Христианский взгляд на проблемы наркотической зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:21, научная работа

Описание работы

Работу с наркозависимыми можно построить по специальной программе, которая ориентирована на людей, принимающих православие. Программа эта направлена на:
- избавление от недуга наркомании;
- нравственное возрождение личности;
- обретение семьей и обществом полноценных граждан.
Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей, психологов и педагогов.
Цель бакалаврской работы состоит в раскрытии масштабов наркотической зависимости в мире и христианского взгляда на проблемы наркозависимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «НАРКОМАНИЯ» 6
1.1. История и причины развития наркомании 6
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
НАРКОЗАВИСИМОСТИ 18
2. 1. Масштабы наркотической зависимости в мире 18

РАЗДЕЛ 3. ЦЕРКОВЬ – НА ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ 27
3. 1. Основные принципы церковной реабилитации

наркозависимых 27
3. 2. Реабилитационный процесс в Церкви. Программа
лечения и реабилитации наркозависимых 32
ВЫВОДЫ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

НИРС Дорошенко.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

 

 

ЛУГАНСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В ЧЕСТЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

Кафедра  «Богословия»

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА СТУДЕНТА

 

на тему: «ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

 

студента 4   курса,    группы  БО-121

 

направление  подготовки   «Философия»

 

Специальность 6.020.301.     «Богословие»    (православное)

 

Дорошенко Максим Юрьевич                          

 

 Руководитель  работы

 доц. Бурлуцкая Г.М.                                         __________________     

 

Результаты защиты:

Национальная шкала ___________   

Количество баллов:   ___________

Оценка:  ECTS           ___________

 

 

Члены комиссии: 

проф. прот. Владимир Конончук                           __________________

архим. Павел (Валуйский)                                      __________________

доц. Бурлуцкая Г.М.                                                __________________

 

 

 

 

Луганск – 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

 

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «НАРКОМАНИЯ»                     6

 

      1. История и причины развития наркомании   6

 

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ  

 

                    НАРКОЗАВИСИМОСТИ      18

 

                   2. 1. Масштабы наркотической зависимости  в мире  18 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ЦЕРКОВЬ – НА ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ  27

 

      3. 1. Основные принципы церковной  реабилитации 

             

    наркозависимых       27 

 

       3. 2. Реабилитационный процесс в  Церкви. Программа 

 

      лечения и реабилитации наркозависимых   32

 

ВЫВОДЫ           43

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ     50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования: несмотря на то, что злоупотребление наркотиками стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно, опыт злоупотребления людьми нарковеществ измеряется тысячелетиями.

Злоупотребление запрещенными наркотиками является одной из крупнейших проблем современности. Это явление существует во всех странах – от самых богатых до самых бедных, затрагивает все слои населения и постепенно охватывает все возрастные группы, питает преступность, коррупцию и терроризм во всем мире, приносит немыслимые доходы отдельным людям и причиняет колоссальный вред массе других, уносит миллионы жизней и угрожает существованию целых общин.

В силу своей масштабности и последствий мировая проблема наркотиков является серьезным испытанием для систем здравоохранения, образования, уголовного правосудия, социальной защиты, экономики, а иногда и политической системы различных стран. Это явление приобрело огромный размах, а появление новых технологий, в частности Интернета, еще более способствовало его распространению и открыло новые возможности для наживы.

В 2014 году около 230 млн. человек, или 5 процентов взрослого мирового населения, по крайней мере, один раз употребляли какой-либо запрещенный наркотик. К категории проблемных наркопотребителей относятся примерно 27 млн. человек, что составляет 0,6 процента взрослого мирового населения. На общемировом уровне потребление запрещенных наркотиков остается в целом стабильным, но по-прежнему растет в некоторых развивающихся странах. Героин, кокаин и другие наркотики ежегодно убивают около 200 тыс. человек, разрушая семьи и принося бедствия тысячам других людей. Запрещенные наркотики подрывают социально-экономическое развитие и способствуют росту преступности, нестабильности, незащищенности и распространению ВИЧ.

Основная причина наркомании является не медико-биологической и не социально-экономической, а духовно-социальной и, в первую очередь, духовной. Наркомания - это не болезнь, в первую очередь, а грех, и болезнь только во вторую очередь. Это результат греховного образа жизни, жизни без Бога и вопреки Богу.

Наркомания – это трагедия семьи и общества в целом. Это тяжелая болезнь, которая крайне сложно и длительно лечится. Главным условием выздоровления больного остается осознанное желание вылечиться.

Православная Церковь свидетельствует: наркомания полностью излечима. Человек - образ Божий, и на нем никогда нельзя ставить точку. Пока он жив, всегда есть шанс обратится к Богу и с помощью Господней излечиться.

Бездуховность, безрелигиозность семьи, отсутствие у детей элементарных понятий о религии, духовности, грехе красной нитью проходят через искалеченные судьбы молодых людей и девушек. Далек стал мир от Бога, от Церкви, от Евангелия.

Самая низкая заболеваемость нарко-, токсикоманиями регистрируется именно в тех регионах Украины, которым присущий наивысшей уровень религиозности населения.

Зарубежный опыт показывает, что в деле охраны психического здоровья нации неоценимую помощь могут оказать люди без диплома врача – особенно священнослужители.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х годов ХХ века принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам.

Церковная реабилитация есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ, начинающееся с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков, при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Работу с наркозависимыми можно построить по специальной программе, которая ориентирована на людей, принимающих православие. Программа эта направлена на:

- избавление от недуга наркомании;

- нравственное возрождение личности;

- обретение семьей и обществом  полноценных граждан.

Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей, психологов и педагогов.

Залогом успешного противодействия наркомании и помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость, является социальное партнерство Церкви и государства.

Цель бакалаврской работы состоит в раскрытии масштабов наркотической зависимости в мире и христианского взгляда на проблемы наркозависимости.

Объектом исследования выступает – отношение Православной Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость.

Предметом исследования является – современное состояние проблемы наркозавистимости, человек - образ Божий.

Результаты, полученные в процессе написания работы могут быть использованы  как информационный материал в профилактике наркомании, для повышения эффективности деятельности наркологической службы в Луганской области; применения на практике Программы церковной реабилитации наркозависимости.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1.СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «НАРКОМАНИЯ»

 

         1.1 История и причины развития  наркомании

 

Несмотря на то, что злоупотребление наркотиками стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно, опыт злоупотребления людьми нарковеществ измеряется тысячелетиями.

Человечество познакомилось с наркотиками, как считают археологи, около 40 тысяч лет назад. В древних цивилизациях — Месопотамии, Египта, Древней Греции, Индии, Китая, майя и ацтеков — уже знали о том, что некоторые растения способны усыплять или опьянять, а грибы вызывать галлюцинации. Эти странные грибы и растения становились для древних народов воплощением таинственных сил — даром богов или порождением дьявола. Использовали их в основном в магических и религиозных обрядах, иногда для лечения, установив строгие ограничения на их употребление.

С развитием духовной жизни и с процессом социализации силы общественного давления становились строже, а контроль над инстинктами суровее. Постепенно зарождались новые духовные ценности, существование наполнялось новым смыслом и осознавать его становилось все сложнее, человеку нужно было менять технику общения с подсознанием, и он стал находить выход в наркотиках. С развитием общественной жизни стали выделяться личности, исполняющие особые функции и влияющие на общественную жизнь. Это вожди племен, волшебники, маги, шаманы, жрецы. В древности право употребления наркотиков имели только они, да и то только с определенной целью, на эти средства было возложено табу для простых смертных, и их рецепты хранились в строгом секрете. Таким образом, привилегированным классам удавалось оградить народ от самоуничтожения [84, с. 12].

В Европу органические наркотики привезли с Ближнего Востока крестоносцы в XIII веке, но долгое время главной сферой их применения оставалась медицина. Поворотным стал XIX век, когда психостимуляторы благодаря развитию торговли распространились по всему миру и начали использоваться в немедицинских целях. Другим самоубийственным шагом человечества стало создание сначала сильных экстрактов на основе растительных наркотиков (морфий из опиума, кокаин из листьев коки), а затем и синтез искусственных наркотических веществ [26, с. 622].

Пять тысяч лет назад было открыто психоактивное свойство мака. Его использовали шумеры. Позже о лечебных свойствах мака (опиум) узнали в Персии и Египте (рецепт завезли из Вавилона). Опиум использовали в медицинских целях греки и арабы. В VIII веке арабы расширили границы выращивания мака от Малой Азии до Индии и Китая. Мировая история зафиксировала случаи массового отравления веществами растительного происхождения. В 994 году умерло сорок тысяч французов. В Европу в XIII веке крестоносцы завезли с Ближнего Востока опиум. Первый медицинский препарат, изготовленный из опиума, прописал больному Парацельс в XVI веке. В XVII веке английский врач Томас Сайденхем открыл новый способ получения опиума и назвал этот препарат своим именем. Первые препараты опиума носили название "Лаудан". В 1805 году аптекарь Зертюрнет выделил первый алкалоид опиума и дал ему название "морфин", в 1832 году Робике выделил кодеин, а в 1848 году Мерк выделил из опиума папаверин. Но переворотом стал 1853 год. В этом году врач из Эдинбурга Александр Буд изобрел иглу для подкожных инъекций, и прием морфина, опиума и других алкалоидов стал более эффективным. В итоге возникло ошибочное мнение о том, что такое употребление не ведет ни к физическому, ни к психологическому привыканию. Из вышеописанного мы видим, что наркотик к концу XIX столетия стал применяться почти во всем мире [84, с. 15].

Ост-Индская Компания, которая владела монополией на производство опиума в Бенгалии, огромное количество зелья продавала в Китай. В 1820 году в Китае был введен запрет на импорт опиума. Это привело в 1842 году к первой опиумной войне, в которой более мощный военно-морской флот Великобритании вынудил китайцев вновь открыть двери британскому наркотику [50, с. 43].

Спустя пятнадцать лет, в 1857 году вспыхнула вторая опиумная война, в которой к Великобритании присоединились Франция и США. Китай, конечно же, проиграл и эту войну. С целью приостановки оттока золотого запаса и для спасения страны от инфляции Китай начал выращивать собственный опиумный мак. Миллионы китайцев проводили большую часть своей жизни в опиумных курильнях, погруженные в наркотический сон [20, с. 32].

Нелишне будет вспомнить, что отец психоанализа Зигмунд Фрейд в 1884 году еще будучи молодым неврологом, употреблял некоторое время кокаин в минуты депрессии, и даже посоветовал одному из своих знакомых использовать кокаин как обезболивающее средство. Свое первое впечатление от действия кокаина он описал следующим образом: «Малые дозы этого лекарства вознесли меня на вершину. Теперь я собираю материал, чтобы сложить хвалебную песнь в честь этого волшебного вещества».

В письмах к своей невесте Марте он назвал кокаин "чудодейственным лекарством". Позже, когда один из его пациентов впал в психоз, вызванный кокаином, и подвергся кошмарным галлюцинациям, Фрейд по-настоящему испугался и отказался от его использования. Он даже стал решительным противником использования кокаина в психиатрии. [27, с. 230].

В XX веке наркотики начали настоящий «крестовый поход» против человечества. К этому времени во многих странах Центральной и Юго-Восточной Азии производство наркотиков — в том числе синтетических — стало массовым. Сбытом и распространением наркотиков занялась мафия. Напуганные масштабами «наркотической эпидемии», правительства европейских стран пытались создать даже специальную «опиумную комиссию» уже в 1909 году. В нее вошли представители 13 государств, в том числе России. Серьезная вспышка наркомании в России случилась после I мировой войны. Практика применения наркотиков в армии была в то время обычной для многих стран. В полевых госпиталях раненые массово получали морфий и кокаин. В Англии даже существовал особый медицинский набор с названием «Полезный подарок для друга, едущего на фронт» со шприцем и ампулами с морфием и кокаином. Но больше всего наркомания распространилась в среде поэтов, писателей, людей искусства. Кокаин царил в литературных клубах и кафе, на собраниях художников и артистов, ежегодно унося жизни и разрушая судьбы.

Вторая половина XX века принесла человечеству новые синтетические яды, и ЛСД в том числе.

1938 год стал очень важным для  истории наркомании. В этом году швейцарскому химику Альберту Хоффману удалось синтезировать лизергиновую кислоту, что явилось началом развития массового употребления наркотиков в размерах, которые до этого не имели прецедента в истории человечества [84, с. 64].

Через несколько лет, 16-го апреля 1943 года совершенно случайно Хоффман стал первым, кто испробовал действие нового вещества на себе. Как это часто бывает, первооткрыватель не знал, что же именно он открыл. Вот как он описал свое первое знакомство с ЛСД-25: "Пятница... я должен прервать работу в лаборатории... меня охватило какое-то странное чувство беспокойства и легкой оглушенности... Я дома, лежу на полу и медленно погружаюсь в делириум, о котором я не могу сказать, что он мне неприятен. Он характеризуется исключительно возбуждающими фантазиями. Я лежу в полубессознательном состоянии с закрытыми глазами... меня одолевают фантастические видения необычайной реальности с интенсивной игрой красок - как в калейдоскопе" [84, с. 65].

Информация о работе Христианский взгляд на проблемы наркотической зависимости