Формирование и развитие лютеранства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 09:13, реферат

Описание работы

Цель данного исследования: в анализе актуальных проблем взаимоотношений лютеранства с российским обществом;
В соответствии с целью исследования в реферате поставлены следующие задачи:
1. Определить логику в эволюции лютеранства и пути ее трансформации в современных условиях.
2. Рассмотреть характер отношения власти и общества к лютеранству в регионе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Мартин Лютер………………………………………………………5
§1. Биография………………………………………………………………...5
§2. Реформаторская деятельность………………………………………….8
Глава II. Лютеранство………………………………………………………15
§1. Лютеранская Реформация……………………………………………...15
§2. Развитие лютеранства в странах Европы……………………………….17
Глава III. Лютеранство в России…………………………………………...21
§1. Московское царство…………………………………………………….21
§2. Российская империя…………………………………………………….24
§3. Советский и постсоветский период…………………………………….26
§4. Лютеранство в Сибири…………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 91.81 Кб (Скачать файл)

 

§4. Лютеранство в Сибири

 

Лютеранство является старейшим протестантским течением в Сибири. Вплоть до конца XIX в. численность представителей этого вероисповедания оставалась незначительной и стала резко увеличиваться лишь с началом массовой колонизации края. 

Исторические хроники сообщают о появлении первых лютеран в крае уже в XVII в. В ходе Северной войны Сибирь стала местом содержания шведских военнопленных. Их духовная жизнь представляет отдельную яркую страницу в истории лютеран края. Наемная армия Карла ХП была многоязычной и многонациональной, поэтому среди пленных находились кроме шведов немцы, жители Прибалтики. В Тобольске они проводили богослужения на шведском, немецком и латышском языках, организовали немецкую школу. Известно о существовании шведской кирхи в Омске. Это были первые известные формы организованной духовной жизни лютеран Сибири. Но просуществовали они лишь некоторое время - после заключения Ништадтского мира военнопленные покинули Сибирь. 

В XVIII в. приток иностранцев в сибирскую провинцию значительно возрос. На службу поступали чиновники, военные, специалисты торного дела, врачи, аптекари - выходцы преимущественно из германских княжеств, а также из Швейцарии, Англии, Финляндии, Швеции, Прибалтики. Учреждение первых постоянных пасторских должностей и формирование лютеранских приходов связано с активным освоением рудных месторождений на Урале и Алтае и приглашением сюда иностранных специалистов. И на Урале, и на Алтае одновременно создавались немецкие школы по обучению горному делу, а учителями немецкого и латинского языков и основ горного мастерства становились пасторы. Поэтому пастор был сведущ не только в вопросах богословия, но и разбирался в естествознании, а службу сочетал с исследовательской деятельностью.

Строительство в середине XVIII в. Пресногорьковской и Колывано-Воскресенской оборонительных линий привело к увеличению числа военнослужащих инославного исповедания, что создало предпосылки для возникновения лютеранских приходов в гарнизонах. В 1767 г. были учреждены должности полевых (позже - дивизионных) лютеранских проповедников в административных центрах: Иркутске, Тобольске, Оренбурге. Казна начала финансировать строительство либо содержание молитвенных домов и церквей. Первым на государственный счет был выстроен деревянный молитвенный дом в Барнауле в 1786 г. Кирха в Омске (1792 г.), хотя и была построена на пожертвования прихожан-военных, в дальнейшем также получала государственную поддержку со стороны военного министерства.  Кроме проповедников, служивших за казенный счет, в Сибири в XVIII в. действовали и личные духовники высокопоставленных сановников.

Если первые пасторы Сибири были выходцами из Германии, Швеции, то с открытием в 1802 г. Дерптского университета и единственного в империи лютеранского богословского факультета ситуация изменилась. Здесь началась систематическая подготовка лютеранского духовенства из россиян. В Сибирь направляли, главным образом, уроженцев Прибалтики, т. к. пестрота лютеранского населения края требовала знаний кроме немецкого еще и латышского либо эстонского, финского, шведского языков. Служба пастора в Сибири требовала большого мужества и самоотверженности, т. к. их приходы простирались на сотни и тысячи верст. Так, во время ежегодных объездов прихожан Иркутский проповедник преодолевал до 10 тыс. км. От пастора, его умелой организации дела зависели и уровень нравственности, и постановка школьного дела в приходе. Первые лютеранские школы в Сибири возникали при церквах и главным, а порой и единственным, учителем в них был сам пастор. 

Лютеранская община Сибири XIX в. отличалась крайней пестротой по своему социальному, образовательному, моральному уровню. В городах проживали представители дворянства, чиновничества, купечества, а также бывшие осужденные, кому запрещалось возвращение в европейскую часть страны. Последним запрещалось и проживание в Барнауле и Владивостоке, закрытых для ссыльных. Лютеране в сельской местности и на рудниках, как правило, были заключенными и ссыльными различной категории. Но и здесь были исключения: так, в Приморье проживала большая группа финнов, добровольно поселившаяся близ Владивостока. Колония Рыжково в Тобольской губернии тоже была основана свободными поселенцами, но впоследствии стала центром ссыльных лютеран. С 1845 г. сюда стали направлять «маловажных» преступников, что в дальнейшем, при их расселении, привело к образованию колоний ссыльных в Минусинском округе и на р. Оми в Еланской волости. Для этой категории лютеран были организованы собственные приходы (на Оми с 1869 г.), строились пастораты и школы за казенный счет. С 1884 г. для всех финнов, проживавших в Сибири, назначались собственные пасторы, которых содержала Финляндия.

Разобщенность лютеранского населения, бедность прихожан, стремление членов приходов покинуть Сибирь по истечении срока службы либо срока наказания - все это затрудняло работу пасторов. Ожидать больших пожертвований от малообеспеченного населения не приходилось, лишь помощь государства и Вспомогательной кассы лютеран России поддерживала приходы. Сибирские лютеранские приходы значительно отличались от приходов Поволжья, Прибалтики социальной и национальной пестротой своих членов. Кроме того, прихожане проживали в значительном отдалении от места нахождения пасторов, население было распылено на огромной территории, из-за трудностей службы должности пасторов подолгу оставались вакантными. 

В конце XIX в. должности дивизионных проповедников в Сибири были упразднены, и содержание пасторов легло на плечи только Вспомогательной лютеранской кассы. В этот период в связи с ростом населения увеличивается число приходов. К 1909 г. их было 8: Томск-Барнаул, Омск, Тобольск-Рыжкове, Нижняя Буланка, Верхний Суетук, приход ссыльных финнов всей Сибири, Иркутск и Владивосток. В 1909 г. к ним добавились два новых прихода в Акмолинской области: Св. Иоаннеса и Св. Петра.

Начало XX в. знаменуется и бурным ростом школ в лютеранских поселках, заслуга в их организации всецело принадлежала населению. Постепенно эти школы получали статус государственных с русским языком преподавания, частично финансировались из казны. Лютеране, в отличие от меннонитов и баптистов, были более лояльно настроены к государству и соглашались на такие преобразования.

Постепенно возрождались и возникали лютеранские общины в различных городах и посёлках Сибири. Сейчас «география» лютеранства - от Челябинска на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке.

Лютеранская Церковь в учении и практике придерживается традиций консервативного («конфессионального») лютеранства. Это значит, что мы основываем своё учение на Священном Писании как на единственном авторитетном источнике для богословия и христианской практики. Лютеранское понимание Священного Писания отражено в вероисповедных книгах, собранных в «Книге Согласия». Кроме этого, мы уверены, что литургия, слово и таинства являются центром церковной жизни.

Хотя приходы канонически являлись приходами ЭЕЛЦ, они никогда не были «этническими» приходами. Богослужения проходят на русском языке. В Новосибирске учреждена семинария для подготовки кадров на 12 человек, а также действуют 2 библейские школы для мирян.

В 1992 году СЕЛЦ была зарегистрирована в Новосибирске как «Западно-Сибирская Христианская Миссия». 6 мая 2007 в Кафедральном Домском Соборе св. Девы Марии в Таллине состоялось поставление первого епископа Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви Всеволода Лыткина. Эстонская Церковь оказала большую помощь (прежде всего - каноническую) лютеранам в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Такова история лютеран в России. Рассказ о ней закончим цитатой из статьи русского историка XIX в. Николая Барсова: «Своим благочестием и строгостью жизни протестанты много способствовали очищению нравов между православными, особенно возвышению общественных добродетелей - человеколюбия, благотворительности, честности, трудолюбия».

Популярный лозунг «только Писание, только вера, только Благодать» появился гораздо позже, в период поиска компромиссов с кальвинистами. Безусловно, Писание играет основное значение в церковном богословии. Несомненно, одна из центральных идей реформации - это оправдание по вере. Тема Божественной Благодати была также особо отражена в богословии Реформации. Однако, будет серьезным упущением не отметить особую важность для лютеран Истории Церкви, Богословия Таинств и Божественной Литургии. Одно из специфических учений лютеранской теологии - это учение о средствах благодати.

На протяжении многих веков протестантизм рассматривался официальной идеологией как иноземное религиозное течение и никогда не считался русским явлением. Несмотря на такую особенность, ему удивительным образом было суждено сыграть значительную роль в социально-экономическом и политическом развитии страны на протяжении всего существования Российского государства и оказать определенное влияние на ход его истории.

Лютеранство, как одно из основных направлений протестантизма, появилось в русских землях еще при жизни его основателя Мартина Лютера (1483-1546), а в последующие столетия имело на территории страны немалое количество приверженцев.

Воздействие, которое оказали российские протестанты на культуру, науку, экономику страны, их заметное представительство во всех сферах общественной жизни невозможно переоценить. Лютеране являлись членами правящей династии, были близкими родственниками коронованных особ, входили в число придворной знати.

Без сомнения, лютеранство не могло играть той первенствующей роли, которая была отведена Русской Православной церкви. Но в этом были свои преимущества независимое консисториальное руководство (хотя заработную плату оно получало из государственной казны), более самостоятельная церковная организация, ряд привилегий и льгот со стороны царского правительства и, наконец, даже во время Советской власти, в первые годы ее существования, более лояльное, чем к православию, отношение большевистских властей.

Все это и обусловило привилегированное положение Евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. В настоящее время лютеранство, пройдя нелегкий путь становления и развития, завоевало прочное место среди других конфессий.

На протяжении всей русской истории лютеране формировали мировоззрение российских царей и отдельных государственных деятелей, входили в число придворной знати.

В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии. Большинство лютеран Российской Федерации — граждане немецкой национальности, проживающие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском крае, Поволжье, Москве и Cанкт-Петербурге.

За 400 лет лютеранство прошло путь длительной эволюции. За эти столетия кардинально менялись не только структура и национальный состав лютеранских приходов, огромные изменения происходили в самосознании самих лютеран, в осознании ими своего места в жизни.

Наступление каждого из этапов было связано с принципиально новыми историческими условиями, в которых формировалась и развивалась лютеранская община. Эти условия как раз и определяли изменения в самосознании членов общины, заставляя их по-новому воспринимать и оценивать свою роль в судьбе государства и Лютеранской Церкви в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. Архиепископ Михаил Из воспоминаний о жизни ленинградских евангелическо-лютеранских общин перед их ликвидацией // Церковь Ингрии. 1993. -№3/4. - С. 18-20.
  2. Архимандрит Августин (Никитин) Возрождение лютеранской общины // Христианские новости. 1991. - №19. - С.23-25.
  3. Бобылев А., Бугров А. Первые лютеранские церкви в России: как они выглядели // Наша Церковь. 1996. - №1/2. - С. 19-26.
  4. Бобылев А. История и правовое положение Лютеранской Церкви в России до 1917 года // Наша Церковь. 1996. - №3/5. - С.44-51.
  5. Журнал "Церковь Ингрии" №3-4/47-48/декабрь 2003 
  6. Кречмар Г. Лютеранская и Православная Церкви: история и настоящее // Протестантизм в Сибири: история и современность. Омск, 1998. - С. 49-54.
  7. Кречмар Г. 420 лет Евангелическо-Лютеранской церкви России // Лютеране в Сибири. Омск-Эрланген, 2000. - С.55-73.
  8. Кречмар Г. Протестантские религиозные организации и государство // Лютеране в Сибири. Омск-Эрланген, 2000. - С.236-252.
  9. Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI-XX вв.). М., 1996.
  10. Курило О.В. Церковные праздники лютеранского населения России (XIX-XX вв.) // Этнографическое обозрение. 1997. - №2. - С.99-111.
  11. Лиценбергер О.А.Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI–XX вв.). М., 2003.
  12. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520—1526. — Харьков, 1994.
  13. Лютер М. Избранные произведения. — СПб., 1997.
  14. Лютер М. 95 тезисов. — СПб.: Роза мира, 2002.
  15. Лютеране в России // Наука и религия. 1992. - №8. - С. 50-52.
  16. Курило О.В. Мартин Лютер реформатор, проповедник, педагог. - М.: Издательство РОУ, 1996. - 238 с. 
  17. Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 1997
  18. Религии и церкви в СССР // Исторический архив. 1993. - №1,2. - С. 137-144.
  19. Соколов ИМ. Об отношении протестантизма к России в XVI и XVII веках. - М., 1880.
  20. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991
  21. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 235.
  22. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
  23. Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. - М., 1890. - С. 31.
  24. Шелленберг П. Лютеране в Царской России // Der Bote. 1993. - №2. -С.15.

Информация о работе Формирование и развитие лютеранства