Боги древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является попытка систематизации наиболее популярных божеств Древнего Египта и анализ изменений, которые происходили в их иконографии в течение тысячелетий. Сделана попытка раскрыть причины удивительного консерватизма традиций зоолатрии в египетском искусстве и архитектуре.

Содержание работы

Введение5

1. ПОЛИТЕИЗМ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН6

2. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ9

3. ЗВЕРОБОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА11

Заключение26

Литература27

Файлы: 1 файл

Боги древнего Египта.docx

— 440.19 Кб (Скачать файл)

     Сокол, коршун

     В мифах многих народов мира, рассматривающих  вопросы мироздания, отражено противостояние небесных, «горних» божеств с хтоническими и водными богами подземелий. Это мифы о тектонике мироздания,  о Мировом Древе, Мировой Горе и т.п. Мифология Древнего Египта не избежала этого дуализма. Олицетворением сил света, добра здесь часто выступают пернатые хищники – орлы, соколы, коршуны. Символами мрака и первородного зла считалась змея. Вполне возможно, что такое качественное разделение тотемных животных отразило политическую и религиозную конфронтацию Севера и Юга додинастического Египта. Союз южных племен был объединен фетишем сокола, северных – кобры. Впоследствии фараоны-объединители Египта соединили эти фетиши в своей короне – кобру-урея Уаджат (тотем города Буто) и самку коршуна Нехбет (тотем верхнеегипетского Нехеба). То, что символами Обеих Земель стали женские божества, свидетельствует о высокой исторической роли матриархата в африканских государствах. Вполне вероятно, что на выбор символов существенно повлияли и географические особенности Северного и Южного Египта. Именно Юг с его обширными саваннами был более привлекателен для пернатых хищников. Болотистая дельта стала «уделом» змей. Сказания о битвах горных людей-орлов с людьми-змеями,  обитателями долин,  конечно же,  имеют свои корни в древнеегипетской мифологии.

     Первые  фараоны исторического Египта были выходцами из южных номов (предположительно – городов Тиниса либо Абидоса). Естественно поэтому, что южный тотем – бог-сокол Гор – стал покровителем власти фараонов первых трех династий. Лишь фараон Хефрен (IV династия) первым отрекся от древних традиций и открыто провозгласил себя сыном солнечного бога Ра. Отныне сокол, древний фетиш южных фараонов, прочно связал свою судьбу с солярным культом, стал олицетворением и спутником солнечных богов и фараонов. В этой метаморфозе нет ничего удивительного: только этой легкой и стремительной птице могла по праву принадлежать власть над воздушным пространством. Всякая же власть стала отождествляться с именем фараона – Великолепного Сокола.

     В исторические времена культ сокола Гора стал фактически общеегипетским, но большинство центров его почитания было расположено все же на юге – Ком-Омбос и Эдфу (Гор), Иераконполь (Немти) (рис. 7).

     Северными центрами культа священного сокола были традиционные центры солнечных культов  – Мемфис (Сокар), Абу-Гураб, Гизе и Саккара (Ра-Горахти), Гелиополь  (Атум). Культ сокола стал особенно популярен в Позднем Египте, когда соколиная охота превратилась в излюбленное развлечение чужеземных правителей – ассирийцев, персов, эллинов18.

     

     Рис. 7. Разновидности древнеегипетских богов-соколов (слева направо –  Гор  Бехдетский, Харсомт, Гор – сын Исиды и Осириса, Хароерис, Гор из Эдфу) 

     Помимо  перечисленных выше, в древнеегипетском пантеоне существовало множество иных зверобогов. Их нельзя отнести к разряду общегосударственных. Некоторые были покровителями отдельных номов, иные – тотемами небольших селений. Выбор богов был практически неограниченным. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, в религиозном смысле египтяне как и народы других древних цивилизаций были политеистами, т. е. многобожниками. В Древнем Египте насчитывалось около 5 тыс. различных божеств. В каждой из 42 провинций (номов) был свой главный бог, символическое имя которого и носил данный ном. В Египте никогда не было одного имперского Бога, главного среди всех богов и получившего признание этого статуса от всех номов, жителей страны.  Имя «главного»  Бога империи провозглашалось властью, но это не значило, что его главенство становилось реальностью для всей империи. Оно провозглашалось, но главенство этого бога не навязывалось силой. Попытка фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) утвердить единого бога Атона по всей империи с применением силовых методов закончилась полным провалом.  Очевидно, мы можем назвать египтян первым народом,  проявившем религиозную толерантность.

     История религий говорит о том, что  в ходе социально-экономического развития общества, по мере перехода от доклассовой  структуры к структуре классовой, тотемизм постепенно отмирал. Это вполне закономерное явление объясняется  эволюцией религиозной идеологии  в связи с социально-экономическим  прогрессом общества. В Египте же мы наблюдаем явление противоположное: тотемизм не только не отмирает с переходом общества от доклассовой структуры к структуре классовой, но, наоборот, поднимается на высшую ступень, превращается в подлинный культ животных, который, в свою очередь, развивается и крепнет, достигая полного расцвета в греко-римские времена, когда Египет навсегда теряет политическую независимость. 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алакшин А.Э. Культурология: Взгляд на мировую культуру: тексты лекций. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та,  2003.
  2. Бадж Э.А.У. Египет во времена Рамсеса Великого. М.: Новый Акрополь, 2010.
  3. Египетская мифология: энциклопедия.  М.: Олмапресс, 2002.
  4. Зайцев А.В., Лаптева В.Я., Порьяз А.В. Мировая культура. Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. М.: Олмапресс, 2000.
  5. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб.: Аргус, 2000.
  6. Липиньская Я. Мифология Древнего Египта. М.: Искусство, 1983.
  7. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.; Л. : Искусство, 1961. 
  8. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - №2. – С. 68 – 74.
  9. Швечиков А.Н. Философско-религиозный смысл социальных институтов Древнего Египта // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – С. 162 – 166.
 
 

Интернет-источники:

  1. Боги древних египтян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.a-u-m.ru/egypt/17.html. - Загл. с экрана.
  2. Бругш Г. История фараонов [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер – история. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/brugsh/index.php. - Загл. с экрана.

Информация о работе Боги древнего Египта