Боги древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является попытка систематизации наиболее популярных божеств Древнего Египта и анализ изменений, которые происходили в их иконографии в течение тысячелетий. Сделана попытка раскрыть причины удивительного консерватизма традиций зоолатрии в египетском искусстве и архитектуре.

Содержание работы

Введение5

1. ПОЛИТЕИЗМ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН6

2. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ9

3. ЗВЕРОБОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА11

Заключение26

Литература27

Файлы: 1 файл

Боги древнего Египта.docx

— 440.19 Кб (Скачать файл)

 Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова

     Исторический  факультет

     2 курс 
 
 

     Реферат

   на  тему: «Боги древнего Египта»  
 
 

                                      Выполнил:

                                      студент 2-го курса, группа_____

                                      Аблязин Тимур Ибрагимович

                                      Дата сдачи__________________ 
 

                    Проверял: доцент, кандидат

                    педагогических наук

                    Богданова Светлана Витальевна 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

     Москва 2011 

Содержание: 

Введение5

1. ПОЛИТЕИЗМ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН6

2. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ9

3. ЗВЕРОБОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА11

Заключение26

Литература27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема, которой посвящена эта работа, не нова. Мир египетских богов, столь  удивительный и непонятный эллинам, даже в наши дни считается  крайне запутанным, полным  фантастических  домыслов  и метафизики. Это вполне объяснимо, поскольку пантеон Та-Мери (Возлюбленной Земли) насчитывал  не  менее пяти  тысяч богов и богинь  в самых различных обличьях. Древнеегипетская история замечательна уже тем, что она демонстрирует последовательный процесс трансформации религиозных воззрений от тотемизма и промысловой магии к монотеизму и мировым религиям.

     Целью настоящей работы является попытка  систематизации наиболее популярных божеств  Древнего Египта  и  анализ  изменений,  которые  происходили  в  их иконографии  в течение  тысячелетий.  Сделана  попытка  раскрыть  причины удивительного консерватизма традиций  зоолатрии  в  египетском  искусстве и архитектуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОЛИТЕИЗМ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ  ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
 

     Понятие бога, его духовной и физической силы, его образа, его возможностей и влияние на жизнь человека есть показатель того уровня духовной и  нравственной культуры, на который  поднялся тот или иной народ, или  цивилизация. В религиозном смысле египтяне как и народы других древних цивилизаций были политеистами, т. е. многобожниками. «Древние египтяне, – сообщают нам авторы «Египетской мифологии», – жили в мире,  наполненном духами…  Они символизировали все на свете;  придавали осязаемую форму каждой абстрактной идее; имели богов,  олицетворяющих каждую фазу и функцию жизни,  каждое значимое действие и происшествие,  каждый час и каждый месяц; у них были боги сил природы, обожествленные животные, антропоморфные боги, а также боги живых и боги мертвых»1.

     По  утверждению известного английского  египтолога У. Баджа2, в Древнем Египте насчитывалось около 5 тыс. различных божеств. В каждой из 42 провинций (номов) был свой главный бог, символическое имя которого и носил данный ном. Существовали, например, Номы Зайца,  Волка, Двух Стрел и т. д. В Египте никогда не было одного имперского Бога, главного среди всех богов и получившего признание этого статуса от всех номов,  жителей страны.  Имя «главного»  Бога империи провозглашалось властью, но это не значило, что его главенство становилось реальностью для всей империи. Оно провозглашалось, но главенство этого бога не навязывалось силой. Попытка фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) утвердить единого бога Атона по всей империи с применением силовых методов закончилась полным провалом3.  Очевидно,  мы можем назвать египтян первым народом,  проявившем религиозную толерантность.

     Немаловажно,  как представляли себе египтяне образы богов,  потому что они связаны  непосредственно с тем уровнем  мышления и культуры, который был достигнут на данное время. Судить об этом образе мы можем по характеру и форме их изображения в произведениях искусства и по священным текстам,  на основании которых возможны выводы о том,  как мыслилась (понималась) сама сущность того или иного божества, какие функции оно выполняло.

     Египетские  боги изображались или в виде животных и неодушевленных предметов, или  в человеческом теле, но с головой  животного,  или же мужчинами и  женщинами с определенными признаками их божественной власти  (инсигнии).  Они изображались, как правило, в  торжественных культовых позах  и никаких «вольностей»  в их изображении не допускалось. Именно этот стиль будет взят в качестве образца для изображения христианских святых.

     Несмотря  на воистину бесчисленный сонм богов  и отсутствие единого имперского бога, в Древнем Египте зародилась и никогда не уходила из религиозного сознания идея того главного и единственного  Бога, который сотворил все, в т. ч. и многочисленных богов, выполняющих  по его воле те или иные священные  функции.

     Египтолог прошлого столетия Г. Бругш проработал массу древних египетских текстов, касающихся высказываний о Боге – Творце мира. Его исследование показало, что египтяне наделяли «мирового Бога» следующими эпитетами. Он есть Единственный, который все сотворил. Он есть скрытый дух, великий,  божественный дух. Он изначален, вечен. Он – отец всех начал. Он бесконечен и будет пребывать вовеки.  Бог есть сокрытая тайна и никто не знает его образа. Он скрыт не только от людей,  но и от богов. Тайной является и Его имя. Бог есть истина. Он живет истиной и питается ею.  Он есть жизнь. Бог – не познаваем4.

     Здесь мы можем убедиться, насколько сближаются египетское и христианское толкование Бога.

     В древнеегипетском понимании влияние  богов на людей осуществлялось преимущественно  через царствующую особу –  фараона. Именно через него осуществляется самый короткий путь приближения  к Богу. Именно царь (фараон) вершит божий суд между людьми и умиротворяет богов.  «Две главные функции осуществляет царь:  во-первых,  он осуществляет Маат (справедливость) в обустройстве земной жизни людей,  во-вторых, он выступает главным ходатаем перед богом за интересы людей»5. Эти две функции, по убеждению египтян, были смыслообразующими в обустройстве и праведности их земной жизни.

     С одной стороны, они обязывали  фараона вести себя в высшей степени  разумно, благочестиво, справедливо  и нравственно. Поэтому никаких  правителей вроде восточных деспотов или римских императоров типа Нерона или Калигулы появиться на египетском царском престоле не могло.

     Не  люди, а боги определяли, кому быть на египетском престоле,  поэтому главный  ответ фараоны держали перед  своими собратьями –  богами и только потом перед людьми. Царская власть считалась египтянами вечной и бесконечной, как мир и боги,  и необходимой, как они.

     «Самым  родным для всех египтян был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части тела мужа; Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса - Гора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрываться в недоступных болотах Дельты. Когда ребенок вырос, он одолел своего дядю, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон. Египтянам были необычайно близки страдающие боги. Культ Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Гора пользовался наибольшей популярностью. Каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. В своих надгробных надписях они именовал себя “Осирис такой-то” и рассчитывали разделить судьбу этого бога в загробном мире»6. 

  1. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
 

     Изучение  сложнейшей системы религиозной  жизни в Древнем Египте нам  представляется необходимым начать со знакомства с космогоническими мифами.

     Существовало  несколько развитых древнеегипетских космогонических концепций, появившихся  в различных частях страны. Мы остановим  свое внимание на двух из них —  гелиопольской и мемфисской (названных так по греческому наименованию центров местностей).

     По  гелиопольской версии в начале всего сущего был Хаос («Нун») — Первозданный Океан, Нетворческая водная стихия.

       Однажды в этом мраке вдруг  появился Атум — первоначальное божество (и, добавим, главное божество Гелиополя). Он, возможно, сам был в виде холма или этот холм создал (в первом варианте луч бога Ра осветил Хаос, и холм задышал, став, по сути, Атумом).

     После длительного пребывания в одиночестве  Атум решил сотворить мир. Эякулировав, он проглотил собственное семя и через определенный инкубационный период выплюнул изо рта Шу — бога воздуха, после чего изрыгнул Тефнут — богиню влаги и мирового порядка. В Шу и Тефнут Атум, при рождении, вдохнул «Ка-двойника», одну из жизненных субстанций божеств и людей.

     Шу и Тефнут стали родителями Гебу— бога земли — и Нут — богини неба. Те первоначально жили как единое  целое, часто, однако, ссорясь из-за ежедневного, с рассветом, пожирания небом Нут своих детей — звезд. Разгневанные склоками боги постанови ли «развести» супругов, что и сделал мощный Шу. Он отделил твердь земную от тверди небесной, приведя, таким образом, в порядок систему мироздания. Бог солнца Ра (в данной космогонии фигурирующий в качестве изначального божества, стоящего вне Хаоса) получил теперь возможность каждый день проплывать по небу над землей в своей небесной ладье. Самодостаточные Геб и Нут время от времени сливаются друг с другом, порождая различные явления — Нил на земле, плодородную почву и т. д. Произвели они на свет и четыре божества — Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Совокупность вышеперечисленных, начиная с Атума, богов (исключим Ра) составляет Великую Гелиопольскую Девятку верховных божеств.

     Гелиопольская космогония была популярна во многих частях Египта во времена и Древнего, и Среднего, и Нового царств. Немного отличается от нее мемфисская картина создания мира, где находящийся посреди всеобщего Хаоса Птах, по сути, земля, или холм, проявив волю, воплощает самого себя в божество. Затем Птах задумывает свое творение и проговаривает его имя во вне (без проговаривания акт не имеет силы). Помыслил он создать Атума, произнес Слово — и возник Атум. Нетрудно догадаться, что Птах является верховным божеством Мемфиса.

     Возможно, мемфисский вариант космогонии представляет собой слегка переработанную гелиопольскую идею. Атум в мемфисской космогонии предстает помощником Птаха: Атум создает Великую Девятку — Птах наделяет богов могуществом посредством все того же Слова. Птах устроил всю земную жизнь — сотворил людей (по гелиопольской теории они возникли из слез Атума…), города, храмы, научил людей приносить богам жертвы и т. д.

     Жители  города Фив, также имевшие свою космогоническую  систему, были уверены, что первоначальным божеством является покровитель  их местности Амон; именно он создал Птаха, Атума и далее, как говорится, по списку.

     Мифы  в древнейшие времена имели, скорее всего, свою специфическую оригинальность; в результате же многочисленных компиляций, политической целью которых было восстановление «космогонической справедливости» (каждый из упомянутых городов являлся  когда-то столицей Египта), тексты легенд, наверняка, изменились и приобрели  достаточно стандартный вид7. 

  1. ЗВЕРОБОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
 

     В древности контакты между людьми и животными были более тесными, почти «родственными». Французский  археолог Анри Лот в качестве примера  привел роспись Тассили, изображавшую сцену совокупления мужчины с самкой буйвола. В такой ситуации животное выступало в качестве близкого родича и даже предка племени (одна из древнейших форм тотемизма). В раскопках поселений додинастического Египта найдено немало бытовых предметов, украшенных фигурками животных – то добрых покровителей семьи, то защитников от воров и разбойников8. Для большей сохранности содержимого сосуда на его стенках, особенно вдаль краев, рисовали или лепили фигурки крокодилов, скорпионов и других опасных животных. Ручкам сосудов также придавалась форма того или иного зверя или пресмыкающегося. По-видимому, этими же причинами можно объяснить появление сосудов, имеющих форму того или иного животного – павиана, гиппопотама и др.

     Человек верил, что духи, заключенные в  этих миниатюрных изображениях, могут  активно вмешиваться в его  жизнь, вредить ему или,  наоборот, помогать. Отсюда становится понятным назначение амулетов в форме крокодилов, собак, пчел. Эти украшения олицетворяли личные обереги человека, животных-покровителей его рода, племени, нома. Дальше –  больше. Изображения тотемных животных перекочевали на древки знамен и штандартов, стали элементами гербов, эмблемами подразделений и соединений египетской армии («Сокол», «Слон», «Бычий Череп», «Перо», «Гарпун», «Рыба»  и т.п.) (рис. 1) и, наконец, зверобогами.

Информация о работе Боги древнего Египта