Христианский тип кльтуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Данная тема актуальна тем, что в нашей стране люди часто называют себя христианами, православными. При этом большинство даже частично не знают об истине данной веры. Большинство людей соблюдают определённые ритуалы христианства (посты, празднование православных праздников и т.д.), но мало кто из людей знает об исповедании христианства, о смысле данной веры, о происхождении религии, ставшей столь масштабной. И всё же, на подсознательном уровне, каждый из нас чувствует и верит в то, что действительно, Высший разум, не подвластный нам, существует. Но, если каждый из нас на самом деле христианин или православный, то почему тогда мы делаем столько зла?

Содержание работы

Введение
1. Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба в Римской империи.
2. Особенности христианского вероучения и христианский тип личности.
3. Библия - памятник культуры мирового значения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Христианский тип культуры.docx

— 35.27 Кб (Скачать файл)

 

 

ТЕМА 12. ХРИСТИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

План

           Введение

1. Истоки христианства, его связь  с иудаизмом и судьба в Римской  империи.

2. Особенности христианского вероучения  и христианский тип личности.

3. Библия - памятник культуры мирового  значения.

          Заключение

          Список использованной литературы

 

          Введение

Данная тема актуальна тем, что в нашей стране люди часто называют себя христианами, православными. При этом большинство даже частично не знают об истине данной веры. Большинство людей соблюдают определённые ритуалы христианства (посты, празднование православных праздников и т.д.), но мало кто из людей знает об исповедании христианства, о смысле данной веры, о происхождении религии, ставшей столь масштабной.

И всё же, на подсознательном уровне, каждый из нас чувствует и верит в то, что действительно, Высший разум, не подвластный нам, существует.

Но, если каждый из нас на самом деле христианин или православный, то почему тогда мы делаем столько зла? Женщины делают аборты, мужчины убивают, произносим непозволительные слова, обижаем друг друга, завидуем…Может религия, выбранная нами всего лишь маска? Или её вообще не существует, а мы сами себе придумали идолов?

Далее, попытаемся разобраться в сущности христианства, его особенностях.

Узнаем подробнее историю великой и могущественной веры православной.

 

         1.Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба Римской империи.

История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду с буддизмом и исламом, это одна из трех мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Но большинство считает, что возникновение христианства произошло в Палестине, что означает родство с иудаизмом.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей -- это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.

Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить и взаимосвязь христианства с иудаизмом. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга, как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Оформление иудаизма как монотеистической религии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути к более развитой форме религии. Христианство формировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом. Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства, в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е. идею гибели. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

 

2. Особенности христианского вероучения  и христианский тип личности.

большинство религий уходят своими корнями в мифологию и преимущественно в космогонические представления. Подобные идеи заложены и в таких восточных мировых религиях, как индуизм и буддизм

Иначе построены мировые монотеистические религии: христианство и ислам, - чьи корни уходят в иудаизм (Ветхий Завет). Согласно Ветхому Завету Бог создал все бытие и существует начало и конец этого бытия. Такие установки ведут к формированию представления об историчности и необратимости процессов развития, о хроникальной последовательности события. Другая особенность -- это утверждение «я», самости личности, отождествляемой с Богом, первоисточником и первопричиной всего бытия (нет меня -- нет и бытия). То есть в отличие от политеистических религий информационное содержание «я» в иудаизме равноценно всему бытию, Главная идея Ветхого Завета -- это воспитание людей в послушании Богу, в сохранении дистанции между богом-отцом и людьми - его детьми, поэтому эта часть Библии называется деторождением ко Христу.

В образе Христа Бог пришел к людям не только как спаситель, но и как благодать всего человечества, т.е. истина Евангелия не может быть уделом ограниченного меньшинства, так как христиане ответственны за спасение всех людей. («Вы свет мира, соль земли».) Христос оставил людям не просто новый закон или учение, но самого себя в форме созданной им церкви. Поэтому христианская церковь считается телом Христовым, а храм -- местопребыванием Христа и сонма святых. Таким образом, можно выделить три особенности христианства, определившие уникальность этой мировой религии:

1) утверждение  «я», самости человека как источника  всеобъемлющей информации, основы  всего бытия;

2) вселенский  характер христианства, соответствующий  духу учения;

3) церковь  как тело Христа, в которой  найдет спасение каждый, кто примет  христианскую веру.

Именно усиление церкви привело к конфликту между светской и духовной властью, породило мощные антиклерикальные движения в Европе. А примат личности над природой, провозглашенный христианскими догматами, послужил толчком к развитию естественных наук, экономической системы капитализма, к рождению принципов гражданского общества, закрепленных впоследствии в конституциях («Свобода, равенство, братство»).

Учение христианства и философское наследие античности (римской и эллинистической культур) определили своеобразие нашего, в частности научного, мышления: это в первую очередь представления о едином однородном пространстве (Бог создал все бытие); об одномерности, непрерывности и однонаправленности времени (начало и конец бытия); о противоречии как внутреннем источнике всякого развития, движения (борьба между Богом и Сатаной). В частности, идеи господства человека над природой и привели нас к экологическому кризису.

Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения, которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры - краткое изложение главных догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств. Во время богослужений символ веры читается как молитва или исполняется хором присутствующих в храме. Христианский символ веры не создан богом, а вырабатывался отцами церкви в острой борьбе различных течений.

Понимание их невозможно без учета двух существенных моментов. Первый: христианство не есть некая абстрактная система религиозно-философских взглядов; оно прежде всего и главным образом есть «жизнь по Христу и во Христе». Поэтому здесь практика («духовное делание»), т.е. именно эта «жизнь по Христу и во Христе», заключающаяся в добродетельной жизни, молитве, соучастии в богослужении и, т.д., предшествует теории (т.е. умозрительному восприятию христианских истин) и является основой ее. Одновременно они неразрывно связаны.

Второй момент: христианское вероучение по своей сущности сверхрационально, ибо источник его -- Божественное откровение, превышающее пределы человеческого разума. Поэтому на уровне обыденного сознания оно часто предстает как бы сотканным из неразрешимых противоречий (антиномий), которые разрешаются и снимаются лишь через духовный опыт веры.

В этом смысле антимоничны два основных догмата христианства (сложение пальцев руки при крестном знамении символически указывает на них): учение о Святой Троице и учение о Лице Господа Иисуса Христа (или христология). Первый догмат можно кратко сформулировать так: Бог един в трех Лицах или Ипостасях (греч. слово «ипостась» имеет множество значений и смысловых оттенков, но здесь подразумевается Личность). Троица есть Бог-Отец, Бог-Сын или Слово (греч. «Логос» - одновременно и Слово, и Разум) и Бог-Дух Святой. Божественные Лица отличаются друг от друга своими ипостасными свойствами. В то же время три Ипостаси Троицы не есть три бога, ибо они -- один Бог, поскольку обладают одной природой или сущностью (единосущны). В таком своем виде христианский монотеизм отличается и от иудейского, и от античного монотеизма. Ибо в первом Бог есть Личность, но Личность, которая полностью закрывает собой Божественную природу; во втором же, наоборот, Божественная природа полностью поглощает Личность и Бог является лишь абстрактным Абсолютом, чистой Идеей. В христианском же монотеизме Бог есть одновременно и Личность, и Абсолют; это и является тайной Божественного Триединства, или Божественной жизни.

Все прочие части христианского вероучения органически связаны указанными двумя догматами. Бог-Троица не есть только надмирное и предвечное Существо, но является и Творцом мира. Данное творение есть акт Его свободного волеизлияния, а не произошло в силу какой-либо необходимости. Мир создается «из ничего», и здесь христианство предстает как принципиально монистическое учение: наряду с Богом не существовало никакой «предсуществующей материи». Вся христианская космогония основывается на повествовании книги «Бытие», о шести днях творения.

3. Библия - памятник культуры мирового  значения.

Библия ( греч. Biblios – книга) - самая удивительная и самая читаемая из существующих в мире книг. Она является своеобразным бесстселером человечества. Переведена на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории  была Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил  Гуттенберг на своем печатном станке. Первые Библии были написаны на непрочном  материале и до изобретения печатного станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. Библия, или Священное Писание, представляет  собой собрание  древних   текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве. Библия – это не одна книга, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. 
 
Книги Библии делятся на две группы: Ветхий и Новый Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю: « Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…. Поставлю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение Земли» ( Бытие 9:9,11) 
 
Древнейшая, по времени создания  и большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из  тридцати девяти книг.  Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие ( Пятикнижие). Она признается и в иудаизме, и в христианстве. Другая часть Библии признается только христианами  и называется «Новый Завет». Состав авторов Библии разнообразен. Их разделяли сотни лет и тысячи километров. Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей, придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, и врача нееврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими  фрагментов Библии, так  что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии  принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы (гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует  о грехопадении человека и о великой любви Бога , который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество.     
 
Пятикнижие, в том виде в каком оно дошло до нас, представляет собой целостный историко-литературный памятник и вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения монотеизма ( религия, признающая единого Бога). В Ветхом Завете (Книга Исход) формулируются первые Десять нравственных христианских  Заповедей (декалог) Моисея, в которых отражены правовые установления и нравственные принципы, которые возвестил Бог для всего человечества от создания мира до его конца. Согласно Библии, эти Заповеди Бог возвестил Моисею на третьем месяце путешествия по пустыне  на Горе Синай. Заповеди явились условием союза народа с Богом и Его покровительства. Десять нравственных принципов, требований, легли в основу Моисеева законодательства и до наших дней остаются актуальными. Нравственные и правовые заповеди Моисея регламентировали отношения человека к человеку, предполагая ценность каждого. И в этом усматривалась печать Бога, желавшего, чтобы люди относились друг к другу по-человечески.    
Важнейшим источником христианства являются книги Нового Завета, в число которых, прежде всего , входят четыре Евангелия (греч. Evangelion- благая весть, благовестие): от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Это повествования о земной жизни Иисуса  Христа, о его служении людям, чудесах, смерти (распятии) и воскресении. Эти книги считаются  богодухновенными,  т.е. написанными хотя и людьми, но «движимыми Святым Духом». В книгах Нового Завета  предельно четко ощущается ценность Любви  как сильнейшего чувства, как космической силы, как смысла жизни. Все Десять Заповедей «красной нитью» проходят» по всему Новому Завету и ни малейшим образом не упраздняются, а наоборот, еще прочнее утверждаются: первые четыре Заповеди отражают любовь к Богу - «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и всем разумением твоим», остальные шесть подтверждают любовь к людям: «Возлюби ближнего своего как самого себя» 
Неудивительно, что нет такой области человеческого знания, такого понятия, которое  бы, так или иначе, не затрагивалось в Библии. Интересно сгруппировать в виде списка те многочисленные понятия, которые авторы Библии используют в Писании, после чего становится ясно, что оно удовлетворяет все наши жизненные запросы. Рассмотрим следующие примеры:  
1)Спасение доступно каждому человеку: « Священные Писания … могут умудрять тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2 Тим. 3:15). 
2) Содержать себя в духовной чистоте возможно с юных лет: « Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему». (Пс.118:9). 
3) Истина открывается людям через исследование Слова Божьего: « Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина ( Иоанн 17:17). 
 4)На всякий случай жизни люди имеют мудрое Руководство: «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118: 105). 
5) Служение обществу, свобода от грехов приносит радость: «И было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер.15:16). 
 
 Этот список можно продолжать  и Библия дает ответы на все случаи жизни. 
«Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования  и знания раскрываются до высшей степени, ничто не  может заменить Библию, она- основа всякого образования и всякого развития!»- сказал Гетте. Поражает взаимосвязь библейских повествований с реальными фактами науки; основополагающие принципы различных наук, изложенные  в Священном Писании,  могут быть легко понятны. Библия изобилует научно точными высказываниями и многочисленными свидетельствами реального сотворения. 
Например. Первый закон термодинамики, возможно, лучше известен как закон сохранения энергии. Энергия  не может ни создаваться, ни уничтожаться. Первый закон термодинамики заверяет нас, что в  настоящее время ничто не создается и не разрушается. Истина, которую он выражает, была сформулирована в конце первозданного творения (Бытие 2:1) 
После того, как Бог за шесть календарных дней закончил сотворение мира и превратил все  созданное во вселенной в полностью отлаженную функционирующую систему, то на седьмой день – субботу Он «отдохнул». Он прекратил свою работу (т.е. энергию) по сотворению и ввел ныне действующий принцип «сохранения» того, что создал (закон сохранения энергии).  
Многие научные законы были записаны в Писании за тысячи лет до того, как современные ученые признали их таковыми.    Огромное влияние Библия оказала на такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, поэзия.  
Уже более двух тысячелетий миллионы людей обращаются в Библии в дни страданий или радости, Библия - источник и подлинной нравственности, и познания мира, и самопознания. 

 

            Заключение

Христианская религия-самая распространённая религия на земле.

Христианство как нравственное вероучение раскрывает идеал универсального человеческого поведения и существования, создает целостное мировоззрение и мироощущение людей. В основе христианства - учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям для служения им, заповедал законы праведной жизни и принял за искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте.

Ни все люди знакомы с историей происхождения религии, написанием Библии, но все они-верят. И для каждого человека своя вера, и пусть каждый познает истину веры-станет добрее и искреннее.

 

Литература

1.Библия. М., 1994. 
2.Теория и история культуры Текст : учеб. пособие / Е. А. Атманских, 3.Л. В. Епина, В. В. Егоров, Ю. А. Толкачев ; Федер. агенстство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.  
4. Е. Уайт Великая борьба / пер. с англ. 2006г.

5. ru. Wikipedia. Org

 

 

 
 
 

 

 


Информация о работе Христианский тип кльтуры