Христианский взгляд на проблемы наркотической зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:21, научная работа

Описание работы

Работу с наркозависимыми можно построить по специальной программе, которая ориентирована на людей, принимающих православие. Программа эта направлена на:
- избавление от недуга наркомании;
- нравственное возрождение личности;
- обретение семьей и обществом полноценных граждан.
Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей, психологов и педагогов.
Цель бакалаврской работы состоит в раскрытии масштабов наркотической зависимости в мире и христианского взгляда на проблемы наркозависимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «НАРКОМАНИЯ» 6
1.1. История и причины развития наркомании 6
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
НАРКОЗАВИСИМОСТИ 18
2. 1. Масштабы наркотической зависимости в мире 18

РАЗДЕЛ 3. ЦЕРКОВЬ – НА ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ 27
3. 1. Основные принципы церковной реабилитации

наркозависимых 27
3. 2. Реабилитационный процесс в Церкви. Программа
лечения и реабилитации наркозависимых 32
ВЫВОДЫ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

НИРС Дорошенко.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

Начиная с мотивационного периода, церковная реабилитация включает участие реабилитантов в Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, индивидуальное духовное руководство, трудовые послушания. В процессе реабилитации следует заниматься также культурным развитием наркозависимых.

Привлекать к участию в реабилитационном процессе специалистов следует на каждом из этапов церковной реабилитации. Во время первичного консультирования, мотивационного периода особо важно соработничество с наркологами и психологами. На этапах ресоциализации и постребилитационного сопровождения востребована помощь работников социальной сферы и психологов. При работе с родственниками наркозависимых людей достижению благоприятного результата содействуют индивидуальные консультации, групповая работа и беседы психологов.

В настоящее время наркомания приняла угрожающий размах. В России насчитывается от 3 до 5 млн. наркозависимых. Смертность от употребления наркотиков огромная: в мире, в России и в Украине, в том числе каждую 20 секунду умирает молодой человек от наркотика или заболеваний, связанных с их употреблением. Никогда в истории человечества не было такой эпидемии наркоманией. И хотя человечество давно знакомо с наркотиками, их употребление никогда не было столь массовым, как в настоящее время. Если бы эта проблема была биологической и медицинской, она присутствовала бы на протяжении всей истории человечества, и ее можно было бы сравнить с инфекционными и наследственными заболеваниями. Конечно, биологический фактор и поражения различных органов имеет место при наркоманиях. Никто этого не отрицает. Но они вторичны по отношению к греху и греховному образу жизни.

Основная причина наркомании является не медико-биологической и не социально-экономической, а духовно-социальной и, в первую очередь, духовной. Наркомания - это не болезнь, в первую очередь, а грех, и болезнь только во вторую очередь. Это результат греховного образа жизни, жизни без Бога и вопреки Богу. Грехи порождают определенный образ жизни. Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный - греховный образ жизни. Таким образом, в психику или в душу человека вложена грехом программа и эту программу создал сам человек, конечно при участии внешних воздействий семейного поведения, воздействия улицы, средств массовой информации, научения средой обитания, т. е. улицей, школой, друзьями.

И эта программа работает, заставляя жить именно так, как она составлена. Основная задача - изменить программу, вложенную в душу, т.е. изменить образ жизни, изменить "начинку" души, изменить психотип наркомана, его мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится.  С грехом можно бороться, его можно победить, умалять, его можно забывать. (Не забыть, а забывать). Поэтому в процессе реабилитации наркомании мало добиться прекращения приема наркотика. Это не есть исцеление. Рано или поздно та программа сработает. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу грехом, изменить образ жизни, заложенный программой греха, изменить психотип. Но это - сложная задача, непосильная медицине, но посильная благодати Божией, которую человек получает в Церкви по вере своей. Мы знаем, что ни один грех не совершается без нашей собственной воли, значит надо менять, укреплять волю человека. В состоянии страсти человек является ее рабом, и его воля здесь бессильна. По мнению святых отцов, в состоянии страсти человек бессилен что-либо сделать своей волей. Но, вот здесь-то как раз и приходит на помощь благодать Божия, когда человек обращается к Богу.

В православии надо смотреть на наркоманию не как на болезнь биологическую, а как на болезнь духовную, ибо именно грех и греховный образ жизни порождает страсть, которая приводит к формированию психических и соматических нарушений.

Депривация (т.е. лишение) духовности и любви в детстве и отрочестве не дают возможности развиться духовным способностям, отрывают человека от Бога и закрывают путь к Нему и этим способствуют развитию самых разнообразных пороков и страстей. Депривация духовности и любви лежит и в основе развития деградации личности наркозависимых, по крайней мере, как одна из важных ее причин.

Употребление опьяняющих субстанций может быть обусловлено тяжелыми, невосполнимыми потерями, утратой или дискредитацией важнейших ценностей... Если потерявший опору человек начинает, к примеру, выпивать, он не может рассчитывать на обретение утраченных символов веры. [31, с. 213].

У 90 % больных алкоголизмом и 100 % пациентов-наркозависимых выявляется потеря смысла существования [85, с. 318]. Только здесь опять-таки следует говорить не о потере, а об изначальном отсутствии смысла жизни именно в духовном понимании этого явления, т.е. о синдроме депривации религиозно-духовного воспитания. Обретение веры и становление христианской духовности способствует выходу из наркозависимости и изменению образа жизни и исчезновение при этом тех личностных признаков, которые свидетельствуют о якобы развившейся социальной, духовно-нравственной и интелектуально-мнестической деградации.

Выявляемая врачами-наркологами и психологами деградация личности, безусловно, имеется, но она до определенного времени носит обратимый характер и является, по существу, проявлением синдрома депривации духовности и любви в семье.

Благодать Божия действует на каждого человека и исправляет, казалось бы, неисправимого грешника, но этот процесс исправления грешника не является односторонним: требуется и активная работа самого грешника по своему исправлению. Промысел Божий, безусловно, руководит этим процессом, но человеческий фактор, вне всякого сомнения, играет далеко не последнюю роль.

Промысел Божий лучше всего проявляется в том случае, когда человек открывает двери своей души идущему к нему Богу и сам идет к Нему. Господь пришел не праведников спасти, но грешников и первый, кто оказался с Ним в раю - разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первый сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся. Евангельская история про разбойника благоразумного повествует. "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил:"Если ты Христос, спаси себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое! И сказал Иисус: истинно говорю тебе ныне же будешь со мною в раю". (Лк.,39-43) [29, с. 52.].

Реабилитация наркозависимых, основанная на православном понимании основной причины развития наркомании, дает удивительные результаты. Направлена реабилитация не на применение медицинских мероприятий, а  на изменение "греховной программы" души, на изменение мировоззрения, на активное воцерковление, на соединение души человека с Богом.

Опыт реабилитации наркозависимых показал, что при активном воцерковлении, ведении духовного образа жизни, выхода из наркоманической социальной среды прекращают употреблять наркотики от 65до 85 %., но если исходить из взгляда на наркоманию как на грех и греховный образ жизни, то следует и признать: с грехом надо бороться всю жизнь. Грех не лечится, с ним борются духовными методами, и в борьбе с грехом помогает Благодать Божия. Пока человек с Богом и в Церкви, он живет без наркотиков. Если он отходит от Церкви и Бога, то он, по слову апостола Петра, как пес возвращается на блевотину. [13, с. 35]

Наркоман - человек сугубо греховный, нарушающий все заповеди Божии. Но, по слову апостола Павла, там, где изобилует грех, преизобилует Благодать Божия. Когда наркоман приходит впервые в храм, у него нет еще веры. И в этом случае действует не вера, а Благодать Божия, а вера приходит уже потом. Часто наблюдается, что после первой же исповеди и причастия молодой человек часто перестает употреблять наркотики, у него исчезает тяга к ним, нередко при этом он также перестает курить и пить и с этого времени в нем появляется и горячая вера в Бога.

Работу с наркозависимыми можно построить по специальной программе, которая ориентирована на людей, принимающих православие. Программа эта направлена на:

- избавление от недуга наркомании;

- нравственное возрождение личности;

- обретение семьей и обществом полноценных граждан.

Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей, психологов и педагогов.

Программа рассчитана на три последовательных этапа лечения и реабилитации наркозависимых молодых людей, а именно:

1. Этап дезинтоксикационной и  общеукрепляющей терапии.

2. Этап целенаправленного воздействия  на личность наркозависимого, включающий, в частности, удаление его из  наркозависимой социальной ниши. Он предусматривает также продолжение  поддерживающей терапии и духовной  переориентации личности.

3. Этап семейно-бытовой и социальной  адаптации наркозависимого и  способствование его активному  врастанию в социально-трудовую  деятельность.

Первый этап реабилитации включает в себя лечение в терапевтических дозах медикаментозными средствами с выведением наркозависимого из состояния наркотизации и борьбу с абстинентным сидромом. Помимо активной дезинтоксикационной терапии в условиях стационара или реже в домашних условиях, проводится лечение транквилизаторами, нейролептиками, витаминами, симптоматическими средствами. На более поздних этапах рекомендуется физиотерапия. Психотерапевтическое воздействие сопровождается рациональной "разъяснительной" психотерапией. Этап медикаментозной терапии проводится или в условиях стационара, или в амбулаторных условиях под активным наблюдением врача-нарколога и других специалистов. На этом же этапе начинается активное воцерковление наркозависимого и пастырское душепопечение.

Второй этап реабилитации - это этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого с удалением его из наркозависимой среды (содержит три части).

Второй этап предполагает удаление молодого человека из наркозависимой среды, изменение образа жизни и активное духовное, психотерапевтическое воздействие на личность. Здесь уже возникает начало бытовой, семейной и социально-трудовой реабилитации. Этот этап осуществляется в монастыре, организованных нами общинах монастырского типа или путем смены места жительства с целью удаления наркозависимого из наркоманической социальной ниши.

Второй этап реабилитации имеет три части.

Первая часть:

а) активная пастырская работа, душевная и духовная поддержка;

б) терапия и психотерапия "пограничных" расстройств: эмоциональных нарушений, депрессивного, апатоабулического синдромов, профилактика суицидальных тенденций и др. нарушений.

Эта часть работы осуществляется в Душепопечительском центре (психотерапия "пограничных состояний" и пастырская) и в монастырях и(или) общинах (пастырская, бытовая и трудовая реабилитация). Социально-трудовая реабилитация в монастыре осуществляется путем прохождения послушаний, в общинах - путем организации специальных видов работ.

Вторая часть:

а) анализ интерсоциальных контактов и среды, которые способствовали формированию наркозависимости;

б) моделирование ближайших и отдаленных перспектив;

в) раскрытие позитивных личностных резервов;

г) проведение психологической диагностики и предоставление комплекса рекомендаций, соответствующих психологическому типу личности;

д) анализ психологических аспектов трудовой и профессиональной реабилитации, психологическая поддержка при переквалифицировании.

Эта часть работы также осуществляется в Душепопечительском центре врачами-нарколагами, психотерапевтами, психологами и продолжается в реабилитационных общинах.

Третья часть:

а) обсуждение вопросов, касающихся смысла жизни, понятий "грех", "страсть", беседы о христианских добродетелях;

б) духовно-психологическая подготовка к Таинству Исповеди;

в) активная пастырская работа с наркозависимыми.

Эта часть работы осуществляется в Душепопечительском центре, в монастырях, в общинах.

Третий этап реабилитации - семейно-бытовая и социально-трудовая реабилитация бывших наркозависимых, прошедших второй этап реабилитации и находящихся в состоянии устойчивой ремиссии.

Осуществляется после возвращения молодых людей из монастыря, общины или другого места, в котором они были лишены общения с наркозависимой средой. Сотрудники Центра активно помогают в трудоустройстве, психологи и психотерапевты помогают адаптироваться в семье. В случае необходимости проводится терапия по показаниям.

Пастырское окормление проводится на всех этапах реабилитации и включает в себя:

- пастырские собеседования и  проповеди;

- занятия в группе по изучению  Св.Писания;

- приобщение к церковной жизни. Святые Таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Елеосвящение;

- Литургическая жизнь, совершение  молебнов, паломнические поездки  по святым местам;

- духовная реабилитация и воцерковление  в условиях монастыря или реабилитационной  общины по монастырскому типу.

Длительность реабилитации индивидуальна и колеблется от б - 7 мес. до 1 - 1,5 - 2 лет. Конечный результат реабилитации зависит от того, остается молодой человек в Церкви или нет. Все остающиеся в Церкви отходят от наркотиков, отходящие от Церкви нередко вновь возвращаются к наркотикам. [35, с.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Человечество познакомилось с наркотиками, как считают археологи, около 40 тысяч лет назад. В древних цивилизациях — Месопотамии, Египта, Древней Греции, Индии, Китая, майя и ацтеков — уже знали о том, что некоторые растения способны усыплять или опьянять, а грибы вызывать галлюцинации. Эти странные грибы и растения становились для древних народов воплощением таинственных сил — даром богов или порождением дьявола. Использовали их в основном в магических и религиозных обрядах, иногда для лечения, установив строгие ограничения на их употребление.

Информация о работе Христианский взгляд на проблемы наркотической зависимости