Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Буддизм — древнейшая из мировых религий. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. Буддизм относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма позволил ему перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.

Содержание работы

Вступление.
Возникновение буддизма.
Личность Будды. Его биография и происхождение.
Буддийская догматика:
Картина мира.
Учение о душе.
Отношение к земной жизни.
Мораль.
Учение Будды.
История происхождения буддизма.
Три ветви буддизма:
Тхеравада
Махаяна
Ваджраяна
Распространение буддизма.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

БУДДА НА ПЕЧАТЬ.docx

— 42.22 Кб (Скачать файл)

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена: чтобы положить конец страданиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь  этого говорит четвертая истина , указывающая восьмеричный благородный путь : «Это восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение».

Таким образом, Будда  указал на существование восьмеричного, или срединного пути, выводящего человека из "колеса жизни" . Этот путь включает 3 основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).

Культура поведения  — это пять основных заповедей.

Культура медитации  — это система упражнений, ведущих  к достижению внутреннего умиротворения, отстраненности от мира и обузданию  страстей.

Культура мудрости — знание четырех благородных  истин.

В буддизме наиболее разработаны три концепции:

  • концепция "колеса жизни" , приводимого в движение законом зависимого происхождения;
  • концепция восьмеричного, или срединного, пути;
  • концепция Нирваны, или вхождения в космическое тело Будды.

 

Все три концепции  непосредственно связаны с трансформацией сознания человека, с переходом от корпускулярного логического мышления к волновому образному мышлению, последнее развивается в процессе медитации (самадхи, випассана, дхьяна, йога).

Сансарическое бытие, как правило, отождествляется с мутным потоком, загрязненными страстями, вожделениями, тщеславием, ненавистью и другими чувствами и эгоистическими желаниями. В этом потоке существуют водовороты (бытовые, социальные, экономические, политические и др.), втягивающие человека на самое дно сансарического бытия, где эгоизм достигает гиперболизированной концентрации, проявляющейся в том, что человек готов убивать, воровать, мошенничать ради накопления богатств и достижения власти. Такой человек все делит на «мое» и «не мое». В результате он постепенно утрачивает человеческие черты и превращается в безнравственное, аморальное, грубое животное.

Путь, указанный  Буддой, выводит человека из нечистот сансарического бытия в более светлые и чистые потоки, и по мере продвижения вверх органы человека: глаза, уши, нос, язык, тело, мысль — начинают видеть, чувствовать, ощущать, осмысливать необъятность природы, ее красоту и живительную силу, наполняющую человека верой и энергией для продолжения своего движения к более высоким уровням просветления. Энергия просветленного сознания (бодхи) преисполняет человека благожелательностью ко всем формам существования, делает его спокойным, доброжелательным, независимым не только в мыслях и деяниях, но и от кармического воздействия, последнее состояние отождествляется с нирваной. Нобелевский лауреат мира Далай-Лама так объясняет сущность нирваны: «Сансара означает зависимость существа от кармы, заблуждений и обстоятельств, им же созданных и им же усугубляемых. Нирвана — это освобождение от зависимости от кармы, заблуждений и их последствий. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием неудовлетворенности и страдания. Высшим состоянием является махапаринирвана — это состояние Будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием».

Культ. Функции культа легко понять, исходя из картины буддийского мировоздания. В космическом теле время от времени материализуются Будды, каждый из них создает свое пространство, в пространстве конкретного будды возникает буддийская община — сангха, которая именуется «несравненным полем заслуги в этом мире», а поле сангхи состоит из множества локальных буддийских общин, пребывающих чаще всего в монастырях. Вышеизложенные мировоззренческие представления как бы разбиваются на информативные блоки, которые символически овеществлены в культовых объектах. Например, космологические блоки информации — в ступах и мандалах; космографические — в планировке монастырей и храмовых комплексов; медитативные — в диаграммах и янтрах, в статуях и изображениях Будды, Бодхисаттв, мифических существ и т.д. Совокупность таких объектов формирует культовую систему буддизма.

 

 

История происхождения буддизма. 

При жизни Будды  его последователи состовляли одну из многочисленных сект, которая называлась общиной странников. Сразу же после смерти Будды сопровождавшие его ученики (500 человек) провели первое Сангити (декламирование по памяти), на котором вспомнили все подробности из жизни Учителя и утвердили дисциплинарные правила (Винная) и свод высказываний Будды (Сутра), включив в него более 80 тыс. высказываний. Прошло более ста лет. Небольшие буддийские общины существовали уже на значительной территории Индии. Между этими общинами время от времени разгорались споры о том, кто лучше понимает учение Будды. Монахи собрались на второе Сангити а г.Вайшали, на котором произошел раскол сангхи на два направления. Одно направление было представлено школой тхеравада, к которому примкнули монахи, считавшие обязательным сохранение каждого слова, жеста, эпизода из жизни Готамы. Именно поэтому последователи тхеравады, или южного буддизма, придают столь важное значение периодическим собраниям ученых монахов (Сангити), на которых восстанавливаются все детали жизни и учения Готамы. Последнее Сангити, шестое по счету, было проведено в 1954-1956 гг. в г.Мандалее(Мьянма). Другое направление было представлено монахами, считавшими истинным путем познание космической природы Будд, в том числе царевича Готамы. Позднее это направление получило название «махаяна» («Великий путь»), оно известно и как северный буддизм.

Создание буддийской канонической литературы на пали и  санскрите в первых веках н.э. явилось качественно новым этапом распространения буддизма: буддийские общины стали создаваться на огромной территории от Каспийского моря до Тихого океана, от Якутии до Индонезии. В 5 в.н.э. появились такие всеобъемлющие трактаты, как «Висуддхимагга» на пали и «Абхидхармакоша» на санскрите, в которых впервые были изложены космогонические, космологические и космографические представления буддистов.

В том же 5 в. буддизм  обрел вторую родину — когда выходец  из Синьяцзяна монах Кумараджива и его ученики перевели буддийские сутры на китайский язык, в результате чего учение Будды стало популярным сначала у просвещенной знати, а затем по мере синкретизации буддизма с даосизмом у народа. При династиях Суй и Тан (581-907 гг. ) наступил период процветания буддизма: по всей стране появилось отшельничества, возникли чисто китайские школы буддизма: тяньтай, цзинту, хуаянь, чань и др. Сформировался культ богини Гуань-инь как воплощения наиболее сострадательного Бодхисаттвы Авалокитешвара, благодаря которому буддийская религия глубоко внедрилась в народ, а идеология буддизма оказала влияние на философию, этику, литературу и искусство Китая. В 5 веке буддизм из Китая проник в Корею и в 6 веке — в Японию. Через несколько десятилетий на японских островах появились различные школы и секты буддизма, на основе которых сложилось множество культов и в их числе экзотические чайная церемония, икебана и др. Заметно оживились связи между китайской и индийской цивилизациями, возросла интенсивность культурного взаимовлияния.

В 5-7 вв. важные перемены отмечались в религиях Индии. Религиозно- философские идеи буддизма постепенно поглощались многочисленными религиозными системами, приспособленными к кастовой системе индийского общества и в совокупности известными как ортодоксальный индуизм.

Сложный сплав идей, связанных с культами Вишну, Шивы и его супруги Парвати, буддизма и бхакти (всепоглощающей любви к богу), породил в Северной Индии новую религию — тантризм, который впоследствии разделился на индийский и буддийский варианты тантризма; последний проник в Тибет и стал основой нового направления буддизма — ваджраяны, известного как ламаизм. В 8 веке в Пекине была создана тантрическая школа, после обучения в которой японский монах Кукай создал в своей стране в начале 9 века тантрическую школу Сингог.

К началу 2 тыс. н.э. буддизм лишился массовой опоры  в Индии, сохранившись в виде отдельных  сект и школ, которые вписались  в кастовую структуру индейского общества. Однако к тому времени  он получил широкое распространение  за пределами Индии и не столько  из-за философского богатства своих  доктрин и литературы, сколько  благодаря сложившимся национальным культам, воплотившим идеи накопления и передачи религиозных заслуг ради улучшения кармы и будущих  перерождений. Верующий получает религиозные  заслуги многочисленными способами: прикасаясь или отдавая дань уважения ступам, текстам, статуям, иконам, дереву Бодхи, буддийским символам, но особенно много заслуг он получает от дарения монахам еды, одежды, крова, лекарств. Считается, что религиозная заслуга может улучшить карму человека, семьи, рода, нации, организации, государства, если они заботятся о сангхе и создают условия для процветания буддизма.

Три ветви  буддизма. 

Тхеравада. Учение, получившее впоследствии название «тхеравада», оформилось спустя два века после смерти Будды. Термин «тхеравада» образован от двух слов: «тхера»(на языке пали так называют старшего в общине или наиболее уважаемого буддийского монаха) и «вада» — учение. Тхеравадины стремятся сохранить принципы буддизма без изменений, накапливавшихся постепенно за более чем две с половиной тысячи лет существования религии.

Махаяна. В первые века новой эры начало складываться новое направление в буддизме, которое сами его последователи назвали махаяной. В махаяне меняется само отношение к Просветлению. Если прежде целью было индивидуальное освобождение — достижение состояния арханта собственными усилиями, а Будда выступал только как учитель, указавший путь, но не способный повлиять на процесс духовного роста, то теперь наибольшее значение приобрела необходимость помощи другим во имя всеобщего спасения. Вступающий на путь махаяны обязан принять обеты Бодхисаттвы — клятву оставаться в сансаре и не уходить в нирвану, пока не будут спасены все разумные существа.

Ваджраяна. В середине первого тысячелетия нашей эры в Индии сформировалось новое направление буддизма, получившее сразу несколько названий. Самое известное среди них — ваджраяна. Еще одно название — Тантра.

 

Распространение буддизма. 

В настоящее время  буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра.

Во всех этих странах  буддизм более или менее уклонился  от своего первобытного , чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называется ламаизмом) население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенно своеобразное, по-своему поняло и переработало буддизм.

В ламаизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающих божественным достоинством. В ламаизме получил сильное развитие культ. Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, о церковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении, множестве обрядов.

В Китае буддизм  тоже принял в себя богато развитый культ, ровно как и в Японии.

В таком извращенном  и приспособленном к пониманию  мало-культурных масс виде буддизм имеет множество последователей и по числу их (свыше 300 млн.) считается первой религией в мире.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм  в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный  успех , и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.

Но мирового значения это течение не может иметь. Буддизм  изжил все свои главные принципы, и человечество, в лице своих вождей и пророков , видит уже дальше, чем смотрел буддизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

За два с половиной  тысячелетия своего существования  буддизм создал не только религиозные  представления и философию, но и  культуру, искусство, систему образования, — иными словами, высокоразвитую цивилизацию. По мнению одного известного исследователя, если попытаться обозреть эту религию как бы с высоты птичьего полета, перед нами раскинется пестрое «лоскутное одеяло» из направлений, школ, течений, религиозных движений и организаций. И тем не менее это «одеяло» уже тысячи лет греет души миллионов последователей буддизма во всем мире.

Буддизм вобрал в  себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также  определил образ жизни и мыслей миллионов людей этих стран.

Буддизм был и  остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где  он распространяется. Китайский буддизм  — это религия, которая говорит  с верующими на языке китайской  культуры и национальных представлениях о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т.п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди  других мировых религий. Из-за этого  последователей Будды часто упрекали в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться  позволила буддизму вобрать в  себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием несколько  веков.

Многих последователей буддизм привлекал именно тем, что  не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе  и отказа от обрядов, посвященным местным богам. Буддист может одновременно исповедовать индуизм, даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно миллион. Точное же число мирян — последователей буддизма —- определить просто невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

Информация о работе Буддизм