстроту этого решения кн. Владимира могла повлиять и попытка человеческого жертвоприношения, когда толпа убила двух христиан, жителей Киева, варягов, отца и сына Феодора и Иоанна. Проповедь отца толпе о христианстве в защиту сына и жестокость толпы могли повлиять на князя.

Во всяком случае, решение Владимира принять православную веру было обдуманное, трезвое, с анализом других доминирующих тогда религий, с полным пониманием, что христианство является единственной полноценной и справедливой религией, отвечающей глубоким запросам славянской души. В этом решении, в этом логичном и практическом анализе преимуществ христианства и выявилась первая заслуга кн. Владимира.

Но принятие новой веры было таким важным событием, что Владимир не хотел его проводить в жизнь одним своим распоряжением. Для успеха дела необходимо было, чтобы его ближайшие помощники, да и весь народ убедились, какая вера лучше. С этой целью Владимир решил отправить послов в разные страны: и к хазарам, и к болгарам на Волге, и в Рим, и в Византию. Пусть посмотрят на месте, как там молятся и как каждая религия влияет на жизнь народа. Пусть и наши люди знают, где какая вера и какой Бог правильнее наших идолов. Надо и сюда, в Киев, пригласить посланцев, которые нам расскажут о своей вере. Пусть наши люди послушают и поймут, что это не мимолетная воля князя, а плод его глубоких и долгих дум, совещаний князя с дружинниками и многими знатными и достойными людьми... Так кн. Владимир и сделал! Дальнейшие события показали, что отправка послов в разные страны для сравнения вер и приглашение посланцев в Киев было правильным решением Владимира, и в них заключается его вторая заслуга.

 

Веры рассмотрены, выбор сделан: примем христианство от греков, из Царьграда! Но действовать надо осторожно, чтобы греки не стали злоупотреблять своим преимуществом над нами. Как же поступить?... Если я женюсь на сестре царей Константина и Василия, тогда (как вы, мои други, говорите) я стану равным обоим Цареградским царям, породнюсь с ними, стану их братом! Кроме того, в Римской империи правит сейчас их другая сестра - Феофано. Ее муж, Отон Второй, умер, а она правит за малолетнего их сына, императора Отона Третьего. Значит я породнюсь со всеми тремя царями и возведу Русскую Землю на высоту Царства! Тогда и с нами придется им считаться!... Надо добиваться руки царевны Анны! И кн. Владимир добился! В этом его третья заслуга.

 

Не какие-то далекие племена славян, жившие по лесам, были крещены греками, а великая держава, со столицей в Киеве, с ее правителем князем Владимиром, добровольно перешла в христианство и стала, в известной мере, союзницей Византии, а кн. Владимир стал братом трех императоров.

Здесь надо упомянуть, что за год до Крещения Руси, в Византии, в Малой Азии, вспыхнуло восстание Фоки Варды. По просьбе Царей кн. Владимир отправил из Киева на помощь грекам шеститысячный отряд варягов. Этим он помог Царям и легко освободился от ненужных теперь Киеву наемников.

 

Кн. Владимиру не легко было добиться женитьбы на царевне Анне. Императоры не хотели выдавать сестру за киевского князя. Пришлось князю пойти походом на Корсунь, осадить и взять эту крепость. После этого опять начались переговоры, но теперь уже кн. Владимир требовал прибытия царевны Анны в Корсунь. Он обещал, что крестится, женится на Анне и только после этого отдаст Корсунь грекам. Цари согласились. Так и произошло. Князь Владимир крестился, и дружина также крестилась с ним в Корсуне. Некоторые историки упоминают, что кн. Владимир в Корсуне заболел глазной болезнью и начал слепнуть, но после крещения чудесно выздоровел. Это чудо окончательно убедило князя в том, что его делу крещения себя и киевлян благоволит Господь, Который подобным чудом призвал ап. Павла для проповеди язычникам.

При крещении кн. Владимир был наречен Василием, а его двоюродный брат, сын Добрыни - Константином, по именам греческих Царей. После этого Владимир женился на царевне Анне и увез ее в Киев. Задуманный план был исполнен. Теперь можно было приступить к самому важному - Крещению Руси! В это время кн. Владимиру было 25 лет. Успехи молодого князя были изумительны!

 

Крещение Руси

Уже на пути из Корсуни в Киев, кн. Владимир показал, как христианство влияет на людей и смягчает характер человека. Отказавшись от многоженства, он отправил дружинников-вестников к каждой своей "воженой" жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену. Поэтому он всем им дает свободу и позволяет, если они захотят, выйти замуж за любого дружинника.

 

Это была гуманность неслыханная для тех времен! В те времена обыкновенно ненужных жен убивали, а позже заточали в монастыри. Его милостивое отношение к женам, конечно, стало сразу же известно в народе. Интересна и другая историческая подробность. Старшая его жена Рогнеда вторично послала ему "гордый" ответ, но теперь смягченный кротостью и смирением. Она велела передать князю, что его милости не приемлет, ни за какого дружинника замуж не выйдет, но и мстить ему не будет, т.к. сама она уже христианка и поэтому уйдет в монастырь! Так она и сделала! И мать старших сыновей кн. Владимира: Изяслава, Ярослава, Мстислава и дочери Предславы - постриглась в монастырь, приняв имя Анастасии. Надо здесь обратить внимание на то, что уже тогда, при самом Крещении Руси, существовал под Киевом женский монастырь.

Эти два примера (кн. Владимир дал свободу женам, а не умертвил их; и Рогнеда, несмотря на незабываемую обиду, не мстила, а кротко пошла в монастырь) показывают, как коренным образом христианство меняет человека и его характер, мысли и желания, и как заставляет его сдерживаться и не поддаваться искушениям.

Информация о работе Князь Владимир