Государственно-религиозные отношения в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 16:20, реферат

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть динамику развития отношений между церковью и государством в Великобритании.
Задачи исследования:
- проанализировать место и роль англиканской церкви в Англии;
- рассмотреть особенности церковных отношений в Шотландии;
- сравнить пресвитерианские и католические взгляды на церковно-государственные отношения;
- проследить изменения в государственно-религиозных отношениях в современной Великобритании.

Содержание работы

Глава I. Система государственно-церковных отношений в Великобритании
1.1. Английская церковь……………………………
1.2. Церковные отношения в Шотландии
Глава II. Основные взгляды на отношения между церковью и государством
2.1. Пресвитерианские взгляды
2.2. Католические взгляды

Файлы: 1 файл

Религия_и_право[1].docx

— 40.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Глава I. Система государственно-церковных отношений в Великобритании 1.1. Английская церковь……………………………          1.2. Церковные отношения в Шотландии                 Глава II. Основные взгляды на отношения между церковью и государством 2.1. Пресвитерианские взгляды          2.2. Католические взгляды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Аккумулирующие религиозный опыт конфессиональные институты существуют в режиме двух социальных проекций - общественной и государственной. С одной стороны, эти институты в своем генезисе восходят к обществу, поскольку социальная составляющая религии прочно связана с общественными потребностями и интересами. С другой, - было бы нелепо отрицать роль исторических государств в становлении религии и конкретных религиозных институтов, например, церкви.

Однако по мере модернизации общественных процессов, развития и укрепления гражданского общества религиозная жизнь все больше и больше удаляется от государственного контроля, что имело место в предыдущие доиндустриальные эпохи.

В настоящее время в повседневной жизни европейских стран не имеет большого значения сохраняющийся в силу традиции статус государственной церкви. Ее наличие или отсутствие никак не влияет на объем вероисповедных и прочих прав рядовых граждан. Помимо этого, сами конфессии превратились в объект гражданского контроля, что было невозможно представить в XIX столетии с его развитыми теориями гражданского общества. На практике в позапрошлом веке в Европе продолжал господствовать принцип "союза трона и алтаря" .

Например, зафиксированная после Второй мировой войны в конституции Итальянской республики плебисцитарная демократия привела в 70-х годах прошлого века к изменению отдельных положений конкордата между итальянским государством и Римско-католической церковью в части регулирования семейно-брачных отношений.

Аналогичная ситуация сложилась и в других европейских государствах. Это определяет актуальность работы.

Объект исследования: государственно-религиозные отношения.

Предмет исследования: государственно-религиозные отношения в Великобритании.

Цель исследования: рассмотреть динамику развития отношений между церковью и государством в Великобритании.

Задачи исследования:

- проанализировать место и роль  англиканской церкви в Англии;

- рассмотреть особенности церковных  отношений в Шотландии;

- сравнить пресвитерианские и  католические взгляды на церковно-государственные  отношения;

- проследить изменения в государственно-религиозных  отношениях в современной Великобритании.

Глава I. Система государственно-церковных отношений в Великобритании

1.1. Английская церковь        

Государственной религией Англии считается англиканство, имеющее больше всего приверженцев и распространенное главным образом в собственно Англии. Эта церковь тесно связана с земельной аристократией и крупным финансовым капиталом.      Англиканская церковь по догматам близка к протестантской, а в устройстве, управлении и богослужении у нее много сходного с католической церковью.         Существует три течения в англиканской официальной церкви. Приверженцы так называемой высокой церкви принадлежат почти исключительно к английской знати. Они стремятся сохранить в англиканстве все унаследованное от католичества. Второе направление — «низкая церковь». Его сторонники стараются, наоборот, удалить все пережитки католицизма из обрядности англиканской церкви и как можно больше приблизить ее к протестантской религии. Низкая церковь вербует своих сторонников главным образом среди мелкой буржуазии и части рабочего класса. Наконец, последователи «широкой церкви» не желают менять что-либо в установленной государственной религии.    Довольно сложную картину представляет собой иерархическое устройство англиканской церкви. Во главе ее стоит король, который именуется ее высшим правителем. Однако фактическое главенство над церковью принадлежит парламенту.      Церковь Англии в административном отношении разделена на два архиепископства — Кентерберийское и Йоркское, в которые входят 43 епархии. Духовным главой англиканской церкви считается архиепископ кентерберийский, который носит титул примаса всей Англии. Ему принадлежит право короновать короля. Он занимает почетное место в палате лордов английского парламента после членов королевской фамилии. Кентерберийский собор, где находится кафедра архиепископа кентерберийского,— центр англиканской церкви в Великобритании. Каждой епархией руководит епископ. Епархии разделяются, в свою очередь, на церковные приходы, число которых резко варьирует, в зависимости от размеров епархий. Каждый приход имеет приходскую церковь и священника.1 В 1919 г. в управление церковью Англии был введен еще новый орган — Национальное собрание церкви, председателем которого является архиепископ кентерберийский. Это собрание состоит из трех палат: епископской, палаты выборного духовенства и палаты представителей от светских людей.          Второй по числу приверженцев (более 2 млн. человек) церковью Англии является римско-католическая церковь, влияние которой сильно возросло за последнее время. Католицизм распространен главным образом в районах северной Англии и на юго-востоке страны. В противоположность другим странам Западной Европы, где приверженцев католической религии всегда больше в деревнях, английский католицизм теснее связан с городом. Католическая церковь сильнее там, где больше ирландских иммигрантов. Осталась верна католичеству и часть английской аристократии.  Католическая церковь в Англии — это хорошо организованная централизованная духовная организация. Она имеет иерархическое устройство с тремя архиепископами вверху, из которых вестминстерский считается главой церкви и одновременно является одним из кардиналов Ватикана. Многочисленные протестантские секты в Англии известны под названием «свободные церкви» или «нонконформисты». Наименование это официально установилось за ними после 1662 г., когда был издан «Act of Uniformity», который требовал беспрекословного подчинения уставу государственного вероисповедания — англиканства. Не подчинившиеся этому акту были отлучены от церкви и образовали множество сект нонконформистов, т. е. несогласных с догмами и культом англиканства. Несмотря на разнообразие толков и вероучений нонконформистские секты имеют одну общую черту — все они выступают против иерархического устройства англиканской церкви и стоят за решительное искоренение в ней католических элементов. Наиболее популярна и многочисленна из нонконформистских церквей в Англии секта методистов-веслеянцев, т. е. последователей Джона Весли (более 300 тыс. человек), возникшая в XVIII в. По существу, это целый ряд различных сект и толков. Методизм наиболее распространен в Корнуэлле и в северных графствах. Секта конгрегационалистов (около 230 тыс. человек) имеет приверженцев главным образом в городах. Конгрегационалисты борются против централизованной церкви, за самоуправление религиозных братств. Сходны с конгрегационалистами по устройству и управлению баптистские организации (более 300 тыс. человек), богослужебный ритуал которых мало чем отличается от пресвитерианского. Менее многочисленна секта квакеров, или Христианское общество друзей, как они сами себя называют. Последователи этой секты не признают священников, так как по их учению проповедовать может каждый, на кого нисходит вдохновение. Квакеры не выполняют никаких обрядов. Они осуждают войну, отказываются от несения воинской повинности, не признают присяги. Кроме перечисленных, в Англии имеется около 200 более мелких сект.  Церковь в Англии играет большую роль во всех отраслях культурной жизни страны. Особое внимание духовенство уделяет воспитанию подрастающего поколения в религиозном духе. В Англии много школ для детей приверженцев того или иного вероисповедания, распространены воскресные школы, стремящиеся дать «религиозно-нравственное воспитание» детям. И в обычных школах религиозному воспитанию отведено большое место. Во всех школах занятия начинаются и заканчиваются чтением Библии и молитвой, преподавание всех предметов проникнуто религиозной идеологией.        Духовенство стремится влиять и на внешкольный досуг молодежи, организуя многочисленные ассоциации, союзы, клубы и вечера. Церковь ведет активную пропаганду среди женщин, вовлекая их в массовые религиозные организации, объединения и т. д. Духовенство использует всевозможные средства пропаганды: и прессу, и книги (особенно популярны издания специальных дешевых религиозных комиксов), и собрания, и проповеди, и различные организации, как светские, так и духовные. Излюбленным методом воспитательной работы церкви является христианская благотворительность, осуществляемая через многочисленные церковные общества и создающая видимость заботы правящих классов о нуждающихся.          Наиболее известна своей благотворительной деятельностью так называемая Армия спасения. Титулованная знать и буржуазия снабжают эту организацию средствами, на которые устраиваются убежища для бесприютных, столовые и т. д. Но несмотря на все ухищрения духовенства трудящиеся массы постепенно отходят от религии. Среди передовых рабочих усиливаются атеистические настроения. В Англии существует несколько атеистических организаций, например Воинствующие атеисты (создана в 1932 г.).2

1.2. Церковные отношения  в Шотландии

Церковь Шотландии (англ. Church of Scotland) — национальная пресвитерианская церковь Шотландии, возникшая в эпоху Реформации. В настоящее около 42 % населения Шотландии относят себя к приверженцам этой церкви, а официальное количество её прихожан составляет 600 тысяч человек (12 % шотландцев (данные на 2001 г.)). Общее количество священнослужителей церкви превышает 1400 человек, количество церковных приходов в Шотландии — около 1500, объединенных в 43 пресвитерия. В отличие от Церкви Англии (англиканская вера), Церковь Шотландии не подчинена государству и, являсь национальной по своему характеру, юридически не признается «государственной церковью». Монарх Великобритании не является главой церкви, а при коронации он обязан приносить клятву защищать безопасность шотландской церкви. На заседаниях генеральной ассамблеи, высшего органа управления Церкви Шотландии, королеву представляет лорд Верховный комиссар, имеющий, однако, чисто представительские функции.       Через систему священнослужителей церковь обеспечивает своё присутствие во всех приходах Шотландии (обычно по одному священнику на приход). Помимо заботы о прихожанах, церковь также берёт на себя обязанность по служению в интересах всех шотландцев, в частности большинство кладбищ находятся в ведении Церкви Шотландии. Кроме того, путём перераспределения финансовых средств из богатых приходов центральной части страны, поддерживается религиозная жизнь в отдаленных уголках Шотландии. Церковь также участвует в обеспечении всеобщности образования, с целью, главным образом, чтобы каждый человек мог прочесть Библию, однако со второй половины XIX века школы изъяты из ведения церкви. Церковь Шотландии также является крупнейшим институтом социальной поддержки различных групп населения страны, включая престарелых, зависимых от алкоголя и наркотиков, душевнобольных и бездомных.           Церковь Шотландии исторически всегда активно участвовала в политической жизни страны. В настоящее время в церкви действует специальный комитет по отношениям между церковью и обществом. Церковь выступает резко против программ ядерного вооружения, поддерживает передачу части функций центральной администрации Великобритании на региональный и местный уровни, активно участвовала в движении за расширение шотландской автономии, приведшем к воссозданию в 1997 г. парламента Шотландии.       Позиция по современным этическим проблемам. Аборты: Эмбрион является человеческим существом с момента зачатия, и поэтому, искусственное прерывание беременности возможно только в случае угрозы жизни матери. (Постановление генеральной ассамблеи 1996 г.)  
Усыновление: Главный принцип: интересы детей прежде всего. Наилучшие условия для ребёнка могут быть созданы только в парах, заключивших брак, однако, церковь поддерживает также предложения по разрешению совместного усыновления детей парами, не находящимися в брачных отношениях, в том числе лицами одного пола. (Заявление церкви 2005 г.)  Регистрованные партнёрства: Вопрос о совершении церковных церемоний с лицами, вступившими в партнёрства (в том числе однополые), передан на усмотрение приходских священнослужителей. Совершение церковных обрядов, связанных с заключением однополого союза, не является дисциплинарным проступком священника, но в то же время каждый священнослужитель имеет право отказаться от их совершения. (Постановление генеральной ассамблеи 2006 г.)  Эвтаназия: Церковь Шотландии выступает против любых форм эвтаназии. (Заявление церкви 2006 г.)              В организационном плане Церковь Шотландии построена на пресвитерианских принципах церковного управления. В церкви отсутствует пост епископа. Низовым звеном организации являются конгрегации приходских церквей (церковные сессии), в которые входят, обычно, один священнослужитель и несколько авторитетных прихожан — «старейшин», избираемых населением на длительные сроки. Церковные сессии подчиняются региональным коллегиальным органам управления — пресвитериям, которые формируются из представителей приходов данного региона. В настоящее время в Церкви Шотландии действуют более 40 пресвитериев.           Высший орган управления церковью — генеральная ассамблея, собирающаяся ежегодно в Эдинбурге. В современной структуре церкви отсутствуют синоды как промежуточное звено между пресвитериями и ассамблеей, упраздненные в начале 1990-ых гг.     Каждый из органов структуры управления Церкви Шотландии возглавляется модератором. В церковных сессиях функции модератора выполняет, обычно, священнослужитель, а пресвитерии и генеральная ассамблея избирают модератора из своего состава на один год. Модератор выполняет представительские и организационные функции, однако не имеет каких-либо особых прав или привилегий в церковных вопросах, а также не является официальным представителем церкви. Штаб-квартира Церкви Шотландии расположена в Эдинбурге в здании на Джордж-Стрит 121, построенном по проекту Сиднея Митчела в 1909—1911 гг.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные взгляды на отношения между церковью и государством

2.1. Пресвитерианские  взгляды  

Пресвитерианство является формой церковного управления, в котором старейшины, как миряне, и министры, управлять. Название происходит от греческого слова пресбутерос, или "старший". Около 50 миллионов протестантов во всем мире практике правительство пресвитерианской церкви. Значительное количество пресвитериане в Шотландии, Северной Ирландии, Англии и ее бывших колониях, Нидерландах, Швейцарии, Венгрии, Франции, Южной Африки, Индонезии и Корее. Наибольший пресвитерианской тела в Соединенных Штатах 3 млн. - членов пресвитерианской церкви, образованной в 1983 году путем объединения Организации Объединенных пресвитерианской церкви и (Южный) Пресвитерианская церковь в Соединенных Штатах. Ряд других конфессий реформатской пресвитерианской и в Америке ведут свое происхождение к Европе или к сецессии из крупных американских органов (старое название реформатской церкви прежнему распространена среди групп происхождение континентальной Европы; ». Пресвитерианская" обычно используется церкви британского происхождения .)          Пресвитерианство появились в 16 веке Реформация, как усилия протестантских реформаторов вернуть форму, а также сообщение о церкви Нового Завета. Лютеране были довольны, чтобы адаптироваться римские епископы католического и средневековых связей между церковью и государством в свои протестантские потребности. Другие реформаторы в Швейцарии, Нидерландов и Южной Германии были более радикальными. Они отметили, что в Новом Завете "старейшин" был назначен управлять ранних церквей (Деян. 14:23), и что термин старший был использован взаимозаменяемо со словом епископа, греческий episcopos (Деяния 20:17, 28; Титу 1 : 5 - 7). Эти реформаторы утверждали, что, хотя иерархия среди старейшин можно было наблюдать во времена Нового Завета (1 Тим. 5:17), это не было резкого разделения между епископом и священником (сокращение от пресвитер), которые характеризуются Римско-католической церкви.            С его изучение Библии, Жан Кальвин, реформатской лидером в Женеве, сделал вывод, что Иисус Христос является единственным правителем церкви, и что он выполняет это правило через четыре вида должностных лиц: проповедников (призывать, увещевать и поощрять) , врачи или учителя (для обучения), диаконов (в помощь бедным), и заложить старейшин (для руководства и дисциплины церкви). Кальвин считал, что церковь и государство были параллельные власти, суверенной в своих сферах, которые должны помогать друг другу . Сегодня Церковь Шотландии является единственным органом, который сохраняет пресвитерианской даже следа правительственной связи.        Когда женевских Кальвина церковного порядка было проведено в Шотландии Джон Нокс, она превратилась в пресвитерианство, что, в сущности, до сих пор практикуется сегодня. Индивидуальные местных общин избирать своих старейшин, включая министра, которые вместе управляют церкви, как сессия (или консистория в некоторых реформатских церквей). Министра (или обучение старшего), которого называют местные церкви и который обычно выступает в качестве модератора сессии, однако, рукоположен и дисциплинированными на следующий уровень организации церкви, пресвитеров (или Classis), которая управляет группами Церквей в одной области.          Presbyteries выбрать делегатов на региональные соборы, которые, в свою очередь, выбрать представителей в Генеральной Ассамблее (или Генеральный Синод), национальный орган, окончательные судебные церкви. Традиционно, presbyteries, соборы и общих собраний состоял из равного числа рукоположенных служителей и заложить старейшин. С прецедент шотландский закон Барьер 1697 году, пресвитериане добились серьезных изменений только после утверждения их в двух различных общих собраниях и в большинстве отдельных presbyteries.       В Вестминстерской Ассамблеи, состоявшейся в Лондоне по приказу английского парламента (1643 - 49), производится доктринальных и церковных стандартах, которые были основополагающими для пресвитериане. Вестминстерское исповедание, наряду с большей и меньшей Catechisms, сделанные кальвинизма доступный на английском языке. Даже последние пресвитериане, которые были изменены теологии Вестминстер во многих условиях продолжать выполнять свои доктринальных заявлениях. Форма Вестминстера Правительства Церкви и каталогов для общественного богослужения устанавливать стандарты для церковной практики. Несмотря на то, Вестминстерское документы не были приняты в самой Англии, они стали официальными стандартами в Шотландии и сформировали пресвитерианство в Америке и других английском - языке районах мира. Пресвитерианская поклонения является простой и упорядоченной. Она вращается вокруг проповеди из Священного Писания пресвитерианской песнопения в долгу перед кальвинистской традиции пения перефразировал Псалмы два таинства признаются:.. Вечеря Господня, который обычно празднуется ежемесячно или ежеквартально, и крещением, которым вводят маленьких детей церкви членов в знак завета Бога милосердия. дисциплины местной церкви не является столь жестким, как в Женеве Кальвина. Это, тем не менее, до сих пор ответственность сессии, решения которого, как и у presbyteries, может быть обжаловано в соборах и Генеральной Ассамблеи.4

2.2. Католические  взгляды

Католическая Церковь в Англии и Уэльсе является частью всемирной римско-католической церкви, находится в подчинении папе римскому.             В современном мире римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Католическая (с греч. — вселенская) церковь основана самим Иисусом Христом. Он есть невидимая глава Своей Церкви. Видимым главой Католической Церкви Христос поставил апостола Петра. Теперь Католической Церковью руководят Папы, преемники св.Петра.           Католическая церковь распространилась из Рима по всей Европе, из Европы почти во все страны мира и является крупнейшей из христианских конфессий. Если отличительной особенностью Восточной церкви является ее консерватизм, то главной особенностью Римской католической церкви является централизация власти. Ватиканская курия с недоверием относится к новым потенциально опасным переменам, но если что-то новое получает одобрение, оно быстро и энергично проводится в жизнь.    

Второй Ватиканский Собор привел к большей открытости в католической церкви. В результате Папа Римский и православный патриарх Константинополя сняли взаимное отлучение, разделявшее Восточную Православную и Католическую церкви с 1054 года.    Монастырское движение всегда играло значительную роль в римском католицизме. Во времена своего расцвета монастыри были средоточием молитвы, богослужения и евангелизма, центрами просвещения и науки. Среди католических священников есть женатые люди (греко-католическим священникам позволены браки), но это скорее исключение, чем правило. Большинство приходских священников дают обет безбрачия, поэтому различия между ними и монахами не так очевидны, как в Православной церкви. Вопрос о том, должно ли духовенство соблюдать обет безбрачия, стал предметом острых дискуссий в Римской католической церкви. Некоторые ее члены считают, что жесткая позиция, занятая Папой, послужила причиной угрожающего снижения количества потенциальных священников.           Вера в Бога — основа всего. Без нее исполнение заповедей, Таинства и молитва не имеют основы. Верить — означает принять как истину, что нам провозглашал Бог и чему Он учит нас с помощью Своей Церкви. Иисус Христос дал Церкви тройную власть: учительскую: «Идите, учите все народи!»; священническую: от имени Христа осуществлять Жертву, то есть Литургию и уделять верующим через Св. Таинства благодать Божью; и пастырскую: управлять верующими. Выполняя повеления Иисуса Христа, Церковь распространяет и объясняет Его учение, уделяет верующим установленные Им Таинства и управляет моральной жизнью верующих. Вступлением в Церковь является Таинство крещения. Но для спасения души человеку необходимо принимать участие в св. Литургии, св. Таинствах и с помощью индивидуальной молитвы.       Св. Литургию — Службу Божью установил сам Иисус Христос в четверг на Тайной вечере.         Св. Евхаристия — это бескровная Жертва Нового Завета, в которой обновляется и воспоминается крестная жертва Иисуса Христа, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небеса.В святой Литургии Иисус как человек жертвует себя Богу. Принимать участие в святой Мессе, это значит соединяться с Иисусом в акте доверия Богу; это значит разбудить в себе дух веры, настоящей любви, дух доверия Господу Богу. Биение нашего сердца становится отзвуком биения Божьего Сердца, а наша жизнь, посвящённая Богу – продолжением святой Литургии с элементами её обрядов: т.е. акта покаяния, литургии Слова, Литургии Евхаристии и благословение на жизнь грядущую.       Как уже говорилось, основа отношений Бога и человека — есть Любовь. Этой любви учил Иисус Христос. Он Сам являл пример совершенной Любви. «…Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». ( 1 Кор. 13, 4-7). Поэтому можно смело сказать, что Церковь не учит злому, а лишь добру, любви и милосердию. Также Церковь является ярым защитником человеческой жизни и выступает против абортов и эвтаназии. Папа Иоанн Павел II часто подчеркивал ценность человеческой жизни, за защиту каждого не рожденного ребенка: «Человеком является также нерожденный ребенок: более того, Христос привилегированным способом отождествляется с наименьшими; как же можно не видеть особенного Его присутствия в существе еще не рожденном, среди всех существ действительно наименьшем, самом слабом, без какого бы то ни было средства защиты, даже голоса, существа, которое не может протестовать против посягательств на его основные права… Боритесь за признание права родиться каждому человеку… Не уступайте перед трудностями, противостояниями или неудачами, которые могут встретиться на этом пути. Здесь речь идет о человеке и нельзя в этой ситуации замыкаться в безмолвии и безучастии…» В защиту не рожденных детей также говорит св. Мать Тереза из Калькутты: «Я думаю, что сегодня мир разрушается больше всего посредством абортов, так как они объявляют войну против ребенка; убийство невинного младенца его родной матерью. Если мы соглашаемся с тем, что мать может убить даже своего ребенка, как мы можем объяснить людям, чтобы они не убивали друг друга?...»5

Информация о работе Государственно-религиозные отношения в Великобритании