Христианские таинства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:16, реферат

Описание работы

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. В отличие от ранних религиозных систем, христианство появилось сравнительно поздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическими и политическими противоречиями.
В христианстве, вобравшем в себя многое из предшествовавших ему религий и учений, четко ощущается влияние и доктрины иудаизма, и митраизма с его системой обрядов и культов, и идеи умирающего и воскресающего божества из древневосточных религий.

Содержание работы

Введение 3
1.Христианские таинства, их виды. 5
Таинство Крещения 5
Таинство Миропомазания 7
Таинство Причащения 8
Таинство Исповеди (покаяния) 10
Таинство Брака (венчание) 12
Таинство Елеосвящения (соборования) 15
Таинство Священства 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

реферат по религиоведению.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Епитимию необходимо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который  ее наложил.

Реальностью наших дней стала так называемая «общая исповедь». Она заключается в том, что  священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов.

Ответственность за свои грехи человек несет с семилетнего  возраста. Тот, кто крестился взрослым, не имеет нужды в покаянии за период жизни до Крещения.

Таинство Покаяния, совершаемое  в Церкви, несет человеку, таким  образом, восстановление духовного  здравия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Таинство Брака (венчания)

 

«Брак есть Таинство, в  котором при свободном, перед  священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».*

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством  и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский  союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может  быть освящен в Таинстве Брака.

Церковью не допускается:

  • Четвертый и пятый браки;
  • Вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства;
  • Если один из брачующихся объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей;
  • Венчаться некрещеным;
  • Если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом;
  • Браки между крестными родителями и крестниками.

Венчание не совершается:

  • В течение всех четырех многодневных постов;
  • Во время Сырной седмицы (масленицы);
  • На Светлой (Пасхальной) Седмице;
  • От Рождества Христова до Крещения;
  • Накануне двунадесятых праздников;
  • По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
  • 10,11,26 и 17 сентября;
  • Накануне престольных храмовых дней.

Таинство Брака состоит  из двух частей – обручения и  венчания.

Во время обручения  священник вручает брачующимся зажженные свечи – символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды – в образ Святой Троицы – переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее – золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.

После обручения молодые  проходят на середину храма. Священник  вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы – богато украшенные короны, и возлагаются на головы молодым. Венец – это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» - после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Канне Галилейской.

Приносится чаша свином – символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны  делить до конца своих дней. Священник  в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей.

Круг – символ того, что Таинство совершено навечно, а хождение за священником – образ  служения Церкви.

В завершение Таинства супруги  встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

На второй брак церковь  смотрит неодобрительно и допускает  его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления.

Расторгнуть церковный  брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось  венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных  причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Соборование

 

Елеосвящение – Таинство исцеления. Православный писатель 19 века Е.Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии, Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к Соборованию».

Обычно Соборование  совершается на дому, у постели  болящего, но в Великом Посту оно  бывает в храмах. В ходе Таинства, которое совершает несколько  священников («собор»), освящается елей – растительное масло, прочитываются 7 Апостолов и Евангелий, 7 особых молитв. После каждого чтения батюшка помазует соборующимся голову, грудь, руки и ноги. Елей выступает как образ милости Божией, любви и сострадания.

Кроме исцеления от болезней, Елеосвящение дарует людям прощение забытых грехов. Физически здоровые люди не могут прибегать к этому Таинству без благословения священника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7 Священство

 

Таинство священия состоит  в том, что через святительское  рукоположение на поставляемого  в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать этого Святого Духа дает право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, а также совершать для нее церковные таинства.

Таинство Священства совершается в алтаре храма на литургии. Для того, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров.

Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи  – православные христиане.

Предстоятелем Русской  Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.

В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят митрополиты:

  • Киевский;
  • Петербургский;
  • Крутицкий;
  • Минский.

Постоянным членом Священного Синода является и председатель Отдела внешнецерковных сношений. Еще четверых приглашают из остального епископата по очереди, в качестве временных членов, на полгода.

В каждой области (епархии) есть свой архиерей. Архиерей – это  высшая степень священства и общее  звание для всякого священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, митрополита, архиепископа и епископа).

Ступенью ниже стоят  священники (пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь  на приходах, городских и сельских. Священники делятся на:

  • Иереев;
  • Протоиереев.

Старший священник в  приходе называется настоятелем.

Низшую степень священства представляют диаконы. Они помогают при совершении Таинств архиереям  и священникам, но сами не совершают  их. Старшие диаконы называются протодиаконами.

Монахов (отшельников) в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия.

Существуют три степени  монашества:

  • Рясофор;
  • Мантия (малая схима):
  • Схима (великая схима).

Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу». Малая и  великая схима – это высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают: патриарх – «родоначальник»; митрополит – «человек из главного рода» (Патриархи или митрополиты  являются главами всех церковных организаций в православных странах); епископ – «блюститель», архиепископ – «старший пастырь» (епископы и архиепископы, реже – митрополиты, являются предстоятелями церковно-административных округов – епархий).

Священники-монахи называются иеромонахами, игуменами и архимандритами. Архимандрит – это настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игуменом является настоятель обычного монастыря или приходского храма. Монахи-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархимандритами.

Монахи в диаконском сане называются иеродиаконами, старшие-архидиаконами.

 

 

Заключение

Основная идея христианства – это идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех: греков и иудеев, богатых и бедных. Все грешники, все «рабы Божьи». Люди могут очиститься от греха только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения, если поверят в великого Божественного Спасителя, который пришел на землю и принял на себя грехи человеческие.

В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в  ответ проникается решимостью служить  Богу и людям. Это служение Божие  приносит человеку святое, Небесное содержание жизни.

В заключение необходимо отметить, что церковные обряды и Таинства необходимы для любого человека, так как его природа нуждается в видимых символических действиях, которые помогают почувствовать действие невидимой силы Бога.

Христианские Таинства, а именно крещение, миропомазание, причащение, исповедь, брак, соборование и священство, сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю духовную жизнь.

Совершение каждого  Таинства, будь то крещение или миропомазание, либо иное другое, несет с собой особый дар благодати.

Необходимо отметить также, что Таинства обретают свою действенную  силу лишь при соединении двух условий:

  1. Совершение их законным, иерархически поставленным лицом;
  2. Внутренне настроение и расположение самого христианина к принятию благодати.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Библия. М.,1976;
  2. Зеньковский В. Основы христианской философии. М., 1992;
  3. История русской православной церкви. М., 1994;
  4. Протоиерей Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви М., 1992;
  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. – Изд.2.исп. и доп. – М., 2000;
  6. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996;
  7. Розанов В.В. Религия. Философия.Культура. М., 1992;
  8. Слепинин К. Азы православия Спб., 2005;
  9. Тальберг Н. История христианской церкви М., 1991г.;
  10. Христианство. Словарь. М.,1994;
  11. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3тт. М.,1995:
  12. Чичерин Б.Н. Наука и религия, - М., 1999;
  13. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993
  14. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2005.-317с.;
  15. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях. М., 1997;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Христианские таинства