Князь Владимир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:39, доклад

Описание работы

После победы над ятвягами старейшины из дружины Владимира потребовали человеческой жертвы, что было принято у варягов. Жребий пал на сына одного христианина-варяга, которого звали Иоанн, а отца его – Феодор. Отец отказался выдать сына и прославлял единого, истинного Бога, называя языческих богов кусками дерева. За это отец и сын были убиты толпой язычников. Но князь Владимир запомнил этот случай и, после принятия христианства, воздвиг на месте их убиения соборную "Десятинную церковь". Память этих первых христианских мучеников на Руси празднуется 12 июля (по ст. ст.).

Файлы: 1 файл

князь Владимир .docx

— 141.26 Кб (Скачать файл)

Премислава (ум. 1015), по некоторым источникам с 1000 г. жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029).

Мстислава, в 1018 г. среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

 

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников.

Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны).

Судислав, князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.

 

От Мальфриды (по поздним данным):[28]

Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.

 

От «болгарыни»:

Борис, князь ростовский.

Глеб, князь муромский.

 

Неизвестно, от какой жены:

Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира.

Добронега-Мария (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) — стала женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.

 

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044).

 

Последние годы

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

 

Похоронен в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году. В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.

 

Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Память о Владимире Крестителе        Церковное почитаниеВладимир

 

Почитается:     в Православной и Католической церкви

Прославлен:                не позднее XIV века

В лике:               равноапостольного

День памяти:              15 июля (по григорианскому и юлианскому календарю)

Покровитель               Украины, России

Труды:                         Крещение Руси

 

 

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом.[29] По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (чудесным образом ослепшего и исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимерѣ, благовѣрне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!»), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации нежели свершившимся фактом.

 

Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось.[30] Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

 

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память св. Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 г.), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках[31] жития Александра Невского (ум. 1263) в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира.[30]

 

В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

 

Внимание к дню памяти св. Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888. Указом Святейшего Синода 1888, «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти св. Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге — «имже бдение совершается»; до того полагалась полиелейная служба. Тогда же строятся в России Князь-Владимирские храмы, наиболее замечательный из которых — Владимирский собор в Киеве.

 

В русской эмиграции церковное почитание князя в условиях начавшейся в 1929 году в СССР тотальной ликвидации организованной церковности приобрело определённое политическое звучание[32]; 18/31 декабря 1929 года Архиерейский Синод (Русская Зарубежная Церковь), по докладу митрополита Антония (Храповицкого), постановил «установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, (15 июля ст. ст.) общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства. <…>»[33]

 

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Русская Церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

 

С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.[34]

 

24 июня 2008 года на Архиерейском Соборе  РПЦ Патриарх Алексий II в своём  докладе сказал: «Сегодня в общецерковном  календаре день 15/28 июля, когда мы  чтим память равноапостольного  князя Владимира, „идолы поправшаго  и всю Российскую землю Святым  Крещением просветившаго“ (величание  святому), даже не выделен красным  цветом и рассматривается как  „средний“ праздник. А ведь Крещение  Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа  и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной  истории, без которого не родилось  бы в ней всё лучшее и  возвышенное, что неразрывно связано  с православной верой. Полагаю, что  день великого князя Владимира  надо и отмечать как великий  праздник.»[35]

 

Былинный образ                   князь Владимир (персонаж)

В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира», к его временам относится время подвигов трёх богатырей. Эпический образ князя Владимира в былинах — обобщённый, в нём «совмещены» также некоторые более поздние правители, но есть и ряд черт исторического Владимира Святославича.

 

Города, памятники, ордена

Владимир основал в 990 году и назвал в честь себя город Владимир, ныне областной центр Российской Федерации.

В X веке имя Владимира приобрёл город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины.

В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях.

В 1853 году князю Владимиру был поставлен памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком, вызвала возражения Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова)[36].

В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.

В 1999 году в Белгороде открыт памятник святому равноапостольному князю Владимиру-крестителю Руси. Скульптор Клыков В. М. Высота памятника равняется 22 метрам.

В 2007 году во Владимире открыт памятник Владимиру Святому и епископу Суздальскому Феодору работы скульптора Сергея Исакова.  В 2010 году в г. Коростень открыт памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше.

 

Князь Владимир I изображен на трёх различных видах купюр Украины достоинством в 1 гривну (1995—2007) и двух монетах.Князь Владимир I изображен на почтовых марках и конвертах.Конверт Украины 2008 г. 1020-летие Крещения Руси св.Владимиром. В честь князя Владимира назван залив Владимира Японского моря (Приморский край, Ольгинский район).

 

Князь Владимир на знаках политических организаций

Религиозный значок РФП для православных с изображением Св. Владимира

Согласно положения № 65 Российской фашистской партии «О религиозном значке В. Ф. П.» каждый фашист должен был носить религиозный значок той религии, к которой он принадлежал. Проект религиозного значка национально-меньшинственной организации должен был вырабатываться основоположниками религии и утверждаться Верховным Советом ВФП. Религиозным значком Православных Российских фашистов являлось изображение Св. Равноапостольного Князя Владимира на щите голубого фона, окаймлённого владимирской лентой[37].

 

Князь Владимир в беллетристике

В эпоху «Владимира-солнце», обрисованного по «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие «Руслана и Людмилы» Пушкина.  Князь Владимир является центральным персонажем ряда исторических романов: «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского, «Владимир» Семёна Скляренко, «Князь Владимир» Юрия Никитина, «Дочка императрицы» Михаила Казовского (1999), «Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина и других. В романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александра Мазина упоминается о рождении и детстве Владимира.

 

Князь Владимир в кинематографе

Владимир Святославич является одним из персонажей фильма «Ярослав Мудрый» (Мосфильм / Киностудия им. Довженко, 1981); его роль исполнил Пётр Вельяминов

В 1983 году на киностудии им. Довженко (Киев) снят фильм «Легенда о княгине Ольге», в котором повествование ведётся сквозь призму воспоминаний Владимира. Роль Владимира в нём сыграл Иван Миколайчук.

В 1993 году году режиссёр Юрий Томошевский снял полнометражный художественный фильм «Владимир Святой».

В 2006 году по мотивам жизнеописания св. Владимира был снят полнометражный мультфильм «Князь Владимир».

Предки   Рюрик, князь Новгородский 

 

 

 

 

                                                                       Владимир Святославович – биография

 

Владимир I Святославович (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

 

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.

 

Происхождение и воспитание

Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды)[2], но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.

 

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

 

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

 

 Княжение в Новгороде

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Информация о работе Князь Владимир