Формирование и развитие лютеранства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 09:13, реферат

Описание работы

Цель данного исследования: в анализе актуальных проблем взаимоотношений лютеранства с российским обществом;
В соответствии с целью исследования в реферате поставлены следующие задачи:
1. Определить логику в эволюции лютеранства и пути ее трансформации в современных условиях.
2. Рассмотреть характер отношения власти и общества к лютеранству в регионе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Мартин Лютер………………………………………………………5
§1. Биография………………………………………………………………...5
§2. Реформаторская деятельность………………………………………….8
Глава II. Лютеранство………………………………………………………15
§1. Лютеранская Реформация……………………………………………...15
§2. Развитие лютеранства в странах Европы……………………………….17
Глава III. Лютеранство в России…………………………………………...21
§1. Московское царство…………………………………………………….21
§2. Российская империя…………………………………………………….24
§3. Советский и постсоветский период…………………………………….26
§4. Лютеранство в Сибири…………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 91.81 Кб (Скачать файл)

Лютеране, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Богатство католических храмов с пышными церковными обрядами противоречили скромному образу жизни большинства людей Германии и Пруссии. Лютер критиковал инквизицию и практику отпущения грехов за покупку индульгенций. В своих проповедях этот «вероотступник» призывал к нападению на «пап, кардиналов, епископов и всю остальную свору римского содома». Впервые в учениях Лютера церковь не выносится на первый план, а становится неким посредником в отношениях человек-Бог.

Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название «Евангелическая лютеранская церковь» приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. Существует несколько ответвлений лютеранства: бетбрюдеры, или штундисты, гернгутеры.

Церкви, названные впоследствии «лютеранскими», или «евангелическими», оформились в северных немецких княжествах и скандинавских странах. Лютеранские церкви в Германии возглавили князья, а в скандинавских странах — короли. 

Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.

Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.

К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.

В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла так называемая диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).

Подчеркивая, что жизнь христианина являет собой раздвоение на внутреннего и внешнего человека, духовного и плотского, лютеранство учит, что грех полностью извращает природу человека, и проводит различие между «царством Божьим» и «царством мира сего». 

Символом лютеранства является так называемая «Роза Лютера» — личная печать реформатора, изображающая черный латинский крест на фоне красного сердца, вписанного в изображение розы с пятью лепестками на синем (небесном) фоне, символизирующей пять ран Христовых; между лепестками розы — огненные языки, символ Святого Духа.  
Все эти изображения заключены в золотое кольцо — символ вечности.

Лютеранство отвергает церковную иерархию, но сохраняет от католицизма алтарь, крест, орган, облачение духовенства и религиозную живопись. В лютеранстве также сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (в т. ч. младенцев) ипричастие. 

В лютеранстве впервые были сформулированы главные положения протестантизма: тезис об оправдании «одной верой» и приоритет Священного Писания над традицией.  Теория лютеранства изложена в большом и малом катехизисах и других богословских течениях, которые он оставил в наследие.

В последние десятилетия XX в. во многих лютеранских церквах была введена в практику ординация женщин. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента.

 

§2. Развитие лютеранства в странах Европы

 

В Южной Африке возникновение лютеранских церквей связано с миссионерской деятельностью германских и скандинавских пасторов, берущей свое начало еще в 1737 г., когда сюда прибыл Г. Шмидт — представитель церкви Моравских братьев. Но по-настоящему активное распространение лютеранства начинается лишь в XIX в., когда здесь начинают свою работу миссионерские общества, представлявшие лютеранские церкви Германии, Швейцарии, Дании и Скандинавии.

Кроме миссионерской деятельности среди африканцев и «цветных», другим важнейшим источником формирования лютеранских общин являлась эмиграция на Юг Африки выходцев из Северной Германии и Скандинавии. Организационное оформление лютеранских миссий происходит в конце XIX — первой трети XX вв. В это время возникают лютеранские конференции и синоды по региональному и этническому принципу, принадлежности к определенной миссионерской организации. К середине XX в. здесь уже насчитывалось 13 лютеранских и моравских синодов, представлявших собой уже независимые церкви. В 1975 г. на основе объединения четырех автономных лютеранских церквей была образована Евангелическая лютеранская церковь в Южной Африке (ЕЛКСА), которая по сей день остается крупнейшей из лютеранских церквей ЮАР. По своему этнорасовому составу она является, прежде всего, церковью африканцев (составляют 87 % прихожан по данным переписи 2001 г.).

Создаваемые в прошлом лютеранскими миссионерами религиозные общины в большинстве своем были организованы по расовому признаку. Официально лютеране еще в 1963 г. открыто осудили политику апартхейда, однако лютеранские церкви, образовавшиеся на основе приходов европейских эмигрантов, остаются и по сей день по преимуществу белыми по составу. В некоторых из них службы до сих пор продолжают проводиться на немецком языке. Церковная организация африканских и белых лютеранских церквей также имеет свои специфические черты. Для первых характерно наличие строгой иерархической структуры, в то время как в церквях, объединяющих по преимуществу белых, реальное управление сосредоточено в руках самих религиозных конгрегаций, а синод выполняет общую координацию их деятельности. В последние годы наблюдается значительный отток прихожан из лютеранских церквей. С 2003 по 2005 гг. ЕЛКСА потеряла 23,4 % своих прихожан и их число сократилось до 589 тыс. чл. (2005). Второй по величине среди лютеран является Моравская церковь (Моравские братья) с количеством прихожан чуть более 100 тыс. чл. (2005). Другие лютеранские церкви Южной Африки насчитывают от 2-4 тыс. человек до 20-40 тыс. человек.

Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 веке Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь – Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке.

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей. Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918).

Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.

Лютеранство в Австралии. Две группы лютеран из Пруссии приехали в Австралию, одна в 1830 г., а  другая в 1814 г. отчасти чтобы избежать насильственного объединения Реформатской и лютеранской церквей, происходившего на родине.  Вначале обе  группы  работали вместе, но затем разошлись в вопросах церковного порядка и служения умирающим.

Обе  группы состояли из консервативных и конфессиональных лютеран. Делались многочисленные попытки сблизить позиции обеих групп. У  одной группы сложились тесные рабочие отношения с Миссурийским синодом, и эта группа  продолжала в значительной степени сопротивляться унионизму,  к которому,  как  полагалось,  тяготела вторая  группа,  ставшая  членом Всемирной  Лютеранской Федерации и Всемирного Совета  церквей.  Вторую группу возмущали близкие связи первой группы с Миссурийским синодом. Поэтому они  пошли на компромисс и прервали все внешние связи и таким образом смогли основать Лютеранскую Церковь Австралии (LCA),включающую практически  всех  лютеран Австралии  и имеющую  членство  в  111  415 человек. Эта церковь имеет свою богословскую семинарию и обширную сеть начальных и средних школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Лютеранство в России

§1. Московское царство

 

На протяжении многих веков протестантизм рассматривался официальной идеологией как иноземное религиозное течение и никогда не считался русским явлением. Несмотря на такую особенность, ему удивительным образом было суждено сыграть значительную роль в социально-экономическом и политическом развитии страны на протяжении всего существования Российского государства и оказать определенное влияние на ход его истории.

Протестантизм в России получил начало почти одновременно с Западной Европой. Это и не удивительно. Великий князь Василий в двадцатые годы XVI века настойчиво налаживал связи с европейскими соседями и приглашал к нам ремесленников, торговых людей и аптекарей. Лютеране получили даже некоторое преимущество в сравнении с католиками. Они имели право свободно проводить Богослужения в разных города, в том числе и в Москве. Эту традицию продолжил и Иван Грозный.

К лютеранам царь отнесся гораздо мягче: в них русские государи видели естественных союзников Православной Церкви, ибо и те, и другие боролись с «латинской ересью». К тому же, как отмечают историки, протестанты не обнаруживали стремления к занятиям политикой. Тем не менее исторические источники свидетельствуют, что лютеране пытались обратить в свою веру самого Ивана Грозного. Царь любил рассуждать о вере с «учеными» людьми, и известно, что ему нравились проповеди пастора Бакгорна, а на учение немецкого реформатора он смотрел как на «близкое к истине». Влияние лютеранских пасторов было столь велико, что русский летописец с тревогой пишет, что царя «чуть не отвели от православной веры». Русские летописцы отмечают, что лютеране чуть не склонили царя к принятию «Аугсбургского вероисповедания». Спустя некоторое время православные богословы разъяснили царю отличия лютеранского учения и отношение к лютеранам ухудшилось. Когда в 1570 г. лютеране прислали к Ивану Грозному посольство, открытой целью которого было заключение союза с Православной Церковью (тайное же поручение послам было обратить царя в лютеранство), тот в первой же беседе разгромил по всем пунктам немецкое учение, а напоследок запретил протестантам не только рассуждать перед его подданными о своей вере, но и даже входить в православные храмы.

Однако, взятые в плен во время ливонской войны (1558-82) немцы и шотландцы целыми тысячами были заселены в разные города с правом свободного исповедания веры. Были большие лютеранские общины и кирхи в разных городах уже в XVI веке. В Москве немцы селятся в знаменитой слободе Кукуй, где у них был не только свой пастор, но и собственная кирха.

В некотором смысле при Иване Грозном протестантам в России жилось даже лучше чем в самой Германии, Великобритании, Франции и Швеции, где они должны были вести страшную борьбу за существование. При царе Федоре Ивановиче было много протестантов и в его многотысячном иностранном отряде, в русской армии.

Однако самым благоприятным для протестантов было царствование Бориса Годунова. Теперь уже не на слободской окраине, а в самом центре Москвы - Белом городе - на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии. В 1576 г. в Москве была открыта первая лютеранская часовня. Она стала тем камнем, на котором выросло здание Евангелическо-Лютеранской Церкви России, объединявшей к 1917 году более семи миллионов лютеран и реформатов.

Информация о работе Формирование и развитие лютеранства