Иудаизм: основные этапы развития и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

Термин «иудаизм», обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI века - ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин “иудей” стал использоваться как эквивалентный слову «еврей»

Содержание работы

Введение
Источники: Ветхий Завет, Талмуд
Основные этапы истории иудаизма
Древнейший период: происхождение верований и архаические культы
Моисей и исход в Израиль
Формирование концепций единобожия и богоизбранничества в палестинский и послепленный периоды
Период диаспоры и образование сект
Иудаизм после возникновения христианства. Секты и течения в средние века, новое и новейшее время
Этика иудаизма и культ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

иудаизм-доклад.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

Важное значение в жизни  евреев играют братства (хеврос), которые являются обществами взаимопомощи на разные случаи жизни.

Вся жизнь верующего еврея  подчинена запретам и предписаниям, касающимся пищи, одежды, молитв, праздников и т.п. И каждый шаг верующего  сопровождается молитвой. Многочисленные пищевые запреты, например, мясо делится  на кошерное и треф, поэтому существуют специалисты по разделке. Одежда мужчин должна быть длинной, из однородной ткани, карманы ниже пояса, голова должна быть всегда покрыта, даже во время сна. Обязательна  борода и длинные волосы на висках - пейсы. Многочисленны ограничения  для женщин, например, омовения должны совершать в бассейне с непроточной  водой.

Особо соблюдается суббота: нельзя заниматься какой бы то ни было деятельностью, даже зажигать огонь  или прикасаться к деньгам. Есть несколько годичных праздников: песах, шеббуот (через 50 дней), суккот, пурим, киппур (день всепрощения) и др.

Также характерно униженное  положение женщины. Она не может  быть свидетелем в суде, выходить на улицу без покрывала и т.п. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина - за то, что бог создал ее для послушания мужчине.

Для иудаизма характерно религиозное  воспитание и обучение - с 5-6летнего  возраста в синагогальных школах.

 

Заключение

За длительную историю  только два нееврейских государства  провозгласили иудаизм своей  религией на короткое время - Химьяритское царство в Южной Аравии в VI в. и  Хазарский каганат - в VIII в.

В Израиле иудаизм и  сегодня является государственной  религией. В законодательстве, суде и других сферах жизни широко применяются  талмудические принципы. Религия  в Израиле является составной  частью государственной политики, она  не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон.

Собственно религиозные  люди составляют около 30% еврейского населения  страны. В Израиле признается только ортодоксальное направление иудаизма и не признается распространенные в  США реформистское и консервативное направления.

Ультраортодоксы (а внутри них есть тоже много направлений) живут компактными группами, самые  большие из которых - это район  Меа Шеарим в Иерусалиме и город  Бней Брак около Тель-Авива. Их легко  отличить по черным шляпам, черному  костюму и пейсам. Они покупают еду только в специальных, особо  кошерных магазинах, никогда не будут  обедать в доме, в кошерности которого не уверены. Они не снобы - они так  воспитаны из поколения в поколение. Их дети воспитываются в строгости, ходят чинно, учатся в специальных  школах. Мальчики отдельно, девочки  отдельно. В автобусах - мужчины спереди, женщины сзади. В синагоге: мужчины  в зале, женщины на галерке за занавесочками. На празднестве в  ресторане: мужчины в одном зале, женщины в другом. Предохранительными средствами пользоваться запрещено, аборты запрещены, и в семьях много детей. Телевизоров у большинства из них нет. На пляж ультраортодоксы  ходят, но он у них отдельный и  существуют мужские и женские  дни. Многие ультраортодоксы предпочитают в армии не служить. Для этого  они объявляют, что идут учиться  в ешиву (религиозная высшая школа) и посвящают себя Богу. Такой студент  не имеет права работать. Они получают от государства небольшое пособие  на жизнь и содержание семьи. Да и  община помогает. А одежду дети передают от старших младшим. В политическом плане они аморфны. "Как рэбе скажет, так и проголосуем". В  основном, их религиозные авторитеты поддерживают правый блок.

От них сильно отличаются представители национально-религиозного лагеря. Они одеты в обычную  гражданскую одежду, их можно различить  по вязаной кипе. Они так же верят  в Бога, как и ультраортодоксы, соблюдают те же традиции, но у них  есть телевизоры, они служат в армии  в боевых частях. Они являются ревностными  сторонниками сионизма и делают все  от них зависящее для упрочения  сионистского характера государства. Они составляют костяк поселенческого движения. Они голосуют за правые партии.

Около 50% еврейского населения  страны, не являясь верующими, в той  или иной мере соблюдают некоторые  традиции: не едят свинину, постятся и  т.п. Они ничего не имеют против религиозных  правил и мирятся с некоторыми ограничениями, вызванными религиозными законами: в субботу не ездят автобусы, закрыты магазины и большинство  увеселительных заведений.

Около 20% еврейского населения, являясь ярыми атеистами, протестуют против религиозного засилья, требуют  отделить религию от государства, перестать  финансировать религиозные организации  и призывать их всех в армию.

Список литературы

  1. Вихнович В. Иудаизм. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.
  2. Косидовский З. Библейские сказания. - М., 1985.
  3. Пилкингтон С. М. Религии мира: Иудаизм. - Фаир-Пресс, 2001. - 400 с.
  4. Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. - М., 1937.
  5. Рижский М.И. Библейские вольнодумцы. - М.,1992.
  6. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. - М., 1987.
  7. Факенгейм Э. Что такое иудаизм? Современная интерпретация. - М.: ДААТ, Знание, 2002. - 328 с.
  8. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1985.
  9. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. - М., 1987.
  10. Штереншис М. Многоликий иудаизм. - ISRADON / ИсраДон, 2002. - 272 с.

 


Информация о работе Иудаизм: основные этапы развития и направления