Католицизм как ветвь мирового христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Традиционно исповедуемый в Европе, католицизм даже после Реформации занимает ведущее положение в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Вне континентальной Европы особую приверженность католицизму сохранили Мальта и Ирландия. Католические приходы действуют во многих крупных городах России. Господствующее положение католическая церковь занимает в странах Центральной и Южной Америки (кроме бывших британских колоний).

Содержание работы

Определение католицизма
Раскол христианской Церкви на Западную (Православную) и Восточную (Католическую)
Общие особенности католицизма
Католические храмы
Таинства Католической Церкви
Отличия католицизма от православия
Сходство и отличие католицизма от протестантизма
Церковная организация. Ватикан
Контрреформация
Катехизис (основные положения католицизма)
Католическая месса (литургия), ее составляющие.
Праздники Римско-католической церкви
Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

Католицизм.рефератdocx.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

Рождество (Natale, Noel, Navidad) - один из важнейших христианских праздников, католики отмечают 25 декабря. Содержанием его является легенда о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это самый торжественный в католицизме праздник с тремя церковными богослужениями, совершаемыми в полночь, на рассвете и днем. Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого прихожанина. Истоки празднования Рождества - в древних дохристианских культах: в эти дни зимнего солнцеворота на Древнем Востоке и в Римской империи праздновался день рождения "Непобедимого солнца" - иранского бога Митры. Христианский праздник соединился с зимним аграрным праздником в честь солнца и близкого пробуждения природы.

Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей (презепе, сантоны, бетлемы). Этот обычай церковного происхождения. В католических костелах с XIII в. устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника свечей 2 февраля. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел.

Изображаются сценки из народного  быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п. Во многих странах устраивают ярмарки  рождественских сантонов, нередко представляющих собой произведения народного искусства. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами. Церковные пасторальные мистерии были особенно распространены во Франции. Это были народные представления, переместившиеся потом на площади. В наше время в деревнях на юге Франции католические корпорации организуют подобные рождественские пасторали не только на классические тексты, но и сценарии современных драматургов. Сцены рождения Христа, представляющиеся в костелах, сопровождались рождественскими песнями, а также танцами. Они исполнялись на мотивы литургических песнопений, а позднее на мелодии народных песен. Самыми известными были песни, рассказывающие о приходе пастухов в Вифлеем и дарах, принесенных младенцу и Богоматери. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски в шкурах животных - медведь, лиса, волк, а также старик и старуха. В Испании до сих пор сохранился обычай сжигать соломенные чучела старика и старухи как символы старого года. Процессии сопровождались шумным весельем, разыгрывались шуточные сцены. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, т.к. не согласовывался со строгими правилами, постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - "рождественское полено". Его жгут от нескольких часов до всех дней святок. Головешки, угли, золу хранят, так как верят в их чудодейственную  силу при болезнях, грозе. Золу разбрасывают по полям для обеспечения плодородия. Делались попытки христианизации обычая: во Франции полено окропляли святой водой, вырезали на нем крест, ставили  отдельный стул, чтобы Мадонна  могла придти и перепеленать младенца Иисуса. Считалось, что горящее полено символизирует очищение от первоначального  греха.

Обычай украшения ёлки распространился  сравнительно недавно, прежде всего. В  городах, предпраздничный ужин бывает в сочельник в домашнем кругу, т.к. Рождество - семейный праздник. Трапеза  состоит из постных блюд, число  их ритуально 3, 5, 7, 9. Это рыба, овощи  и фрукты, сладости, обрядовое печенье. В полночь верующие стремятся  присутствовать на церковной службе, продолжающейся до утра. В первый день Рождества подается скоромная пища - мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина и т.д. Изобилие на праздничном  столе считается залогом благополучия в новом году. Сохраняются следы обрядов, относящихся к культу умерших. За праздничным столом оставляется место для умерших членов семьи, а также остатки кушаний. Повсюду принято дарить друг другу подарки. С Рождеством связаны многие народные приметы и гадания о будущей судьбе, замужестве, погоде, урожае.

6 января - последний день зимних святок, в католических странах это начало Карнавала. Кульминации Карнавал достигает в последние три дня перед Великим Постом - в "жирные" воскресенье, понедельник и вторник. Это народный языческий по сути своей праздник проводов зимы и встречи весны, его содержание не связано с христианской религией, хотя сроки и продолжительность Карнавала строго сообразуются с церковным календарем. Особо красочную, классическую форму приобрел Карнавал в католических романо-язычных странах (Италии, Испании, Португалии, Франции): буйное веселье не признает запретов и общепринятых норм поведения, осмеиваются все признанные авторитеты, в том числе и церковь. Такой характер Карнавал приобрел в католических странах со времени Возрождения, церковь после долгой борьбы и запретов смирилась с его существованием, ограничив строго установленными временными рамками. В период Карнавала отмечалось несколько церковных праздников. 17 января день св. Антония - покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник очищения Марии, или день свечей. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в день св. Блаза - патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля день св. Агаты отмечался церковным богослужением. Время самого разгара Карнавала для церкви означало подготовку к Посту и начало ограничений в пище.

Начало великого сорокадневного поста  у католиков приходится на "пепельную" среду. Название её произошло от старого  обряда посыпания голов пеплом как  символа отпущения грехов. Сейчас встречается лишь подобие ритуала: священник после мессы рисует крест золой на лбу прихожан. В  период Поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии.

Последняя неделя Великого Поста - "Страстная", "Святая" неделя - по обрядности связана  с Пасхой (Pasqua). В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых - земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как "Великий". Первый из них - праздник "Пальмового воскресенья", предшествующий пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях. В Страстной понедельник украшают костелы, устанавливают плащаницы - изображение тела Христа в гробу. С четверга до полудня субботы молчат колокола, а дети созывают прихожан к ежедневной мессе трещотками. Самыми траурными днями считают четверг, пятницу и субботу. Поведение верующих в эти дни определяется строгими предписаниями. Каждый день совершаются процессии с пантомимами на евангельские сюжеты. Особенно многолюдны уличные шествия с участием ряженых, многие давшие обет верующие несут на плечах тяжелый крест.

Рано утром в субботу в  костелах благословляют огонь и  воду. Огонь разносят по домам и  зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо. Символ пасхального праздника - крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду. Западноевропейские католики предпочитают яйца красного цвета без орнамента, в Центральной Европе (поляки, словаки) расписывают их разнообразной техникой. Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты - важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда (свинину, ягнятину), а также сдобный хлеб. Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Для верующих христиан Пасха - праздник воскресения Христа. Но корни этого  праздника глубоки и связаны  с дохристианским культом умирающих  и воскресающих богов растительности, почитаемых еще в Древнем Востоке. По существу своему это древний праздник весенней пробуждающейся природы, переосмысленный  в духе христианской легенды на европейской  почве.

С народными обычаями аграрного  характера были тесно переплетены  церковные праздники майского цикла. Месяц май издавна был богат  народными обрядами в честь прихода  весны и расцвета природы: это  были шествия с зелеными ветками, цветами, танцы и игры, шумные песни  под украшенным деревом - "маем", выбор "королев" и "королей" и пр. Католическая церковь стремилась лишить майские праздники языческого содержания, она объявила так наз. Святые май (maggi sacri) и посвятила этот месяц св. Деве Марии (XVIII в.).

Первый церковный праздник мая - "Обретение св. Креста" (3 мая), установленный в память нахождения "подлинного креста". Было принято  освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании  разыгрывалось действо поисков  креста императрицей Еленой (в сопровождении  свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями и пр.) и установка его  в костеле. 15 мая - день памяти св. Исидора-землепашца - покровителя г. Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние.

Вознесение, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения - переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции еще в начале XX в. накануне Вознесения совершались трехдневные церковные моленья: в первый день молились о сенокосе, во второй - о жатве, в третий - об уборке винограда. Эти религиозные церемонии кончались обходом полей, освящением колодцев и источников. Пятидесятница в большинстве католических стран отмечается только церковным обрядом.

На границе пасхального цикла  и летних праздников стоит большой  католический праздник "Божьего тела" (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Пятидесятницы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (евхаристии). Католическая церковь рассматривает евхаристию как священный дар, оставленный Христом своей церкви. Этот праздник прочно вошел в народный быт, он празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу "с Христом". Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в костел на праздничную литургию. Для Испании характерно участие в процессиях ряженых - аллегорических фигур великанов и карликов. Рождество св. Иоанна Крестителя (24 июня) популярно у всех католиков. Это день летнего солнцестояния, праздник, связанный с солнечным культом. Отличительная черта дня св. Иоанна (Сен-Жана, Сен-Хуана) - огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Сен-хуанские костры служили средством очищения. Широко известен обычай прыгать через костры. Особую силу приписывают воде и растениям, собранным в день св. Иоанна и в ночь перед ним. Празднование дня св. Иоанна продолжается несколько дней вплоть до дня св. Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ св. Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном. Храмовые праздники в честь различных святых продолжаются все лето и осень. Почитание святых - одна из важнейших сторон католического вероучения. Число католических святых постоянно увеличивалось, в первой половине оно доходило до 300. После II Ватиканского собора в 1960-х годах, модернизировавшего многие стороны церковной жизни, культ католических святых регламентируется календарем, где сохранилось 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых. Для части святых чествование перестало быть обязательным (как св. Георгий - 25 апреля), другие изъяты из регистра. Это коснулось таких широко признанных в народе святых, как св. Варвара, св. Екатерина Александрийская, св. Маргарита, св. Вит.

15 августа - праздник Вознесения  Богоматери. Он основывается на  сказании, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 г. папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией. Последний крупный праздник римско-католического литургического года - День Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в нач. VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один праздник - "Святые и усопшиеГодичный круг римско-католических праздников, постов и памятных дней завершается днем св. Андрея - 30 ноября.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

К особенностям католицизма относится  более развитый, чем в других христианских направлениях, культ Девы Марии. В  рамках этого Культа были разработаны  и провозглашены отсутствующие  в протестантизме и православии  догматы: в 1854 - о непорочном зачатии  Марии ее матерью Анной, в 1950 - о  телесном вознесении Богородицы на небо; в 1964 папа Павел VI провозгласил ее Матерью  Церкви. Культ Марии получил широкое  распространение среди верующих, так как оказался более понятным широким массам, чем абстрактная  Троица.

Центрами католического культа являются прежде всего храмы, которые возводятся обычно на основании, имеющем форму креста. Эта форма должна напоминать об искупительной жертве Христа.

С таинством покаяния теснейшим  образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых -- специфическая особенность католического богословия. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).

В основных вопросах вероучения католицизм во многом совпадает с православием. Однако есть ряд важных отличий, к  которым относятся догматы и  учения о главенстве папы, о папской  непогрешимости, об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (филиокве), о первородном грехе, о индульгенциях, о непорочном зачатии Девы Марии и о Ее телесном вознесении.

Информация о работе Католицизм как ветвь мирового христианства