Католицизм как ветвь мирового христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Традиционно исповедуемый в Европе, католицизм даже после Реформации занимает ведущее положение в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Вне континентальной Европы особую приверженность католицизму сохранили Мальта и Ирландия. Католические приходы действуют во многих крупных городах России. Господствующее положение католическая церковь занимает в странах Центральной и Южной Америки (кроме бывших британских колоний).

Содержание работы

Определение католицизма
Раскол христианской Церкви на Западную (Православную) и Восточную (Католическую)
Общие особенности католицизма
Католические храмы
Таинства Католической Церкви
Отличия католицизма от православия
Сходство и отличие католицизма от протестантизма
Церковная организация. Ватикан
Контрреформация
Катехизис (основные положения католицизма)
Католическая месса (литургия), ее составляющие.
Праздники Римско-католической церкви
Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

Католицизм.рефератdocx.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

Подлинным правительством Ватикана является Римская курия (орган папской  администрации). Она осуществляет повседневное руководство всеми сторонами  жизни Римско-Католической Церкви и  Ватиканского государства. Главное учреждение Римской курии - государственный секретариат. Назначаемого папой государственного секретаря принято считать главой правительства, поскольку его полномочия совпадают с функциями премьер-министра любого светского государства. Государственный секретариат включает два отдела: первый, или отдел по общим вопросам, и второй, или отдел по отношениям с иностранными государствами.

Римская курия осуществляет руководство  политической, экономической и религиозной  деятельностью Ватиканского государства и Католической Церкви. В состав курии входят 6 канцелярий, 3 трибунала и 9 своеобразных министерств - священных конгрегаций: по вопросам вероучения; восточных церквей; богослужения и соблюдения таинств; канонизации; по делам епископов; евангелизации народов; по делам духовенства; институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни; образования. В Римскую курию входят также 12 папских советов, деятельность которых направлена на расширение и укрепление связей с внешним миром.

С 1936 г. При Ватикане действует Папская  академия наук, призванная содействовать  развитию естественных и точных наук. Члены академии назначаются лично  папой, но не подчинены Святому престолу и свободны в своих научных  изысканиях.

Официальный печатный орган Ватикана - газета «Римский наблюдатель». Ватиканское радио ведет вещание на 34 языках. С 1983 г. В Ватикане действует телецентр.

Католическая Церковь как организация  сложилась в условиях феодализма и приняла форму, типичную для  административного устройства феодального  государства.

Первичной ячейкой Католической Церкви является приход (парафия), который управляется священником. Приходской священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют деканат, но деканат является лишь связующим звеном между приходом и епископской курией. Деканаты в свою очередь объединены в более крупные подразделения - диоцезы (епархии), которыми управляют епископы. Несколько диоцезов образуют митрополию, или архиепископство.

В католицизме, как и в православии, существуют три степени иерархии: епископство, пресвитерство и диаконство. Над указанной иерархией надстроены должности кардиналов и примасов. Кардинал - высший после папы духовный чин в Католической Церкви. Это звание особенно возвысилось в XI в., когда кардиналам было представлено исключительное право избирать папу и быть избранными на папский престол. Кардиналы носят красную мантию. Их назначает папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии.

Примасами называются старшие епископы местных национальных церквей.

Папа Римский - абсолютный пожизненный  правитель церкви. Папа избирается пожизненно через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, созываемыми по этому случаю на специальное  собрание - конклав (от лат. «запертые на ключ»). Конклав -- это интересное, идущее со средних веков установление Римской Церкви. Участников заседания вводят в некое помещение, вход закладывают кирпичами, цементируют. Выйти с конклава кардиналы могут только тогда, когда изберут нового Римского папу. В XIV веке был случай, что кардиналы полтора года не могли ничего решить, люди возмутились и заперли их, сказав, что, пока новый папа не будет избран, они оттуда не выйдут. С тех пор утвердилась такая практика. Сейчас конклавы происходят в Сикстинской капелле. Чтобы побудить кардиналов к скорейшему избранию нового папы, им каждый день дают пищу во все меньшем количестве и все худшего качества. Для избрания папы требуются две трети голосов участников плюс один голос. Число участников конклава не должно превышать 120 человек. Если выборы прошли успешно, то после них сжигают избирательные бюллетени, подкладывая в печь сухую солому, чтобы белый дым оповестил жителей Рима об избрании нового папы; если же выборы не увенчались результатом, в печь подкладывают мокрую солому - тогда из трубы идет черный дым. После избрания папа, как правило, принимает новое имя.

Согласно догмату Католической Церкви, принятому I Ватиканским собором в 1870 г., папа обладает статусом «безошибочности» или «непогрешимости» в вопросах веры и морали в случаях, когда глава Церкви делает официальное заявление с епископской кафедры (ex cathedra). В последний раз этот принцип был применен Пием ХII в 1950 г. при провозглашении догмата о телесном вознесении Девы Марии.

В Римском Папе сосредоточена вся  полнота церковной власти, он может  не только определять всю жизнь церкви, но и устанавливать либо изменять церковные обряды и каноны (правила  церковной организации, вероучения, культа). С 1523 по 1978 г. папский престол  занимали только итальянцы. Эта традиция была нарушена в 1978 г., когда папой  был избран польский кардинал.

 

 

Контрреформация

Переломным для Католической Церкви стал XVI в. Как протест против засилья  Католической Церкви появилось широкое  общественное и духовное движение, которое историки называют Реформацией. Целью этого движения было реформирование христианства, возвращение к апостольским идеалам.

В Италии был создан Высший инквизиционный трибунал, введена строгая цензура, папы активно вмешивались в государственные  дела, монахи активно привлекались в борьбе с протестантизмом. Эта  система мер известна как Контрреформация.

Выделяют пять направлений деятельности контрреформации:

1. вероучение;

2. духовная и структурная перестройка;

3. монашеские ордена. Ведущую роль  сыграли ново созданные монашеские  ордена -капуцинов и иезуитов.

4. духовные движения;

5. политические аспекты.

Самыми действенными орудиями Контрреформации  стали инквизиция и монашеские ордены капуцинов и иезуитов, а также  Индекс запрещенных книг - список произведений, чтение которых католикам строго запрещалось. В результате Ватикан изолировал свою паству от лучшей научной, философской, литературной мысли; это - творения авторов, являющихся гордостью мировой цивилизации, - Декарта, Спинозы, Гоббса, Локка, Юма, Гольбаха, Гельвеция, Вольтера, Руссо, Золя, Флобера, Гейне, Бальзака, Стендаля, Гюго, Лессинга и многих других. Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы, прежде всего в Испании, Италии, Ирландии. А вот в Англии и скандинавских странах Католическая Церковь потерпела поражение и утратила свое влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Катехизис (основные положения католицизма)

Каждый католик должен соблюдать 10 божественных заповедей, которые  выражают основной долг человека по отношению  к Богу и ближним. Эти заповеди по своей сущности неизменяемы и обязательны для всех. В сжатой форме они содержат закон Божий.

1. Я Господь Бог твой, да не  будет у тебя других богов,  кроме Меня.

2. Не произноси имя Господа  Бога твоего напрасно.

3. Свято празднуй воскресенье

4. Почитай отца и мать свою.

5. Не убивай.

6. Не прелюбодействуй

7. Не кради

8. Не лжесвидетельствуй против  ближнего твоего

9. Не пожелай жены или мужа  ближнего твоего

10. Не пожелай имущества ближнего  твоего

Семь смертных грехов:

1. Гордость

2. Скупость

3. Блуд

4. Зависть

5. Гнев

6. Чревоугодие

7. Лень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Католическая месса (литургия), ее составляющие.

Месса - главное богослужение католиков, в ходе которого совершается таинство евхаристии - пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Порядок и правила этого богослужения складывались многие столетия.

На мессе придается большое  значение жестам. О значении телесных действии свидетельствует точное закрепление телесного языка в католических богослужебных книгах прошлого. В прошлом телесное поведение на литургии было сведено к позам и жестикуляции одного только священника, только его поступки имели значение. Телесная активность мирян была предельно ограничена.

На II Ватиканском соборе был принят ряд положений, касающихся поведения верующих во время богослужения. Очень выразительной литургической позой является стояние, это символ радостного восхождения человеческого сердца к Богу.

Сидение - поза воспринимающего и  размышляющего слушателя. Для мирян  сидение - знак готовности слушать, для  проповедника - знак готовности действовать.

Поза коленопреклонения (а также  распростертого лежания на земле) имеет  место во время мессы принесения обетов и рукоположения, а также  во время богослужения Страстной  пятницы. Она выражает понимание  человеком своей малости перед  лицом Божьим. Это одновременно и  знак поклонения, и выражение смирения грешника.

В Православной Церкви такого коленопреклонения  нет. Там признаны только «малый» (поясной) или «большой» (земной) поклоны, то есть прикосновение к земле тремя  пальцами правой руки с последующим  крестным знамением.

Различные положения рук также  являются выразительными жестами молящегося человека. Распространенным во многих религиях молитвенным положением рук  является поза оранта: широко разведенные руки подняты к небу. Поднятыми руками человек как бы «прикасается» к небу, месту обитания Божества, просит у Него милости и держит руки наготове, чтобы ее принять.

Со временем эта поза стала допустимой лишь для служащего священника.

Очень распространенным молитвенным  жестом стало сложение рук одна в  другую. Христианским этот жест стал в  эпоху феодализма - употреблялся при  принесении вассалом клятвы на верность сеньору. Вассал вкладывал сложенные руки в открытые руки своего сеньора; после обещания верности последний сжимал руки вокруг приносившего клятву- этот жест распространен на литургии рукоположения священнослужителя.

Очень старым является жест переплетения пальцев, о нем говорят Плиний, Овидий, папа Григорий Великий.

Возложение рук - жест воздействия. Прикосновение одного человека к другому символизирует обращенность к нему, отождествление себя с ним, а также перенесение на него благословения. В Новом Завете этот жест является благословляющим и исцеляющим, он сохранился в таинстве елеосвящения, когда на больного возлагаются руки. Физическое прикосновение к больному (что говорит о преодолении страха перед заражением) становится здесь символом человеческой солидарности.

Во время литургии, а также  вне ее верующие совершают крестное знамение. Самой древней считается  форма «малого крестного знамения» (сначала на лбу, потом на губах  и на груди).

«Большое крестное знамение» (на лоб, на грудь, на плечи) стало известным  лишь с начала второго тысячелетия.

Выразительным и воздействующим жестом является поцелуй: в начале и в  конце мессы целуют алтарный престол, целуют книгу Евангелия после  чтения из нее.

Все элементы, которые используются при проведении мессы, - различные предметы, а также пение и слово - имеют особый смысл, все посвящено общению с Богом.

Католическая Церковь, как и  Православная, учит, что в ходе мессы  хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа, при этом внешний вид и вкус вина и хлеба  остаются прежними. Для причастия  используется пресный хлеб (в отличие  от дрожжевого в православии) и виноградное  вино, в которое добавляют несколько  капель воды.

Обычай благословения вина восходит к германским обрядам посвящать  богам какой-либо напиток. Испитие вина служащим литургию служило очищению уст. Мирянам причащаться вином запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздники Римско-католической церкви

Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники  в целом, - сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности.

Римско-католический литургический  год, определяющий место религиозных  праздников и богослужений, состоит  из 365 дней (или 52 недель). Он содержит два  вида праздников: не переходящие и  переходящие. Первые закреплены за определенными  датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники  всегда приходятся на весеннее время  года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников - Пасхи, наступление которой  исчисляется по лунному календарю. Неподвижные и подвижные церковные  праздники каждый год сочетаются иначе.

8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников - непорочного зачатия девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Версии о зачатии без греха Марии матерью её Анной не было в древней церковной традиции. Она была официально закреплена догматом папы Пия IX 8 декабря 1954 года. Согласно католическому вероучению, избранница отца небесного была чистой и святой от рождения. В костелах в этот день совершаются торжественные богослужения.

Информация о работе Католицизм как ветвь мирового христианства