Иудаизм и его основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Бога). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола
Павла.
1. Основные

Содержание работы

-Введение
Основные принципы вероучения в иудаизме
основные периоды развития иудаизма
Основные направления современного иудаизма
Реформизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Иудаизм..docx

— 126.25 Кб (Скачать файл)

Иудаизм и его  основные направления

 

-Введение

Основные принципы вероучения в иудаизме

основные периоды  развития иудаизма

Основные направления  современного иудаизма

Реформизм

Консервативный  иудаизм

Ортодоксальный  иудаизм

Заключение

Литература

 

Введение

      Иудаизм  - современное  название  древнейшей  монотеистической  религии

мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в  начале

новой эры обозначали религию  еврейского народа. Это  слово  в  свою  очередь

происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять  Бога).  Этот

термин появляется во второй книге Маккавеев и в  послании  Галатам  апостола

Павла.

     1. Основные  принципы вероучения в иудаизме

      Главным  и незыблемым принципом  веры  в  иудаизме  является  признание

Единого Б-га (имя Всевышнего нельзя, по законам иудаизма, писать  полностью,

потому оно пишется  с пропуском буквы.) Следует указать,  что здесь и

далее под еврейским понимается язык, относящийся к семитской  группе  языков,

который  был  разговорным  у  евреев  на  исторической  родине,  на  котором

написаны Священное Писание  и молитвы. Иногда его  называют  древнееврейским.

Современный вариант этого  языка -  “иврит”  -  возрожден  в  качестве  языка

общения в государстве  Израиль.

Основополагающие  идеи  иудаизма  изложены  в  Десяти

заповедях, дарованных согласно традиции, Богом на горе Синай  (XIII  в.  до.

н. э.) через пророка Моисея еврейскому  народу (они будут далее)

      Этими заповедями  закреплялся особый договор - “Завет” - между Б-гом  и

еврейским  народом,  ставшим  благодаря  этому  акту  “избранным”  в  смысле

первообладателя Священного учения – Торы. Избранный народ отличается от других только  в сугубо  религиозном отношении и поэтому для нееврея даже гораздо легче  достигнуть  праведности,

поскольку ему необходимо придерживаться только семи заповедей,  предписанных

всем сыновьям Ноя. Он только должен избегать:

   1. Идолопоклонства

   2. Разврата и прелюбодеяния

   3. Кровопролития

   4. Поругания имени  Б-жьего

   5. Несправедливости  и беззакония

   6. Грабежа

   7. Жестоких, бесчеловечных  поступков, в частности, жестокого  обращения  с

      животными.

 

 

 

 

                3. Основные направления современного  иудаизма

 

 

      Основные   направления   современного   иудаизма   -   ортодоксальное,

реформистское и консервативное. Они в  свою  очередь  делятся  на  различные

течения.

                               3.1. Реформизм

 

      Реформистское  направление в иудаизме возникло  в Германии в начале  XIX

в.  На  его  становление  оказали  с   одной   стороны   идеи   европейского

Просвещения, главным проводником  которого в  еврейской  среде  был  немецко-

еврейский  философ  Моисей  Мендельсон,  а  с  другой  стороны   радикальные

социально-исторические  перемены   в   жизни   Европы,   вызванные   Великой

французской революцией. Мендельсон (1729  -  1786  гг.),  стремясь  изменить

положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных  городских еврейских

кварталах (гетто), перевел Библию  на  современный немецкий  язык  и много

сделал для распространения  среди еврейской  молодежи  европейской  культуры.

Хотя он  сам  лично  полагал,  что  иудаизм  как  боговдохновленная  религия

включает в себя и  всю  его  обрядовую  сторону,  среди  его  последователей

формируется доктрина реформированного иудаизма.

       Ее сущность  заключается в том, что огромная  совокупность  обрядов  и

ритуалов, налагаемых на верующего  еврея  талмудическим  иудаизмом,  является

только  исторически  преходящим  фактором,  не  отражающим  подлинного  духа

религии. Отсюда делался вывод  о  необходимости  радикального  реформирования

иудейского культа. Эти  идеи  стали  претворяться  в  жизнь  после  оккупации

Германии наполеоновскими  войсками и  введения  там  французских  либеральных

порядков, включавших в себя также гражданское равноправие  евреев.

      Один из  первых идеологов реформизма  Израиль Якобсон в 1808 г.  основал

в  Касселе  (Вестфалия)   еврейскую   школу,   где   наряду   с   еврейскими

преподавались светские науки, а также молитвенный дом с  отправлением  службы

не  на  еврейском  языке  Священного  Писания  а на  немецком.  Затем   его

последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу  в  Гамбурге,

названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на  немецком  языке

и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено  упоминание  о

пришествии Мессии, одно  из  главных положений традиционного иудаизма.  С

появлением раввинов, получивших  образование  в  европейских  университетах,

количество сторонников  реформистского иудаизма резко  возросло.  Их  главным

идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся  ученый  и  глава

еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм -  это

только религия, евреи  не являются единым народом.

       Концентрированная   доктрина  реформизма  нашла   свое   выражение   в

декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г.  Франкфурт-на-

Майне в 1842 г.:

    . мы признаем  за религией Моисея возможность  бесконечного развития;

    . Талмуд не имеет  для нас никакого авторитета  ни с догматической,  ни  с

      практической  точки зрения;

    . Мессии, который  бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не  желаем,

      мы не  признаем никакого другого отечества,  кроме того, к  которому  мы

      принадлежим  по рождению и по гражданству.

      Радикальному  изменению подвергся и  ритуал  богослужения:  вся  служба

велась на немецком языке,  отменено  трубление  в ритуальный  рог (шофар),

ношение во время молитвы  ритуального облачения (талес), во всех  религиозных

вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.

      Однако наибольшего  успеха реформизм добился в  США,  куда  эмигрировали

многие его идеологи. В 1885 г. на съезде  в  Питтсбурге  было  подтверждено,

что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было

признано библейское положение  “люби  ближнего  как  самого  себя”.  Ритуалы,

соблюдение  субботы,  пищевые  запреты  только  мешают  этому.  Несмотря  на

массовую эмиграцию в  США из Восточной  Европы  приверженцев  ортодоксального

иудаизма,  реформизм  и  сегодня   пользуется   там   массовой   поддержкой.

Достаточно указать, что  в настоящее  время  в  Америке  насчитывается  около

миллиона  сторонников  реформизма  и  примерно  800  реформистских  синагог.

Реформисты допускают  участие  своих  раввинов  в  бракосочетаниях  смешанных

браков даже  вместе  с  христианскими  священниками,  для  них  необязателен

религиозный  развод,  у  них  имеются  женщины-раввины,   принадлежность   к

еврейству определяется не только по матери, но и по отцу,  крайне  облегчено

обращение в иудаизм и  т.д. В других странах позиции  реформизма  значительно

слабее.

 

                         3.2. Консервативный иудаизм

 

      Направление   консервативного  иудаизма  сформировала  группа   в   США

умеренных  реформистов  в  ответ  на   радикальные   решения   Питтсбургской

платформы. В основу своей  программы были  положены  идеи  немецко-еврейского

ученого З. Френкеля (1801-1875  гг.),  полагавшего  иудаизм  и  национальные

традиции результатом  коллективного творчества еврейского народа и  полностью

отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода

критического подхода  к иудаизму и к еврейской  истории.  Дальнейшему  успеху

консервативного иудаизма способствовала деятельность  знаменитого  гебраиста

и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм  сохраняет сильные

позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.

      Сторонники  консервативного иудаизма признают  принципы  ортодоксального

раввинизма,  однако  сохранили многие  нововведения   реформистов.   В   их

синагогах мужчины и женщины  молятся совместно, богослужения  совершаются  на

английском языке,  используется  орган.  Подобно реформистам они отрицают

воскресение мертвых, но верят  в бессмертие души.  В  рамках  консервативного

иудаизма в США  возникла  направление  конструктивистов.  Они  провозглашают

принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для иудаизма”.

Религия рассматривается  как часть культуры  а еврейские обычаи  и ритуалы

только как явления  национальной традиции.

 

                         3.3. Ортодоксальный иудаизм

 

 

Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая  система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель  «прославляет единого Бога».

Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя  древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и  Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.

Вывод, к которому в 19 в. пришли некоторые (в большинстве христианские) историки религий, что еврейская  история породила две разные религии, а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444 до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизма непрерывна, и подобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался, освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая новые принципы и нормы в соответствии с меняющимися условиями. Несмотря на возрастающую роль правовых элементов в иудаизме после вавилонского плена, религия осталась по существу той же, что и в период до плена, и любая значимая доктрина иудаизма после плена восходит к более ранним учениям. Иудаизм после плена, не отступая от универсализма прежних пророков, поднял их универсализм на новую высоту в произведениях Второисайи, книгах Руфи, Ионы, Псалмах, т.н. литературе премудрости и составленных фарисеями Галахе и Агаде.

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи  иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и  богословы отвечают одинаково: в  Палестине. Но на другой вопрос, когда  возникли монотеистические представления  у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской  религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже  первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения  иудаизма.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи  называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо  если люди того далёкого времени знали  имя Бога, то сегодняшнее поколение  людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

В международном  справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало  не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов  всех иудеев проживает в двух странах  мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция  и Россия - по 4,5 процента, пятое и  шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах  мира проживает 83 процента иудеев.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

  • о священных книгах,
  • о сверхъестественных существах,
  • о Машиахе (Мессии),
  • о пророках,
  • о душе,
  • о загробной жизни,
  • о пищевых запретах,
  • о субботе.

Информация о работе Иудаизм и его основные направления