Иудаизм: основные этапы развития и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

Термин «иудаизм», обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI века - ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин “иудей” стал использоваться как эквивалентный слову «еврей»

Содержание работы

Введение
Источники: Ветхий Завет, Талмуд
Основные этапы истории иудаизма
Древнейший период: происхождение верований и архаические культы
Моисей и исход в Израиль
Формирование концепций единобожия и богоизбранничества в палестинский и послепленный периоды
Период диаспоры и образование сект
Иудаизм после возникновения христианства. Секты и течения в средние века, новое и новейшее время
Этика иудаизма и культ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

иудаизм-доклад.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

Однако в 586 г. до н.э. вавилонский  царь Навуходоноссор захватил Иерусалим  и разрушил Иерусалимский храм. Иудеи  были подвергнуты на полвека вавилонскому пленению. Это оказало влияние  и на религию. Иудеи заимствовали вавилонскую космологию и мифологию: херувимы - из крылатых быков (керубы), библейские персонажи Мардохай и Эсфирь - из Мардука и Иштар (праздник пурим в честь спасения), миф о сотворении мира имел вавилонские черты, сюжет о грехопадении - искаженный вариант вавилонского мифа о происхождении смерти, миф о потопе из вавилонского мифа об Утнапиштиме, из маздаизма - образ злого духа-сатаны (первоначально у иудеев считалось, что зло происходит от бога, как наказание).

В 538 г. до н.э. иудеи были возвращены из плена персидским царем Киром. Был восстановлен Иерусалимский храм. Однако после возвращения начались острые внутренние противоречия. Иерусалимское жречество использовалось для обуздания народа. Не допускались никакие культовые центры, жертвы Яхве можно было приносить только в Иерусалиме, очистительные жертвы требовались на каждом шагу. Жречество было строго замкнутой кастой.

В этот период формируются  основные черты иудаизма: строгий  монотеизм (впервые в истории!) и  централизация культа, происходит канонизация  священных книг. Племенной бог  Яхве становится единым богом-творцом  мира и вседержителем. В духе монотеизма редактируется Библия (окончательная  редакция была создана к V в. до н.э.). Важную роль начинает играть концепция  богоизбранничества, которая становится основой утешения вместо идеи загробного воздаяния. Суть ее состоит в следующем: если евреи страдают, то виноваты они  сами, потому что грешат и нарушают заповеди бога, поэтому бог их и  наказывает. Но, несмотря на это, они  остаются избранным народом. Яхве их все равно простит и вознесет выше всех народов на земле. Это способствовало отделению евреев от всех других народов, включая запрет на браки.

Таким образом, в послепленный период сформировалось 7 основных элементов  иудаизма:

  1. Учение о Боге, сущности Вселенной и человеке.
  2. Концепция богоизбранности.
  3. Священное писание.
  4. Свод религиозных законов, охватывающих и область светского права.
  5. Порядок религиозного ритуала.
  6. Система религиозных институтов.
  7. Кодекс морально-нравственных отношений.

 

 

2.4 Период диаспоры и образование сект

В эллинистическую эпоху (с конца IV в. до н.э.) начинается период рассеяния (диаспоры) евреев по античному миру и происходит формирование синагогальной организации. Синагога (от греч.сходка, собрание) - это не только молитвенный дом, но и средоточие общественной жизни, а также центр управления еврейской общиной за пределами Иудеи. В ней хранилась общая казна, имущество, синагога занималась благотворительностью, в ней читались молитвы и Священное писание, но в ней не приносились жертвоприношения, которые делались только в иерусалимском храме. Распространение евреев по миру способствовало преодолению национальной замкнутости и ограниченности. Появились поклонники иудаизма среди неевреев - прозелиты.

Большое значение имел перевод  Библии на греческий язык - Септуагинта (III-II вв. до н.э.). Это способствовало сближению эллинистической религиозной  философии и иудаизма и возникновению  синкретических религиозно-идеалистических  систем, одну из которых создал Филон  Александрийский (10-е годы I в. до н.э. — 40-е I в. н.э.) — иудейско-эллинистический  философ, теолог и экзегет.

Филон, воспитанный на эллинской  культуре, увидел истины греческой  философии за текстом Пятикнижия. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие. Он строго различает сущность Бога и его существование, и развивает  в связи с этим как негативную (апофатическую), так и положительную  теологию: о том, что существует Бог-творец, всякий человек может заключить  из созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит  за пределами разума человека. В  своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество - Иегова Пятикнижия Моисея — абсолютно трансцендентный  миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого (или Монады). Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его  творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы — «Бог» и «Господь» — указывают  на две соответствующие этому  силы: первое обозначает его творящую силу, второе — его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с  Софией («матерью всего сущего») и  Справедливостью, трансцендентный  Бог порождает Сына и свое самое  совершенное творение — Логос-Слово, которое является «инструментом» творческой мысли бога, «местом», где расположены  идеи. Именно Логос-Слово творит духовный и материальный мир и человека, благодаря его активности идеи-логосы создают мир. Человек создан по образу и подобию Божию, и это значит, что он разумен. Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном  в согласии со знаменитой формулой Платона, как «уподобление Богу», и  это «уподобление» означает «богопознание». Однако до конца познать Бога невозможно, ибо тогда уподобление оказалось  бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его  творением. Цель, достижимая человеком  в этой жизни — стать мудрым. Высший идеал Филон персонифицирует  в образе Моисея. Путь к высшему  этическому идеалу мудреца лежит  через проявление природных (дарованных от Бога) благородных задатков («добродетель Исаака»), образование («добродетель Авраама») и упражнение-аскезу («добродетель Иакова»). Воззрения Филона оказали  огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения  первых христианских философов.

Лишение Иудеи политической самостоятельности и установление чужеземной власти способствовало появлению  веры в сверхъестественную помощь для  освобождения от угнетателей и веры в избавителя-мессию. С учением о мессии появилось и учение о грядущем веке - эсхатология, о будущем блаженстве, ином мире, где праведники получат заслуженную награду. Появляется смутная вера в загробную жизнь и в воскресените мертвых. Под влиянием изучения пророков создается апокалиптика.

Во II-I вв. до н.э. в иудаизме появляются течения и секты, основными  из которых были саддукеи, фарисеи и ессеи.

В составе течения саддукеев были члены священнических родов, а также военной и земледельческой аристократии. Основателем этого направления был Садок - первосвященник в царствование Соломона. С конца II в. до н.э. саддукеи являлись опорой правящей династии. Они скрупулезно придерживались храмового культа, строго следовали религиозной традиции, соблюдали обряды, но только на основании писаной традиции, отвергая устное учение. Всякие попытки нового истолкования "Закона" рассматривались как протест и посягательство на их монопольные права. Стремились к концентрации духовной и светской власти. В философско-теологическом учении саддукеи отвергали предопределение судеб, отрицали загробную жизнь и воскресение мертвых, бытие ангелов и злых духов, учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей. В Библейской энциклопедии о саддукеях написано: "Учение этих скептиков-материалистов было не особенно распространено". После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. саддукеи сошли с исторической арены.

Секта фарисеев (с евр. "отлучать", "отделять") возникла после вавилонского плена. По одной из версий фарисеи во II в. до н.э.отделились от хасидов ("благочестивые"), которые держались национальной обособленности и требований закона. В составе секты в основном были средние слои населения, но, прежде всего, "ученые-мудрецы" (профессиональные законоведы). Общее их число было довольно значительным: так, на рубеже старой и новой эры 6 тыс. фарисеев отказались принести присягу римскому императору Августу. Фарисеи считались авторитетными истолкователями законов и, в отличие от саддукеев, применяли их толкование к новым историческим условиям. В связи с этим они выработали стройную систему герменевтики (способ извлечения из текста тайного смысла) и логические приемы дедукций и силлогизмов (умозаключение, состоящее из двух суждений-посылок, из которых следует третье суждение - вывод). При помощи этих приемов из Пятикнижия выводились новые законы или видоизменялись старые применительно к новым условиям. Фарисеи признавали божественное предопределение, верили в бессмертие души, в ангелов и духов, в воскресение мертвых и в загробное воздаяние. Они активно участвовали в политической жизни, и в период римского господства большая их часть составила партию "мира с Римом". Поэтому слово "фарисей" со временем стало ассоциироваться с демагогией, ханжеством, лицемерием. Наивысшего расцвета фарисеи достигли после разрушения Иерусалимского храма и действовали в синагогах в диаспоре. Создали первую и основную часть Талмуда.

Ессеи или эссены (от арамейс.хасайя - "благочестивый") существовали со второй половины II в. до н.э. В основном жили общинами в районе западного побережья Мертвого моря. У них были особые принципы социальной организации: отвергали частную собственность, рабство, торговлю. Практиковали коллективный быт и общую собственность (общей была не только касса, но даже одежда). Отказывались от брака и половой жизни, считая, что это разрушает их общность, хотя некоторые признавали брак как средство продолжения человеческого рода. Прием в члены общины происходил только после специального испытания. Ессеи верили в единого бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ после смерти. Главной своей задачей они считали сохранение и возвышение чистоты нравов и благочестия. Поэтому они были весьма религиозны и вели строгую нравственную жизнь.

Существовали и другие, менее распространенные секты. Так, терапевты (от греч. "врачевание") считали себя врачевателями на службе бога, занимались лечением больных, презирали чувственные удовольствия, проповедовали пацифизм. Зелоты (с греч. "ревнители") в религиозных взглядах имели сходство с фарисеями, но расходились с ними в политической программе - им были свойственны патриотизм и антиримская направленность. Любовь к свободе зелоты возводили на уровень религиозной догмы: бог - один владыка мира, поэтому не следует платить налоги римскому императору. Сикарии ("кинжальщики") были религиозно-террористической группировкой и физически уничтожали римлян и проримски настроенных иудеев.

В эллинистический период формируются предпосылки христианства, которое возникает из иудаизма и  эллинистически-римской культуры в  начале I в.н.э.

 

2.5 Иудаизм после возникновения христианства

В 70 г.н.э. после антиримского восстания был разрушен Иерусалимский  храм, а в 133 г. - Иерусалим, и были уничтожены последние остатки иудейской  государственности. Евреи были окончательно изгнаны из Палестины и расселились  по всему Средиземноморью. Основой  жизни евреев становится синагога. Составляется Талмуд, содержащий и  религиозные, и правовые, и общественные предписания. Талмуд становится основой  всей жизни еврейских общин - не только религиозной, но и правовой и общественной. Ввиду отсутствия государства и  светской власти главную роль играют руководители общин - талмид-хахамы, а  позже раввины. К ним обращались во всех случаях жизни, отсюда появление в иудаизме мелочных религиозных предписаний, сохранение замкнутости и изоляции евреев. Раввины были безапелляционными судьями и в религиозных, и в мирских делах евреев, которые объединялись вокруг синагогог (синагогальная общинная организация - кагал).

В Талмудический период в  развитии иудаизма возникают 2 тенденции - консервативная и модернизаторская. С ними в средние века было связано  возникновение новых сект. Так, секта караимов отвергала Талмуд и требовала вернуться к чистому учению Моисея. Попытки рационального толкования иудаизма возникли под влиянием ислама. Так, Моисей Маймонид (1135-1204), опираясь на учение Аристотеля и мусульманских рационалистов мутазилитов, пытался рационально или аллегорически истолковать Библию. Он выдвинул 13 основных положений иудаизма, стремясь освободить ее от мелочных предприсаний.

Большое распространение  получило мистическое учение - Каббала (по евр. Принятие или традиция). Главное сочинение Зогар (сияние) появилось в XIII в. Основу этого учения составляет пантеизм: бог бесконечное, неопределенное существо, лишенное всяких атрибутов. Приблизиться к богу можно только через таинственное значение имен, букв, составляющих имена, и чисел, составляющих буквы. В связи с этим в практике Каббалы большое место занимает комбинирование чисел и магических формул. Сторонники этого учения считают, что в мире нет зла, а зло - это внешняя оболочка добра, то есть бога. Каббалисты верили в переселение душ: душа грешника возрождается в другом теле, человека или животного, и так продолжается до тех пор, пока душа не очистится от грехов. После очищения душа возносится и переходит в царство чистых духов. Каббалисты изгоняли нечистых духов из больных.

В новое время распространяется еще одно течение - хасидизм (хасид - благочестивый). Основоположник Израиль Бешт. Он учил, что ритуальные правила и предписания раввинов не нужны, а надо стремиться к наосредственному общению с богом, которого можно достигнуть в молитвенном экстазе. Такого общения могут достигнуть только праведники-цадики - хранители божественных тайн.

Возникает и рационалистическое движение, направленное на ослабление религиозного законодательства - Гаскала. Одним из широко распространенных течений в ХХ в. стал сионизм - политический иудаизм, направленный на восстановление еврейского государства в Палестине (основоположник Теодор Герцль).

 

3. Этика иудаизма и  культ

Большинство евреев находятся  в рамках традиционного иудаизма и под влиянием раввинов-талмудистов. В Талмуде содержатся мельчайшие предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего  еврея (всего - 613). Толкователями этих предписаний и выступают раввины. При этом они не являются духовными  лицами, не занимают публичных должностей, а являются частными лицами, пользующимися  огромным авторитетом, как ученые и  знатоки писания.

Информация о работе Иудаизм: основные этапы развития и направления