Дренегреческая мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной тематики работы обусловлена тем фактом, что мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.
Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Древнегреческая мифология: общая характеристика…………….. 4
2. Периоды развития греческой мифологии…………………………. 7
2.1 Доолимпийский период………………………………………….... 7
2.2 Олимпийский период……………………………………………… 9
Заключение…………………………………………………………….. 11
Список использованный источников…………………………………. 13

Файлы: 1 файл

реферат религоведение.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………  3

1. Древнегреческая мифология:  общая характеристика……………..    4

2. Периоды развития греческой  мифологии………………………….    7

2.1 Доолимпийский период…………………………………………....    7

2.2 Олимпийский период………………………………………………    9

Заключение……………………………………………………………..    11

Список использованный источников………………………………….   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  тематики работы обусловлена тем  фактом, что мифология Древней  Греции оказала огромное влияние  на развитие культуры и искусства  всего мира и положила начало бесчисленному  множеству бытовых представлений  о человеке, героях и богах.

Сущность греческой мифологии  становится понятной только при учете  особенностей первобытнообщинного  строя греков, воспринимавших мир  как жизнь одной огромной родовой  общины и в мифе обобщавших все  многообразие человеческих отношений  и природных явлений. Греческую  мифологию следует рассматривать  не как привычную и неподвижную  картину (хотя и прекрасную), но в  постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного  мира. Образы Аполлона, красивого юноши  с лирой в руках, Афродиты, исполненной  женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся  к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами  являются: древнейший хтонический, или до фессалийский, до олимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение древнегреческой  мифологии.

 

 

 

 

1. Древнегреческая  мифология: общая характеристика

При рассмотрении греческой  мифологии в развитии, в пределах каждого отдельного мифа устанавливаются  и прослеживаются разновременные рудименты, которые сосуществуют с ферментами нового, возникающего в сюжете мифа. Например, в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуума над женским и символику мудрости верховного божества - свидетельства патриархата; наконец, гротеск, свойственный времени распада общинно-родовой формации и начальному периоду греческой классики.

Один и тот же мифологический мотив может составлять основное содержание мифа и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного  зооморфизма(наделение людей качествами животного) отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа.

Греческая мифология в  ее наиболее развитом, так называемом классическом, состоянии представляет собой мифологию героическую, а  не стихийно-фетишистскую и не стихийно-демоническую (эти два типа мифологии относятся  к хтонической мифологии). Героическая  мифология связана с периодом патриархата, однако, в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего, генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл - сын морской богини, Ио - дочь агросской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: луна - корова, солнце - бык, Инах - река и царь Агроса и др. Многочисленны ипостасные элементы: Агамемнон - ипостась Зевса, Ифигения - ипостась Артемиды и т.д. Огромное количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер: Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой - в виде грома и молнии, с Европой - в виде быка и т.д. Из иконографических рудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа) в мифах фигурируют змеиный хвост у Кадма, рога и копыта у Пана, совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и др. Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают теперь в виде закостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другим персонажам: орел и Ника около Зевса, сова или змея около Афины. Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют также функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубец Посейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др.

Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает  на будущее развитие мифа. У Гесиода  Ехидна - полузмея-полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна людям. Этот мотив  отвержения Ехидны - элемент в мифе, объясняющий стремление человека обуздать стихийные силы природы. Тантал наказан  за человеческое жертвоприношение, это - несомненно фермент, свидетельствующий о позитивных сдвигах в морали. Прометей у Гесиода представлен заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить самого Зевса. Но именно этот момент противодействия Зевсу в дальнейшем лег в основу эсхиловской концепции Прометея-богоборца.

Между составляющими миф  элементами устанавливаются не только хронологические, но и самые разнообразные  смысловые связи, образующие мифологические комплексы. Один из таких комплексов - комплекс-интерполяция - состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менее механически. Примером такого комплекса является гомеровское представление о тенях в загробном мире, которое дается в XI песне "Одиссеи". Если комплекс-интерполяция пронимается как объединение в одно целое чуждых друг другу элементов без всякой мотивировки, то комплекс-компиляция есть объединение элементов, также несходных или противоположных, но это объединение уже определенным образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного прохождения, никак между собой не связанными. Их объединение - Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса - есть мифологический комплекс-компиляция. Олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатский божеств - тоже компиляция, поскольку присоединенные азиатские божества стали трактоваться как дети Зевса и Геры.

Оба типа мифологических комплексов (интерполяция и компиляция), а также  бесконечно разнообразные приближения  то к одному, то к другому такому типу встречаются в античной мифологии  постоянно. Например, Диомед то вступает в бой с богами и ранит их, то заявляет о невозможности вступать в борьбу с богами. Прометея наказывают в одном случае раз и навсегда, без всякой надежды на освобождение, в другом - его освобождает Геракл.

При исследовании греческой  мифологии необходимо также учитывать  ее географическое распространение (так  называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене - к Спарте и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Периоды развития  греческой мифологии

2.1 Доолимпийский период

Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде. Окружающее материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными  слепыми силами. Все вещи и явления  в сознании первобытного человека исполнены  беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого  уродства и ужаса. Земля с составляющими  ее предметами представляется первобытному сознанию живой. Одушевленной, все из себя производящей и все собой  питающей, включая небо, которое  она тоже рождает из себя. Как  женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в  период матриархата, так и земля  понимается как источник и лоно всего  мира, богов, демонов, людей. Поэтому  древнейшая мифология может быть названа хтонической. В ее развитии прослеживаются отдельные этапы. На раннем этапе, то есть на стадии собирательно-охотничьего  хозяйства, сознание ограничено непосредственно  чувственным восприятием, непосредственно  видимыми и осязаемыми вещами и явлениями, которые одушевляются, но них переносятся  социальные функции общинно-родового строя. Такая вещь, с одной стороны, насквозь материальная, с другой - одушевленная первобытными сознанием, есть фетиш, а мифология - фетишизм. Древний человек понимал фетиш как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Например, Зевс - верховное божество в позднейший греческой мифологии - почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде каменной пирамид, на Ликейской горе в Аркадии - в виде колонны. Геру в городе Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Аполлона представляли пирамидой, его мать Лето на Делосе - необработанным поленом и др.

Немалую роль в культе и  мифе играла собака, вплоть до представления  человеческих душ в виде хтонических  собак. Волк имел ближайшее отношение  к Аполлону; однако Зевс Ликейский в Аркадии тоже некогда почитался в образе волка. Особой популярностью пользовалась также мифология быка и коровы. Распространено было представление о верховном божестве как о быке на Крите. В виде коня представлялся Посейдон, архаический миф указывает на его брак с Деметрой в образе лошади.

Несомненно, сам человек  мыслился вполне фетишистски; его духовная жизнь целиком отождествлялась  либо с его функциями, либо со всем человеческим организмом. Фетишистски  представлялся человеческий и вообще животный организм и его части.

В развитом анимизме трансформация  демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе  художественных или пластических образов. Но каким бы совершенным ни был  антропоморфический образ бога, демона или героя в греческой мифологии, он всегда содержал в себе черты  более раннего, чисто фетишистского  развития (ср. совиные глаза Афины, змея - постоянный ее атрибут, глаза  коровы у Геры). К поздним, так  называемым героизированным, формам матриархальной мифологии относятся прежде всего амазонки; их образ - явный рудимент среди не матриархальной и уже чисто героической мифологии. Мифы о вступлении в брак богинь со смертными героями в период патриархата и героической мифологии также звучат как странная экзотика и рудимент давно ушедшей эпохи (браки Фетиды и Пелея, Афродиты и Анхиса, Гармонии и Кадма, дочери Гелиоса Кирки и Одиссея и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Олимпийский  период

Ранняя классика

В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются  с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов - сыновей Посейдона Ота и Эфиальта, которые выросли настолько быстро, что, едва возмужав, уже мечтали взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, вероятно, царством самого Зевса. Также убивает дракона Кадм и на месте битвы основывает город Фивы , Персей убивает Медузу ,Беллерофонт - Химеру, Мелеагр - калидонского вепря . Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.

Вместо мелких богов и  демонов появляется один главный, верховный  бог Зевс, которому подчиняются все  остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или, что то же самое, на горе Олимп (отсюда понятия "олимпийские боги", "олимпийская  мифология"). Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает  титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские  божества, оформившиеся из многогранного  древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра - культурного  земледелия, Афина Паллада - честной, открытой и организованной войны (в  противоположность буйному, анархическому  и аморальному Аресу), Афродита - богиней любви и красоты (вместо прежней дикой всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия - богиней домашнего очага. Даже Артемида, которая сохранила древние охотничьи функции, приобрела красивый и стройный вид и превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Ремесло также обрело своего покровителя, а именно - Гефеста. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней (вместо того чтобы прятаться от нее), находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер - о наяды или нимфы морей - нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. - это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования.

Информация о работе Дренегреческая мифология