Иудаизм и его основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Бога). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола
Павла.
1. Основные

Содержание работы

-Введение
Основные принципы вероучения в иудаизме
основные периоды развития иудаизма
Основные направления современного иудаизма
Реформизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Иудаизм..docx

— 126.25 Кб (Скачать файл)

систематизацией и нормативной  ритуализацией иудейского  культа,  который  из

храмового   священнодействия   превратился   во    всепроницающую    систему

предписаний,  иногда  скрупулезно   мелочных,   для   всех   случаев   жизни

ортодоксального   иудея,   вплоть   до   требований   подчеркивания    своей

принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых  деталей  внешнего

облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд  содержит  613

таких установлений.

      Письменное  оформление талмудической традиции  первоначально совершалось

иерусалимскими книжниками - продолжателями Ездры, а с  конца  1  века  нашей

эры, после разрушения Иерусалима -  таннаями  (законоучителями)  и амораями

(толкователями) в талмудических   школах  (так  называемых  йешивах)  городов

Явны, Ципоры и Тивердиады (Палестина 1 -V века), которые в то  время были

центрами религиозно-общинного  самоуправления евреев Римской империи.  Однако

начиная с IV века в связи  с  христианизацией  Палестины,  которая  сделалась

"Святой Землей" христианства, палестинский очаг иудаизма затухает.

      Ведущую  роль после этого стала играть  еврейская община в  Месопотамии,

существовавшая со времен "Вавилонского пленения", которая с III  века  при

сасанидских правителях Ирана получила  внутреннюю  автономию.  Непререкаемый

авторитет в  вопросах  иудейского  вероучения  приобрели  вавилонские  гаоны

(дословно  "красота",  "гордость")  -  ученые  законоучители,  возглавлявшие

йешивы в городах Сур, Нагардея и Пумбедита.

      После арабского  завоевания  Месопотамии  гаонат  Вавилонии  не  только

сохранил свое значение, но и сделался высшим духовным авторитетом  для  всех

евреев Арабского халифата. Как отмечал в этой  связи  еврейский  историк  С.

Дубнов, "политически объединенная халифатом восточная диаспора  объединялась

внутренней властью гаонов Вавилонии".

      Период  истории иудаизма VI - XVIII веков  именуется  раввинистическим.

Рассеяние евреев по странам  Старого Света (Европа, Азия, Африка), а  с  XVII

- XVIII веков - Нового Света  (Америка) привело к образованию  большого  числа

еврейских национально-религиозных  общин. Они обладали внутренней  автономией

и  возглавлялись  раввинами  (от  древнееврейского  слова  "рабби"   -   мой

учитель).

      На существование  еврейских  национально-религиозных   общин  постоянное

воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения  к  евреям

как к низшей и порочной расе, способной лишь  к  нанесению  ущерба  народам,

среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме,  антисемитизм  в

средневековой Европе принял  религиозную  форму:  утверждалась  враждебность

иудейской религии христианству и христианской цивилизации.

      Антисемитизм  активно использовался  различными  слоями  средневекового

общества для подавления экономических конкурентов  и  в  целях  политической

борьбы.   Результатом   антисемитизма   явилось    постоянное    перемещение

значительных   масс   еврейского   населения,   уничтожение   в   результате

преследований иудейских  общин в одних странах и  возникновение  их  там,  где

обстановка была более  благоприятна.

      Крупнейший  еврейский культурно-религиозный  центр  сложился  в  Испании

после завоевания ее арабами  в 711 г.  Однако  после Реконкисты  (отвоевания

коренным населением  захваченных  арабами  территорий)  положение  евреев  в

Испании резко ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании  пали в  1488

г., а уже в 1492 г. испанские  евреи были  изгнаны  из  страны,  расселившись

преимущественно на Балканах и в странах  Ближнего  Востока.  Еще  раньше,  в

1290 г., евреи были изгнаны  из Англии, где новая иудейская  община  сложилась

лишь после Английской буржуазной революции XVII века.  Еврейский  культурный

очаг в Провансе (Юго-Восточная  Франция) был уничтожен французскими  королями

в XIII - XIV веках; особенно жестокому  геноциду евреи  Прованса  подверглись

во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в  Париже  торжественно

сожгли иудейские священные  книги,  свезенные  со  всей  территории  нынешней

Франции.

      С IX века  значительный центр еврейской   национально-религиозной  жизни

складывался в Германии,  но  в  XI-XII  веках  германские  иудейские  общины

подвергались   разгрому   в   период   трех   первых   крестовых    походов,

сопровождавшихся  вспышками религиозного  фанатизма.  Дальнейшее  ухудшение

положения германских евреев, поставленных в условия принудительной  изоляции

от христианского  населения  (так  называемый  режим  гетто),  привел  к  их

миграции в XIII -XV веках  на территорию  Восточной  Европы  (Польша,  Литва,

западнорусские земли).

      Существенно  лучше  было  положение  иудейских   общин  в  мусульманских

странах благодаря традиционной веротерпимости  исламских владык.  Однако  и

здесь иудеи страдали от многочисленных войн,  особенно  во  время  восстаний

христианского населения  Турции.

      Несмотря  на то, что  диктуемые  объективными  обстоятельствами  случаи

ренегатства иногда имели  место, в целом в Европе  до  конца  XVII  века  для

евреев  была  характерна  крайне   малая   подверженность   ассимиляции,   в

экстремальных ситуациях  доходившая  до  готовности  скорее  погибнуть,  чем

отречься от своей веры и  своего  народа.  Так  произошло,  в  частности,  с

марранами   -   крещеными   испанскими    евреями,    сохранившими    тайную

приверженность иудаизму и подвергшимися за  это жесточайшим преследованиям

инквизиции. Новый период истории  еврейства  и  иудаизма  наступил  в  конце

XVIII века. Он характеризуется  политической эмансипацией европейских   евреев

в результате событий  Великой  Французской  революции  1789  -  1794  гг.  и

последовавшей за этим разрушением  средневековой изоляцией  иудейских  общин,

на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

      В  еврейской   среде  зародилось  движение  за  приобщение   евреев   к

достижениям   европейской   цивилизации,   получившее    название    хаскалы

(просвещение). У его истоков  стоял выдающийся еврейский философ  из  Германии

Мозес Мендельсон  (1729  -  1786).  Одновременно  развернулась  кампания  за

ослабление системы ритуальных предписаний и запретов в  иудаизме  и  внешнее

сближение  иудаистского  богослужения  с   христианско-протестантским   (так

называемый "реформированный  иудаизм").

      С XIX века  еврейство Западной Европы, а  затем и США захватили процессы

секуляризации и  эмансипации:  история  иудаизма  и  история  евреев,  ранее

неразделимые,    начали    расходиться.    Стала     фактом     национальная

самоидентификация евреев  вне  религиозных  рамок.  В  то  же  время  евреев

Восточной Европы,  Российской  империи  и  Азии  эти  процессы  в  XIX  веке

затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще.

      К концу  XIX века наряду с движениями, ведущими  к  ассимиляции  евреев,

сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью  воссоздание

еврейского  государства  на  исторической  родине  еврейского  народа  -   в

Палестине, получившее наименование сионизма  (от  названия  холма  Сион,  на

котором  расположен  Иерусалим).  Его основоположником   явился   еврейский

публицист из Австрии Теодор Герцль (1860 -  1904),  автор  книги  "Еврейское

государство".

      В 1897 г.  состоялся 1 Всемирный сионистский   конгресс,  проходивший  в

Базеле  (Швейцария),  на  котором   была   создана   Всемирная   сионистская

организация. Имевший своими истоками  догматические положения иудаизма  об

"избранном народе Божием", сионизм,  тем не  менее,  сделался  явлением  не

религиозной, а светской политической жизни. В  его  рамках  сложились  самые

разнообразные  идейные  течения  -   от   религиозно-фундаменталистских   до

социалистических.

      В XX веке  процесс ассимиляции евреев  получил   наибольшее  развитие  в

странах  Западной  Европы  и на  территории  СССР.  Но  в итоге Холокоста

(катастрофы)  -  физического   уничтожения  6  млн.  евреев  в   гитлеровской

Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая  часть

европейских евреев, как  ассимилированных,  так  и  сохранивших  традиционную

культуру.   Причем   в   силу   германской   оккупации   наиболее    крупных

цивилизационных    центров    восточноевропейского    еврейства    носителей

традиционной еврейской  культуры погибло больше.

      Гитлеровский  геноцид  и  вызванный   им  массовый  психический   шок  не

сломили,  однако,   еврейского   национального   духа.   Напротив,   фактами

послевоенной истории  мирового еврейства стали прорыв  в  неразрешимой  ранее

проблеме возвращения  евреев в Палестину (образование  в 1948  г.  государства

Израиль) и возвращение  к иудаизму большого  числа  ассимилированных  евреев,

получившее наименование  тшува  (возвращение),  а  также  связанное  с  этим

оживление еврейской религиозной  жизни, как в Израиле, так и  в диаспоре .

 

 

 

                3. Основные направления современного  иудаизма

 

 

      Основные   направления   современного   иудаизма   -   ортодоксальное,

реформистское и консервативное. Они в  свою  очередь  делятся  на  различные

течения.

                               3.1. Реформизм

 

      Реформистское  направление в иудаизме возникло  в Германии в начале  XIX

в.  На  его  становление  оказали  с   одной   стороны   идеи   европейского

Просвещения, главным проводником  которого в  еврейской  среде  был  немецко-

еврейский  философ  Моисей  Мендельсон,  а  с  другой  стороны   радикальные

социально-исторические  перемены   в   жизни   Европы,   вызванные   Великой

французской революцией. Мендельсон (1729  -  1786  гг.),  стремясь  изменить

положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных  городских еврейских

кварталах (гетто), перевел Библию  на  современный немецкий  язык  и много

сделал для распространения  среди еврейской  молодежи  европейской  культуры.

Хотя он  сам  лично  полагал,  что  иудаизм  как  боговдохновленная  религия

включает в себя и  всю  его  обрядовую  сторону,  среди  его  последователей

формируется доктрина реформированного иудаизма.

       Ее сущность  заключается в том, что огромная  совокупность  обрядов  и

ритуалов, налагаемых на верующего  еврея  талмудическим  иудаизмом,  является

только  исторически  преходящим  фактором,  не  отражающим  подлинного  духа

религии. Отсюда делался  вывод о  необходимости  радикального  реформирования

иудейского культа. Эти  идеи  стали  претворяться  в  жизнь  после  оккупации

Германии наполеоновскими  войсками и  введения  там  французских  либеральных

порядков, включавших в себя также гражданское равноправие  евреев.

      Один из  первых идеологов реформизма  Израиль Якобсон в 1808 г.  основал

в  Касселе  (Вестфалия)   еврейскую   школу,   где   наряду   с   еврейскими

преподавались светские науки, а также молитвенный дом с  отправлением  службы

не  на  еврейском  языке  Священного  Писания  а на  немецком.  Затем   его

последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу  в  Гамбурге,

названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на  немецком  языке

и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено  упоминание  о

пришествии Мессии, одно  из  главных положений традиционного иудаизма.  С

появлением раввинов, получивших  образование  в  европейских  университетах,

количество сторонников  реформистского иудаизма резко  возросло.  Их  главным

идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся  ученый  и  глава

еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм -  это

только религия, евреи  не являются единым народом.

       Концентрированная   доктрина  реформизма  нашла   свое   выражение   в

декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г.  Франкфурт-на-

Майне в 1842 г.:

    . мы признаем  за религией Моисея возможность  бесконечного развития;

    . Талмуд не  имеет для нас никакого авторитета  ни с догматической,  ни  с

      практической  точки зрения;

    . Мессии, который  бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не  желаем,

      мы не  признаем никакого другого отечества,  кроме того, к  которому  мы

      принадлежим  по рождению и по гражданству.

      Радикальному  изменению подвергся и  ритуал  богослужения:  вся  служба

велась на немецком языке,  отменено  трубление  в ритуальный  рог (шофар),

ношение во время молитвы  ритуального облачения (талес), во всех  религиозных

вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.

      Однако  наибольшего успеха реформизм  добился в США,  куда  эмигрировали

многие его идеологи. В 1885 г. на съезде  в  Питтсбурге  было  подтверждено,

Информация о работе Иудаизм и его основные направления