Христианский взгляд на проблемы наркотической зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:21, научная работа

Описание работы

Работу с наркозависимыми можно построить по специальной программе, которая ориентирована на людей, принимающих православие. Программа эта направлена на:
- избавление от недуга наркомании;
- нравственное возрождение личности;
- обретение семьей и обществом полноценных граждан.
Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей, психологов и педагогов.
Цель бакалаврской работы состоит в раскрытии масштабов наркотической зависимости в мире и христианского взгляда на проблемы наркозависимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «НАРКОМАНИЯ» 6
1.1. История и причины развития наркомании 6
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
НАРКОЗАВИСИМОСТИ 18
2. 1. Масштабы наркотической зависимости в мире 18

РАЗДЕЛ 3. ЦЕРКОВЬ – НА ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ 27
3. 1. Основные принципы церковной реабилитации

наркозависимых 27
3. 2. Реабилитационный процесс в Церкви. Программа
лечения и реабилитации наркозависимых 32
ВЫВОДЫ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

НИРС Дорошенко.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ЦЕРКОВЬ - НА ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ

 

          3.1 Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых

 

«С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). [67, с. 139]

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х годов ХХ века принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам. На сегодняшний момент во многих епархиях существуют различные формы реабилитационной деятельности. В некоторых церковных и церковно-общественных реабилитационных центрах используются методологии, заимствованные из опыта государственной наркологии, и методологии, разработанные в других странах, например, «Терапевтические сообщества», «Программа 12 шагов».

Вопросом, вызывающим острую полемику, является отношение Церкви к «Программе 12 шагов».

«Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни.

При этом, «Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться [10, с.15].

В будущем возможно появление различных новых подходов и форм в церковной реабилитации, и это разнообразие форм надо приветствовать. Вместе с тем вновь создаваемые методологии церковной реабилитации должны находиться в согласии с православным богословием и антропологией, опираться на аскетическую традицию православной Церкви.

Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Для достижения цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий.

Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации наркологических больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности по реабилитации делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию по окончании реабилитационного процесса, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной цели. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения.

Таким образом, церковная реабилитация есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ, начинающееся с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков, при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Члены общины, проводящей реабилитацию, являются соработниками Божиими, помогая зависимым преодолевать приобретенную страсть, приобщая их к внутрицерковной жизни, в которой соединяется перемена мировоззрения зависимых и максимально возможное участие в Евхаристической жизни.

Показателем успеха церковной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни.

Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации:

Принцип 1. Главным деятелем церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенного предстателя. Входящий в жизнь церковной общины основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника. С ориентацией на священника формируется коллектив специалистов, группа проходящих реабилитацию людей также признает его руководящую роль в реабилитации.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских общинах. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины.

Спаситель благовествовал Своим последователям: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Отличительным, видимым признаком новой благодатной жизни для сторонних наблюдателей, является любовь и забота друг о друге последователей Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. В окружении и при помощи церковных людей легче совершается вхождение в сакраментальную жизнь Церкви, проще перенимается бескорыстный и уважительный образ общения между людьми.

Воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации — участие в сакраментальной жизни Церкви может быть только добровольным. Но, выбирая для себя церковную реабилитацию, люди дают согласие знакомиться с основами православного вероучения, присутствовать на богослужениях. Ознакомление с основами вероучения является обязательным при церковной реабилитации. Не все прошедшие реабилитацию в церковной общине становятся церковными людьми, но большинство из них меняет свои ценностные ориентиры. Те реабилитанты, у кого интереса к религиозной жизни не возникает, получают понятие о том, в чем она заключается.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Компетентность составляют — понимание природы зависимости, знание процесса реабилитации наркозависимых людей, владение информацией о существующей региональной системе поддержки.

Наркотическая зависимость представляет собой сочетание греховной страсти и тяжелого заболевания. Учителя духовной жизни, православные монахи аскеты показали, что успешно бороться с какой-либо страстью можно только имея обстоятельные знания обо всех особенностях данной страсти, ее действий, оправданий, ее малопонятных проявлений, обладая пониманием того, что поддерживает и что обессиливает страсть. Для того чтобы помочь наркозависимому человеку, необходимо также понимать его проблемы, связанные с зависимостью, как с болезнью, на физическом, психическом, социальном и духовном уровнях. В процессе реабилитации помогающий должен вооружить всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления у наркозависимых людей, пришедших в Церковь в надежде получить помощь.

Желательно привлекать к деятельному участию в церковной реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников. Но специалисты-профессионалы могут допускаться к участию в реабилитационном процессе, организованном в православной общине при условии, что они являются воцерковленными людьми или, как минимум, разделяют христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения (единство духа) основных деятелей реабилитационного процесса является необходимым условием, как внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса, так и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины.

 

3.2 Реабилитационный процесс в Церкви. Программа лечения и реабилитации наркозависимости

 

По данным Всемирной организации здравоохранения, из 8 миллионов жителей Земли, регулярно употребляющих сегодня героин и опиумные препараты, более 2 миллионов проживают в России. А по данным Минздрава РФ, в России официально зарегистрировано всего 200 тысяч больных наркоманией. Но реальные цифры значительно больше - в настоящее время в России порядка 5 миллионов наркоманов.

Общее число тех, кто хотя бы раз попробовал наркотики, составляет одну треть городского населения. По информации медиков, 60% российских наркоманов – люди в возрасте 18-30 лет, 20% – школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14 лет. Участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет, появились наркоманы в возрасте 4-6 лет. А число смертей среди малолетних потребителей наркотиков за последние 10 лет увеличилось в 42 раза.

Наркомания – это трагедия семьи и общества в целом. Это тяжелая болезнь, которая крайне сложно и длительно лечится. Главным условием выздоровления больного остается осознанное желание вылечиться.

Врачи причисляют к излечившимися от наркомании лиц, которые не употребляют наркотики более 1 года. Таковыми являются всего 5-6%. Однако, даже после 20-летней ремиссии (перерыва) бывший наркоман все еще считается наркоманом – их врачи называют «пассивными».

За всеми этими сухими и безликими цифрами стоят изломанные, искалеченные судьбы тысяч детей, и каждый раз невольно возникает вопрос: почему дети становятся наркоманами? Почему порой так невнимательны и легкомысленны родители, почему так поздно обращаются за помощью, а порой и не успевают обратиться вовсе?

По данным врачей-наркологов, большинство (около 90%) взрослых обнаруживают наркотическую зависимость у своих детей слишком поздно – спустя 1,5-2 года после того, как был попробован первый наркотик, 85% родителей испытывают от этого шок, растерянность, чувство беспомощности.

Рассмотрим реабилитационный процесс в Церкви, который включает в себя:

  1. Первичное консультирование. Очное консультирование проводится в кабинетах первичного приема. Заочное консультирование осуществляется по телефону доверия.
  2. Дезинтоксикация. Целесообразно проводить в медицинских учреждениях, с которыми следует заключать договоры о направлении к ним пациентов с целью адекватного медикаментозного лечения абстинентного синдрома и изоляции пациентов от наркотических веществ, с целью подготовки их к мотивационному периоду.
  3. Мотивационный период (проводится в мотивационном центре). В этот период необходимо настроить пациента на полный отказ от употребления изменяющих сознание психоактивных веществ, мотивировать на дальнейшее прохождение реабилитации.
  4. Основной период церковной реабилитации. Проходит внутри церковных общин, приходских или монастырских, с участием реабилитанта в церковной жизни. Реабилитация проходит эффективнее, если основной период церковной реабилитации проходит на значительном удалении от крупных городов.
  5. Ресоциализация. Проводится в центре (социальная гостиница, «дом на полпути»), расположенном в каком-либо из крупных городов. Прошедшему реабилитацию человеку предоставляется бесплатное или частично оплачиваемое им жилье, оказывается помощь с трудоустройством. У него имеется возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника.
  6. Постреабилитационное сопровождение. С согласия прошедшего реабилитацию человека с ним поддерживает связь проводившая реабилитацию церковная община, которая, в случае необходимости, может оказать ему поддержку. Священнослужитель храма, прихожанином которого он становится или продолжает быть, осуществляет его пастырское окормление.
  7. Работа с родственниками. Чаще всего проблема наркотизации молодого человека — это не только его личная проблема, но и проблема всей его семьи. При поступлении сына (дочери) или мужа (жены) на реабилитацию, важно помочь семье с помощью специалистов выйти из состояния созависимости, решить те семейные проблемы, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию. В отдельных случаях, когда становится очевидным, что проблемы, толкающие человека к наркотикам, в его семье не решить, ему может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

Информация о работе Христианский взгляд на проблемы наркотической зависимости