Иудаизм и его основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Бога). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола
Павла.
1. Основные

Содержание работы

-Введение
Основные принципы вероучения в иудаизме
основные периоды развития иудаизма
Основные направления современного иудаизма
Реформизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Иудаизм..docx

— 126.25 Кб (Скачать файл)

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым  Бог дал задание и возможности  возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела  две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд  чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял  в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю  сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим  спутником и учеником Елисеем  прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.

В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед  всем человечеством состоит в  том, что через него Бог дал  людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.

Иудейская пасха  празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

Учения о душе имеют  все религии классового общества. В Иудаизме существует несколько  главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может  существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или  как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена  Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей  временно забирает души на небо. Утром  Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в  особой молитве благодарят Господа  за то, что он вернул им душу. Все  другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в  его теле.

Учение о загробной  жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место  от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи  думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они  называли словом “шеол” (перевод слова  неизвестен). Шеол - это место, где  не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей  ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал  со времени появления Талмуда  и до второй половины нашего века. В  этом варианте содержание книг Талмуда  толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом  направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения  ада использовались слова “шеол” и “геенна”. (“Геенной” называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли “гоями”) навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом  в третьем есть лишь одно изменение  в понимании картины загробной  жизни. Но это изменение очень  существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Иудеи должны соблюдать  определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Иудаизм был важным идейным  источником для двух самых больших  религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные  книги иудаизма - Тора и Танах - стали  священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

Наряду  с латынью и древнегреческим  иврит долгое время считался мертвым  языком. Сотни лет он был доступен только узкому кругу раввинов и ученых-талмудистов. В повседневной жизни использовался  идиш – европейский язык, относящийся  к германской группе. В XX веке иврит  был возрожден и признан официальным  языком Израиля. 
 
Иврит – один из древнейших языков Восточного Средиземноморья, относящийся к семитской группе. На древнееврейском языке («лошен кодеш»), к которому восходит иврит, написана Библия и ряд других письменных памятников иудаизма, христианства и ислама. Само словосочетание «лошен кодеш» переводится как «священный язык». 
 
Сложность изучения иврита для русскоязычных студентов состоит в том, что он совершенно не похож на привычные для уха европейские языки. А кроме необычной фонетики придется освоить консонантное письмо и привыкнуть читать справа налево. 
В иврите используется еврейский алфавит (алеф-бет), состоящий из 22 букв, которые пишутся особым «квадратным шрифтом». Примечательно что в алфавит входят только согласные звуки, а гласные передаются с помощью системы вспомогательных значков (некуддот, буквально «точки») – огласовок, состоящих из комбинаций точек и штрихов, которые ставятся вокруг буквы: сверху, снизу или слева. 
 
Так, корень слова обычно состоит из трех-четырех согласных, которые несут смыслоразличительную функцию. Гласные же меняются и при образовании однокоренных слов, и при их склонении. Они выполняют преимущественно грамматическую роль, то есть служат для различения словоформ. Например, денежная единица Израиля – шекель – во множественном числе называется «шкалим», а образованное от нее прилагательное «шекельный» звучит как «шикли». 
 
Часто огласовки не пишутся вообще, так что о произношении гласных приходится догадываться по контексту. Если бы русские слова писались аналогично, то, например, «бг» можно было бы прочитать и как «Бог», и как «бег», в зависимости от того, о чем идет речь. Вот почему специалисты по ивриту отмечают, что вся логика этого языка на 90% заключена в гласных. 
 
Особенность изучения иврита заключается в необходимости не просто дословно переводить фразу или слово, но и налету понимать ее смысл и строение. Например, очень интересны так называемые смихуты: два слова, одно из которых дополняет другое. Так, дословный перевод одного смихута – «дом книги», а бытовое значение совсем простое: «школа». А слово «микроскоп» в буквальном переводе с иврита и вовсе удивительно: «стекло, увеличивающее букашку до размеров ливанского кедра». Такие лексические особенности связаны с тем, что во времена возникновения иврита в древности многих современных предметов просто не существовало. И в наши дни язык все время пополняется и развивается, обогащается новыми понятиями. 
 
У евреев есть такая пословица: «Иврит надо учить, а идиш говорится сам собою». Идиш – разговорный язык европейских евреев, не живших в Израиле. В каждой стране идиш приобрел местный колорит – есть венгерский диалект, литовский, польский и пр. Популярные еврейские песни поются как раз на идише («Тум-балалайке», «Хава нагила»). Многие «загораются» учить идиш именно из-за этих песен. Курсы идиш в Москве есть при Российско-американском центре библеистики и иудаики при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), при еврейских образовательных центрах, синагогах. Существует также студенческая община – Идиш-центр при московском Гилеле. Изучать идиш можно с репетитором, а также с помощью интернет-ресурсов. 

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Возникновение иудаизма 2

Исход и религиозная революция Моисея 3

Эпоха Первого храма 4

Пятикнижие (Тора) 5

Эпоха Второго храма 5

Период  римско-византийского и арабского  владычества 7

Средние века 7

Галаха 7

Краткий словарь 9

 

Введение

Собственно иудаизм является Законом с точки зрения иудеев. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов), которые описывают аспекты жизни иудея, как-то: прием пищи, гигиена, отношения в семье и др. Из них выделяются семь правил, обязательных для исполнения всеми людьми (и евреями, и гоями):

    • запрет идолопоклонства,
    • запрет Богохульства,
    • запрет кровопролития,
    • запрет воровства,
    • запрет разврата,
    • запрет жестокости по отношению к животным,
    • повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом.

Согласно Торе, за добро и зло человеку воздается в этой жизни. В эпоху Второго храма (1 век н.э.) распространяется вера в воздаяние и в будущей жизни. В то же время появляется применительно к этим правилам новый специфический элемент — «радость мицвы» — внутреннее удовлетворение от исполнения заповедей. Хотя мицвы не ставят целью удовольствие исполняющих их, истинная радость и святость могут быть достигнуты только благодаря их выполнению.

Среди этих правил есть, например, предписания, касающиеся земледелия: запрещается  засеивать поле разнородными семенами, срывать плоды дерева в первые три года плодоношения, обрабатывать землю в течение более чем  шести лет подряд; другие предписания  касаются «восстановления исторической справедливости»: раз в 50 лет отпускать  рабов на волю и возвращать землю  ее первоначальному владельцу.

Возникновение иудаизма

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией.

Предпосылками появления  иудаизма была так называемая «Вера патриархов». Еврейская теология считает Авраама родоначальником новой веры.

После внутриполитической стабилизации в начале 20 века до н.э., позволившей  Египту восстановить контроль над Эрец-Исраэль (территорией современного Израиля), на которой наряду с кочевым, существовало также оседлое земледельческое население; во второй половине 18 века до н.э. Гиксосы, захватив Сирию и Эрец-Исраэль, проникли в Египет и около 1720 года до н.э. установили контроль над большей его частью. Именно эта эпоха отражена, по мнению современных историков, в библейских сказаниях о патриархах — прародителях еврейского народа.

Согласно Библии, отец Авраама Терах проживал со своим семейством за рекой Евфрат и поклонялся иным богам. Бог повелел Аврааму (впервые после изгнания Адама Бог обращается к человеку) идти в Ханаан, обещая сделать его потомство великим народом, которому будет отдана земля от реки Египетской до реки Евфрат. Через некоторое время Бог скрепляет это обещание заключением договора — завета. Авраам, Исаак и Иаков (сын и внук Авраама) считаются по еврейской традиции патриархами.

Согласно Библии, когда  Авраам со своим окружением покинули долину Евфрата, что-то изменилось в  их духовной жизни. И началось формирование новой системы религиозных представлений. Имя Иакова было изменено на теофорное Исраэль, символизируя начало новой духовной жизни.

Содержательная сторона  религиозных представлений эпохи  патриархов может быть восстановлена  лишь в самых общих чертах. Религия  патриархов основывается на идее, что  глава клана вправе избирать любое  нравящееся ему имя для бога своих  отцов, с которым он устанавливает  особую личную связь, своего рода союз или завет. Уникальной в этой вере была идея особой близости между богом  и человеком (или группой людей) и требование исполнять все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что патриархи допускали (пусть подспудно) существование различных божественных наименований. Эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того пути, который завершился бескомпромиссным монотеизмом Моисея, провозгласившего Яхве «единым Богом вселенной».

Исход и религиозная  революция Моисея

Иудейская историография  связывает исход из Египта, где  израильтяне были рабами у фараона, странствование по пустыне и превращение  израильских племен в единую нацию  с личностью законодателя и вождя Моисея.

В качестве вождя и пророка  Моисей предстает перед нами посланником  Бога, явившегося ему в пламени  тернового куста («неопалимой купины») в Синайской пустыне, где Моисей, после побега из Египта, пас стадо своего тестя. В текстах сказаний о Моисее Бог именуется уже не Богом предков или Богом Всемогущим, а новым именем — Яхве. Сорок лет водил Моисей свой народ по пустыне, ведя его в землю Обетованную, но самому ему так и не суждено было вступить в нее.

Библия повествует, что  после скитаний по пустыне израильтяне  дошли до горы Синай, и там был заключен завет между Богом и народом. (Уже не богоизбранный Авраам, а целый богоизбранный народ). Кульминацией этого события была передача скрижалей с высеченными 10-ю заповедями (декалогами):

Информация о работе Иудаизм и его основные направления