Роль святого князь Владимира в процессе принятия Русью христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Содержание работы

Введение........................................................................................3
1. Рождение Киевской Руси...........................................................4
2. Выбор религии, наиболее подходящей для Руси....................6
3. Крещение Руси.........................................................................10
4. Последствия принятия христианства на Руси.......................13
Заключение..................................................................................19
Список использованной литературы.........................................21

Файлы: 1 файл

++НУЖДИН+.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

КАФЕДРА ТЕОЛОГИИ

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

 «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ»

на тему:

«Роль святого князь Владимира в процессе принятия Русью христианства»

 

 

 

 

Выполнил:

                                               студент 2 курса

Проверила:

 

 

 

 

 

                                            САМАРА 2013Г.

 

 

 

 

 

План

 

Введение........................................................................................3

1. Рождение Киевской Руси...........................................................4

2. Выбор религии, наиболее  подходящей для Руси....................6

3. Крещение Руси.........................................................................10

4. Последствия принятия  христианства на Руси.......................13

Заключение..................................................................................19

Список использованной литературы.........................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.

        Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси. 

       Целью написания данного реферата мною решались следующие задачи:

1) дать краткую характеристику  предпосылок принятия христианства  на Руси; 2) раскрыть причины, повлиявшие  на выбор религии; 3) рассмотреть  процесс крещения Руси; 4) дать  краткий анализ влияния принятия  Русью Христианства на историческую  судьбу России.

        То, что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Однако подлинное ее значение гораздо глубже, чем просто религиозная реформа. Изучение данного вопроса актуально в связи с тем, что принятие Русью Христианства повлияло на историческую судьбу России. Анализ значения данного события для России поможет осмыслить особенности ее исторического развития.

3

1. Рождение Киевской  Руси 

 

        В течение VI-VIII веков сложились основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседской общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины. На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. По имени столицы – Киева – ученые стали впоследствии называть его «Киевская Русь».

        Объединение восточнославянских племен в государство было вызвано внутренними потребностями. Однако осуществилось оно благодаря активной деятельности древнерусских князей династии Рюриковичей. В соответствии с летописной традицией 882 год, когда князь Олег стал новгородским и киевским князем, принято считать годом образования Древнерусского государства.

        В 980 году в результате междоусобной борьбы князь Владимир, сын Святослава, оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной силы.

        Чтобы укрепить объединение славянских племен, молодой князь Владимир принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управления своей державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.

         Проблему объединения союзных племен он поначалу пытался решить путем «уравнивания в правах» всех основных племенных богов (первая религиозная реформа). Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов. Согласно другой точке зрения, в пантеоне

4

были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян –  небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский бог  Перун. Но и в таком случае пантеон  имел общеславянский, объединяющий характер.

        Однако этот путь вел в тупик. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых зарождающихся феодальных отношений. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Язычество этого дать не могло. Во-вторых, Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти «на уровень мировых стандартов», не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это можно было взять в Византии.

        Таким образом, в начале IX в. с разложением первобытнообщинного строя и возникновением классового общества и феодального государства языческие политеистические верования восточных славян пришли в противоречие с интересами класса феодалов, начали сдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на Руси (Киевская Русь), нужен был общегосударственный религиозный культ, одна монотеистическая религия. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

 

 

5

2. Выбор религии,  наиболее подходящей для  Руси

 

       Христианство начало проникать на Русь задолго до ее крещения. Официальному принятию христианства киевским князем Владимиром в 988 г. предшествовало так называемое «испытание вер» – выбор религии, наиболее подходящей для Руси.

       Решая, какую (или какие) из существующих тогда стран принять за образец, Владимир мог ориентироваться также на мусульманский Восток и католический Запад. Но предпочтение им было отдано православной Византии (формальное разделение некогда единой церкви на православную и католическую произошло лишь в 1054 г., фактически же они стали независимыми намного раньше). В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же – его государственной мудростью.

       Владимир, победивший в кровавой битве за киевский престол, как уже отмечалось выше, хотел реформировать языческий культ, но вскоре понял, что реформа местных культов ничего не даст, а лишь обособит Русь от христианских стран. Однако к христианству он склонился не сразу. К князю приходили послы от магометан, иудеев. Владимира увлек рассказ греческого безымянного философа о христианской вере. Весомым аргументом было и то, что христианскую веру приняла княгиня Ольга, бабка Владимира. Но и склоненный к христианству, князь выбирал между Римом (католицизм) и Византией (православие).

       Западная церковь упорно добивалась господства над светской властью, что вряд ли могло вызвать симпатии властолюбивого Владимира. В Византии же духовная власть занимала подчиненное положение. Именно это согласовывалось с политическими воззрениями киевского князя. Кроме того, римские иерархи сурово

6

осуждали просветительскую деятельность Кирилла и Мефодия,

которая способствовала распространению славянского богослужения. Римская церковь признавала лишь три языка: еврейский, греческий и латинский. Запрет на славянское богослужение соответствовал общей политике папства в союзе с западноевропейскими феодалами по установлению власти над славянскими народами.

       Все это объясняет выбор византийской ориентации. Летопись сообщает, что Владимир послал в разные земли доверенных людей для знакомства с особенностями богослужения. Послов особенно поразили греки. В Софийской церкви Константинополя литургию для послов совершал сам патриарх. Великолепие храма, важность присутствующих особ, таинственность обрядов пленили русских. Они были уверены, что сам Бог пребывал в том храме, о чем и поведали в Киеве.

Таким образом, решая, какую (или какие) из существующих тогда  стран принять за образец, Владимир мог ориентироваться также на мусульманский Восток и католический Запад. Но предпочтение им было отдано православной Византии (формальное разделение некогда единой церкви на православную и католическую произошло лишь в 1054 г., фактически же они стали независимыми намного раньше).

       В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же – его государственной мудростью. С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена (родственная Руси Болгария приняла христианство примерно за 100 лет до Киевской Руси). Этому в большей степени способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке.

7

       В православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси.

       Ни Русь, ни Византия не рассматривали предстоящее крещение как чисто религиозный акт. Если ограничиться несколько упрощенной и предельно краткой характеристикой, то точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии. Однако растущее и уже довольно мощное древнерусское государство, неоднократно успешно воевавшее с Византией, отнюдь не желало для себя подобной роли. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. Крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры и техники, вовсе не должны были лишить Русь ее самостоятельности. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, оно оказывало бы ей, если необходимо, военную помощь. При столь существенном расхождении во взглядах на последствия крещения оно было по меньшей мере сильно затруднено.

       Но судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира. В 986 г. византийский император Василий III потерпел жестокое поражение и просит помощи у Владимира. Владимир выдвигает условия: крещение Руси происходит по «киевскому сценарию»; Владимир получает в жены сестру византийского императора и, тем самым, становится «своим» среди верховных правителей Европы. Это была большая дипломатическая победа Владимира.

8

       Обратимся к религиозной стороне вопроса. На первый взгляд может показаться, что социальная роль любой религии всегда одинакова, коль скоро все они признают существование некой мистической силы, которая управляет происходящим в мире.  В действительности дело, конечно же, обстоит сложнее, религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как прогрессивный процесс, переход к «цивилизованной» религии. Например, обязательным элементом языческого культа были человеческие жертвоприношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3. Крещение Руси

 

       В 988-989 гг. князь Владимир провел вторую религиозную реформу. Суть ее состояла в том, что христианство стало государственной религией. Формальным поводом крещения князя Владимира послужила его женитьба на византийской принцессе Анне. Прежние языческие идолы были повержены, а все жители Киева, по приказу Владимира, вошли в воды Днепра и греческие священники произвели над ними обряд крещения.

       В 988 г., после низвержения всех идолов в Киеве, при содействии греческих священников была крещена Русь. Летописец отмечал, что киевляне стояли в воде, а Владимир на берегу Днепра просил Бога благословить «новых чад» и утвердить в них правую веру.

       988 год – год крещения киевлян Владимиром Святославовичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, конечно же, условна: она лишь открывает длительный и всеобъемлющий процесс христианизации.

       Утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями. Религия – это не просто вера в каких-то богов и духов, система обрядности. Это образ жизни, определенная система идей, верова­ний, представлений о человеке, его месте в мире и т.д. С религиозными верованиями связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы, система питания и т д. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта.

       Христианизация встречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую силу для того, чтобы

10

утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Неоднократно поднимались восстания против христианизации (истории известны наиболее крупные  из них: в Суздале, Киеве, Новгороде).

       Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т. д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.

       Процесс христианизации протекал постепенно, и, по современным оценкам, в основном занял примерно 100 лет. С учетом размера страны это очень малый срок: крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет.

Информация о работе Роль святого князь Владимира в процессе принятия Русью христианства