Речь, формирование и развитие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Речь ребёнка начинает складываться со звуков речи. Сначала гласные звуки, потом возникает лепет, после первые слова, затем предложения из одного слова, вслед за тем предложения из двух слов и словообразование, после этого предложения из многих слов и оканчивает цепочку предложения из многих слов и сложная и выразительная речь.
Человеку необходимо всю свою жизнь совершенствовать или хотя бы стараться сохранить имеющие навыки речи. Для этого нужно читать художественную литературу, общаться с окружающими и вообще «питать» мозг полезной и нужной информацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Пробуждение и формирование речи ребёнка……………………………..4
2. Строение речи……………………………………………………………….7
3. Формирование связной речи……………………………………………….9
4. Речь и практическое действие в поведение ребёнка…………….………11
5. Формирование письменной речи у ребён-ка……………………………………………………………………..………..13
6. Развитие выразительной речи …………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..…..17
Список литературы…………………………………………………………………………….....18

Файлы: 1 файл

к.р. развитие речи.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

      

                                                                                     

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Приамурский  государственный университет имени  Шолом-Алейхема»

 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

на тему: »Речь, формирование и развитие речи» 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила; студентка 1 курса

                                                                                  факультета ПП-ЦПО

                                                                         группа №8621з

                                                              Е.Б. Крух

                                                               Проверил:


 
 
 
 
 

 

 

                                                           г. Биробиджан

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. Пробуждение и формирование речи ребёнка……………………………..4

2. Строение речи……………………………………………………………….7

3. Формирование связной речи……………………………………………….9

4. Речь и практическое  действие в поведение ребёнка…………….………11

5. Формирование письменной речи у ребёнка……………………………………………………………………..………..13

6. Развитие выразительной  речи …………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..…..17

Список литературы…………………………………………………………………………….....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

 

     Что является основным средством человеческого общения? Это – речь, она является существенным оружием гуманного общения. Потому что без речи человек не может приобретать и передавать огромное количество информации.

      Речь бывает устной и письменной. С помощью письменной речи человек  получает потенциал узнать, как жили и что делали люди в прошлом и передавать другим свои мысли и чувства. Но речь это не только средство общения, но и мышление, сознание, память и носитель информации. С помощью речи можно править поведением других людей и регулировать собственное поведение. Но устная  речь не существует без языка, а язык – это строго нормативная система средств общения, ну а речь в свою очередь использует его в процессе общения для передачи мысли и чувства. Отсюда следует, что речь – это совокупность выговариваемых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, что и соответствующая им система письменных знаков.

     Речь ребёнка начинает складываться со звуков речи. Сначала гласные звуки, потом возникает лепет, после первые слова, затем предложения из одного слова, вслед за тем предложения из двух слов и словообразование, после этого предложения   из многих слов и оканчивает цепочку предложения из многих слов и сложная и выразительная речь.

    Человеку необходимо  всю свою жизнь совершенствовать  или хотя бы стараться сохранить имеющие навыки речи. Для этого нужно читать художественную литературу, общаться с окружающими и вообще «питать» мозг полезной и нужной информацией.

 

 

 

 

 

 

4

1. ПРОБУЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА

      Как было уже сказано выше -  речь является средством общения и формой жизни мысли, сознания. Она формируется в процессе личного развития. Практически каждый ребёнок в возрасте от нуля до трёх лет учится говорить, ходить, он воспроизводит слова и жесты близких людей, а так же всё то, что видит на улице, таким образом, ребёнок всё лучше и лучше понимает мир взрослых и постепенно встраивается в него. 

    Очень важно,  что развитие речи у ребёнка  определено обучением: ребёнок учиться говорить. Это не значит, что для того чтобы овладеть речью, своим родным языком нужно специальное учебное занятие, цель которого являлось бы для ребёнка изучать речь. Такого рода учебное дело начинается позже - изучения грамматики, при овладении - на базе - устной речи – письменной речи, но самое первичное усвоение живой речью, именно родным языком, происходит в процессе деятельности общения. Только так будет достигнуто истинное понимание речи как речи. Ребёнок нормально овладевает речью, пользуется ей только в процессе общения, а, не изучая её в процессе учения [4;312]. При нормальном развитие ребёнок овладевает артикулированием на основе слухового восприятия речи окружающих. Ребёнок должен понимать, что говорят окружающие и то, что говорит сам и тогда можно сказать, что ребёнок владеет речью.  

   Полноценная речь человека – это не система знаков, применение и значение которых произвольно поставлено и выучено, как выучиваются правила. Для освоения настоящим словом нужно, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе применения включалось в его жизнь и деятельность.

     Речь ребёнка начинается с образования звуков речи. В первом, подготовительном периоде речи  ребёнка, прежде всего, он овладевает своим голосовым аппаратом и учится понимать речь, которая его окружает. Самые первые звуки - крики. Это реакция интуитивная или бессознательная. Глухие дети тоже издают крики; значит эти крики не продукт подражания или выучки. Первые звуки ребёнка по своему фонетическому составу похожи на гласные -а-,-е-,-у-, а при придыхание звук близкий к -х- и -к-, также к гортанному -р- . Всё это происходит с ребёнком в первые секунды после рождения и до первого месяца, а уже к трём месяцам начинается лепет. Лепет это игра  звуков

5

В лепете ребёнка огромное разнообразие звуков и продукт игры со звуком более свободен, чем инстинктивные крики. Лепетание благодаря этому подготавливает возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи окружающих взрослых. Если с первого месяца в спокойном состояние ребёнок произносит гласные звуки -а- и -уо- ,а с трёх месяцев в звука-речевом репертуаре ребёнка появляется заднеязычные согласные звуки -г-, -к-, -х- в сочетание с гласными. Потом появляются губные -м-, -п-, -б-,затем зубные -д-, -т-, и после шипящие.[3]

     Владеть речью и уметь пользоваться ей самому для общения помогает зарождение сначала понимать речь окружающих. С пяти до семи месяцев дети начинают определённым образом реагировать на слова. Например, ребёнку, смотревшему на часы, произносили слово «тик-так» и затем, когда повторяли эти слова, ребёнок смотрел на часы. У него создалась связь между звуком и некоторой ситуацией или реакцией на него. [8;269]

     Человек воспринимает  предметы и явления окружающего  мира двояко – непосредственно,  с помощью органов чувств ( первая  сигнальная система, при которой  сигналом одного явления может  служить другое; например, сигналом  еды – запах пищи) и посредством  слов (вторая сигнальная система,  при которой сигналом явления  служит слово; например, слово  «горячо!» заставляет человека, потянувшегося за утюгом, отдёрнуть руку). Благодаря словесной сигнализации, т.е. речи, человек может воспринимать действительность отвлечённо, мысленно. Поэтому вторая сигнальная система лежит в основе тесно связывающих между собой речь и мышления.

   В этот период у ребёнка развивается мышление. Рефлексологи и ассоциативные психологи считают, что это связь имеет условно - рефлекторный характер. Но это всё ещё не речь в подлинном смысле слова. Вот когда связь слова и его значение перестаёт быть условно-рефлекторным и становится смысловым, возникает речь. Речь ребёнка развивается, когда он начинает понимать речь взрослого и овладевать своим голосовым аппаратом.

      Ребёнок начинает овладевать новым характерным человеческим способом общения с людьми, благодаря которому он может сообщать свои эмоции и мысли. К концу первого – началу второго года появляются первые осмысленные слова произносимые ребёнком. Состоят эти слова в основном из губ

 

6

ных и зубных согласных, соединённых с гласными в слоги, которые неоднократно повторяются - мама, папа, баба. По значению первые слова ребёнка выражают в основном потребности, желания и аффективные состояния (дай, иди, нет, да).

 Намечающая функция речи выдаётся позднее (приблизительно к полутора годам). Её появление знаменует значительный сдвиг в развитии ребёнка. Ребёнок начинает интересоваться названиями предметов, он требует ответа на вопрос; «что это?». Чем больше он спрашивает  и получает ответов, тем быстрей начинается рост словаря, в основном имён существительных. В момент ребёнок открывает, что каждая вещь имеет своё название. Это первая общая мысль ребёнка, хотя этот факт ошибочный. Потому что у полуторагодовалого ребёнка ещё недостаточно развито умственное развитие. Ребёнок при помощи взрослых открывает новый способ обращаться с вещами при помощи слов. Он узнаёт, что при помощи слова можно указать на вещь, обратить на неё и на себя внимание взрослых, получить её. Решающим фактором в развитие речи ребёнка является то, что ребёнок при помощи слов вступает в сознательное общение с окружающими. Он начинает пользоваться отношением слова к предмету, которое оно обозначает, ещё теоритически не осмыслив его.

     Долго ещё остаётся примитивным понимание отношения слова к вещи, которую оно обозначает. Изначально слово представляется свойством вещи, неотъемлемой её принадлежностью или выражением вещи. На ранней стадии развития это явление довольно распространенно. Есть такой этап в процессе речевого развития, который в исключительных случаях длится продолжительное время. Л.С.Выготский и У.Элиасберг называли такую речь «автономной», а О.Йесперсен называл её «малой речью». Существование такой особой автономной детской речи ряд психологов отрицали. Вот, например, В.Вундт утверждал, что эта мнимая детская речь - просто язык нянек, которые подделываются к ребёнку. Не остаётся сомнения, что автономная, или малая детская речь питается материалом речи взрослых, но иногда всё же, как показывают наблюдения, у детей наблюдается речь, во многом отличающаяся от речи взрослых.[1;С.840].

   

7

 

    В малой детской речи психологически самым существенным является то, что она вскрывает своеобразный способ «общения», которым определяется

значение первых слов, употребляемых  ребёнком. В такой речи слова ещё  не выполняют обозначающей функции в полном смысле этого слова.

  Сравнение детской и малой речи с развитой речью особенно ярко замечает, как велика роль речи взрослых в умственном развитии ребёнка, она вводит в обиход ребёнка качественно иной, сложившийся в результате общественной практики и построенной на объективных принципах способ классификации вещей. Благодаря речи общественное сознание человека начинает формировать индивидуальное сознание с раннего детства. Его речь и словесная ориентировка в мире регулируется не его индивидуальным восприятием, а общественным познанием, которое через посредство речи определяет и само восприятие.

                   

 

2. СТРОЕНИЕ РЕЧИ

    Специальных органов речи у человека нет. Речь осуществляется органами дыхания, жевания и глотания. Деятельность периферического речевого аппарата, состоящего из языка, зубов и голосового аппарата гортани с расположенными над ней полостями глотки, рта и носа, находится под  управлением коры головного мозга. Органы, осуществляющие функцию речи, обеспечивают произнесение членораздельных звуков – артикуляцию. 

    Слово-предложение является главным пунктом в структуре развития детской речи, выполняет этот пункт функцию, которая во взрослой речи выражается целыми предложениями: «стул» - значит, «посади на стул» и т.д.; вроде бы одно слово, но оно функционально приближено к предложению. В промежутке от 1,5 до 2 лет у детей появляются первые предложения из 2-3 слов; это как бы цепь предложений из одного слова. Ближе к 2 годам слова становятся зависимыми составными частями предложений, как в речи взрослых,  ребёнок переходит к флексий ной речи.[7;237].

8

 Значительным шагом  в речевом развитии ребёнка  является, развитие флексий ной, речи; впервые прокладывается путь к отображению отношений - основного содержания мышления. Различные способы словообразований и

первые фликсийные формы  ребёнок приобретает от окружающих, усваивает их тогда, когда его  развитие готово к этому. Ребёнок  не ограничивает, себя тем чему научили взрослые. На этих словообразованиях, которым научили и учат  взрослые, он научается некой совокупностью формообразований как способом оперирования словами. Используя их, ребёнок начинает сам образовывать слова, которые он узнал не путём обучения, а путём формирования настоящего речевого развития ребёнка.

       Разнообразные  изменения и образования слов, в большем количестве встречаются у детей  2- 5 лет, служит ярким тому примером и доказательством (мотолок – молоток, масалёт – самолёт и т.д.).

     В начальном  периоде появлений предложений(2-2,5 года) речь ребёнка представлена  в виде простого положения  главных предложений; придаточные  отсутствуют: ребёнок овладел  лишь формой главного предложения (форма паратаксиса). Главные предложения очень слабо связаны союзами («и»; «и вот»; «и ещё») или вообще не связаны. После, где-то с 2,5 лет, появляется форма придаточного предложения (гипотаксис), т.е. в речи ребёнка начинают устанавливаться отношения между главными и придаточными предложениями (отношения подчинения) и между различными придаточными (соподчинения) предложениями. Речь становится более сложной, начинают выделяться относительно самостоятельные части речи, которые связывают между собой различные отношения – временные и пространственные. А к 3 годам появляются первые «почему», которые выражают отношения причины.

Часто опережает развитие мышления в дошкольном возрасте развитие     грамматических форм речи и формальных структур. Между смысловой,  внутренней и внешней, между мыслительным содержанием речи и её формой, у детей почти всегда имеются разногласие: одно обходит другое. Отождествлять это нельзя: присутствие у ребёнка установленных речевых фигур ещё не означает, что ребёнок понял и то мыслительное  содержание, для формулирования которого они предназначаются; присутствие слова или термина не гарантирует его осознания. Следовательно, преимущественная задача психологических изуче

9

 

ний заключается в том, чтобы проследить, как происходит овладение смыслового содержания тех речевых конфигураций, которые ребёнок постигает в процессе. Предназначенная степень вырабатывания мышления возникает предпосылкой любого дальнейшего шага в речевом созревание ребёнка. На процесс развития мышления и интеллектуального формирования ребёнка оказывает речь.

Информация о работе Речь, формирование и развитие речи