Католицизм как ветвь мирового христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Традиционно исповедуемый в Европе, католицизм даже после Реформации занимает ведущее положение в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Вне континентальной Европы особую приверженность католицизму сохранили Мальта и Ирландия. Католические приходы действуют во многих крупных городах России. Господствующее положение католическая церковь занимает в странах Центральной и Южной Америки (кроме бывших британских колоний).

Содержание работы

Определение католицизма
Раскол христианской Церкви на Западную (Православную) и Восточную (Католическую)
Общие особенности католицизма
Католические храмы
Таинства Католической Церкви
Отличия католицизма от православия
Сходство и отличие католицизма от протестантизма
Церковная организация. Ватикан
Контрреформация
Катехизис (основные положения католицизма)
Католическая месса (литургия), ее составляющие.
Праздники Римско-католической церкви
Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

Католицизм.рефератdocx.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

Католический культ представляет собой узаконенную «Кодексом  католического права» (1983 г., книга IV - «Освящающая задача Церкви») и церковной  традицией систему ритуалов и  обрядов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного  общения с Богом и святыми. В целом католический культ сводится к культу Бога, культу ангелов и  святых, культу икон и реликвий, а  также культу святых мест (области Палестины, связанные с ветхозаветными событиями и жизнью Христа, Девы Марии и апостолов) и священных мест (места захоронений святых, места, связанные с видениями, чудесами и т. п. ).

К особенностям католицизма относится  более развитый, чем в других христианских направлениях, культ Девы Марии. В  рамках этого Культа были разработаны  и провозглашены отсутствующие  в протестантизме и православии  догматы: в 1854 - о непорочном зачатии  Марии ее матерью Анной, в 1950 - о  телесном вознесении Богородицы на небо; в 1964 папа Павел VI провозгласил ее Матерью  Церкви. Культ Марии получил широкое  распространение среди верующих, так как оказался более понятным широким массам, чем абстрактная  Троица.

Католический культ Богородицы выражается в различных формах: в  розарии (в посвященных ей специальных  молитвословиях), в так называемых «марийных» празднествах, в связанных с ее образом святынях, в посвящаемых ей летних паломничествах и т. д. В католицизме Мария выступает в качестве попечительницы семей, в то время как в русском православии она - покровительница земледельцев.

Церковь видит пресвятую Матерь Божию в истории человечества и в сегодняшних сложных проблемах  помощницей христианских народов в бес пристанной борьбе между добром и злом.

Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки  «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Католические храмы

Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце  Средневековья, немало способствовал  развитию и укреплению католической церкви.

Центрами католического культа являются прежде всего храмы, которые возводятся обычно на основании, имеющем форму креста. Эта форма должна напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего людей к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг-символ вечности и звезда (чаще всего восьмиугольник) - небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству.

Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что  их главная часть обращена на Запад, что символизирует признание  расположенного в западной части  Европы Рима столицей вселенского христианства, а епископа этого города - Папы Римского - главой всей христианской церкви. Святых престолов в католическом храме  разрешается устанавливать несколько  в трех его сторонах - у западной, южной и северной стен. Престолы здесь более, чем в православных храмах, открыты для глаз присутствующих, так как в них нет иконостасов.

Католические храмы обычно украшают живописные изображения, мозаики, скульптуры, рельефы и витражи с образами Христа, Богоматери, святых. Во всех католических храмах вдоль стен обязательно располагается  так называемых «Крестный путь» - 14 картин или рельефов, изображающих этапы крестных страданий Христа.

Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер «римской» - преимущественно итальянской - живописи отличается от восточно-христианской. В западной живописи большее значение придается внешней форме, за счет этого менее строго выдерживается  сугубо христианская идея. Неземной мир  святых изображается в ней более  похожим на земной со всеми его  волнениями и страстями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таинства Католической Церкви

Таинства - это священнодействия, установленные  самим Христом, это основные чинопоследования Церкви в главных жизненных ситуациях ее членов. Они являются благодатными стимулами для того, чтобы человек исполнял свой долг по отношению к Богу, являются источником благодати, поддерживают веру и нравственные поступки.

От слова таинство образуется прилагательное таинственный (с ударением на первый слог!); оно может быть заменено синонимом  сакраментальный. Область богословия, исследующая таинства, называется сакраментологией.

Католическая Церковь, как и  Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или  елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.

Согласно вере Церкви, таинство совершается  ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя -- епископа или священника.

Крещение

Согласно учению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в  сознательном возрасте, то от всех своих  прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь -- в семью детей Божьих. Существуют некоторые отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков латинского обряда крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого.

Католическая Церковь, как и  Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится  ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех  случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник  может отложить крещение, если жизни  младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.

Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России -- один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехуменом, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний -- скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.

Миропомазание, или конфирмация

Слово конфирмация в переводе с  латинского языка означает «утверждение», «укрепление», так как, согласно учению Церкви, через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные дары и тем самым ещё теснее соединяясь с Церковью. Внешним знаком конфирмации  является помазание святым миром, знаменующим  печать дара Святого Духа. В отличие  от Православной и восточных католических Церквей, в которых миропомазание  совершается сразу после крещения (включая младенцев), в Латинской  Церкви конфирмацию обычно откладывают  до того возраста, когда вера принимается  человеком вполне сознательно (в  России -- не раньше 15 лет). Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.

Евхаристия

Таинство евхаристии, или причащения, было установлено Иисусом Христом  на Тайной Вечере и заповеданное Им Церкви. Суть его заключается в  воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение -- месса -- совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.

В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной  хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.

В Православной Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а в латинском  обряде ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление  об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом  Христовым (как правило, с семи лет  или даже позже).

В латинском обряде первое причастие -- настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.

Причащение мирян Телом и  Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах. Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост -- воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.

Покаяние

Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божью получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь -- не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.

Таинство покаяния, согласно католическому  учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания -- епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же -- только свидетель исповеди.

Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед  священником даёт верующему возможность  получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.

Но в любом случае важнейшей  обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких  обстоятельствах. За нарушение священником  тайны исповеди церковное право  предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим  образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых -- специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).

Информация о работе Католицизм как ветвь мирового христианства